23 декабря 2019 в 17:22

Что же представляли собой древнегреческие боги и воспетые в эпических сказаниях герои? Что было основным содержанием эллинской религиозной системы и как оно отражалось на повседневной жизни древних греков?

Боги и герои гомеровского этапа в истории Греции

Как известно, страны ближневосточной древности оказали значительное влияние на цивилизацию античной Греции. Более того, первые очаги высокой культуры и государственности, в частности, на острове Крит и в Микенах, возникли на рубеже III-II тыс. до н. э. под непосредственным воздействием близлежащих стран, таких как Египет, Сирия, Финикия, или достигших высокого уровня развития малоазийских народов, в первую очередь хеттов.

Это влияние заметно на примере дворцово-храмовых сооружений на Крите с его культом получеловека-полубыка Минотавра, равно как и успехов, достигнутых в кораблестроении, столь необходимом для насыщенного островами юга Балкан. Несомненно, Греция испытывала значительные внешние воздействия с разных сторон, как с севера, откуда на ее территорию волнами шли индоевропейские переселенцы, так и с юга или востока, где имелись развитые очаги цивилизации. Неудивительно, что в итоге самые ранние древнегреческие культуры не имели особых отличий от соседних с ними ближневосточных. Это относится и к критскому, и к материковым очагам древнегреческой цивилизации, которые довольно скоро были уничтожены в результате природных катаклизмов и нашествия с севера варваров-дориицев, сыгравших роковую роль в гибели так называемой ахейской Греции, предшествовавшей им.

Новый исторический этап в истории Греции, иногда не без оснований именуемый гомеровским (XI-IX вв. до н. э.), сравнительно мало известен историкам и археологам. Этот период не случайно называют по имени величайшего из древних поэтов: едва ли не все, что известно о том времени, почерпнуто именно из приписываемых Гомеру масштабных эпических поэм «Илиада» и «Одиссея», посвященных Троянской войне и приключениям одного из самых активных ее участников. Однако самое интригующее - это реальные события, связанные с дорииским завоеванием и той загадочной социально-политической мутацией, которую испытала страна за несколько так называемых «темных веков».

Результатом мутации, о которой идет речь (иногда ее называют архаической революцией, что не совсем корректно, ибо мутация, в отличие от революции, есть нечто случайное и неповторимое), явилась Великая бифуркация в истории человечества. Эта бифуркация, как известно, привела к расколу между теми народами, которые традиционно шли по единому пути, определенному восточными цивилизациями и восточным типом государственности, и народом Греции, который избрал античный путь эволюции. Новому пути соответствовали и принципиально новые социально-политические структуры, и другая экономика, и, главное, совсем иные мировоззренческие представления. Далее некоторые вопросы будут рассмотрены более подробно. Однако основное внимание будет уделено проблемам, имеющим отношение к античным формам религиозных представлений и верований. Ведь как раз они были теснейшим образом связаны с принципами нового образа жизни и более того, задавали тон в эволюции новаций, как в быту, так и во взаимоотношениях людей с окружающим их миром сверхъестественного.

Особенное отношение к Богам в Древней Греции

В отличие от представлений и верований, свойственных первобытным коллективам или древним ближневосточным государственным образованиям, будь то ранние религиозные комплексы примитивных этнических общностей или более развитые системы многочисленных очагов городской цивилизации, религии античных греков, а позднее и римлян, представляют особый интерес главным образом своим отношением к богам и героям, которое, заметим, отнюдь не означало «панибратства», а свидетельствовало о высоком достоинстве человека. В античном мире люди не падали ниц перед богами.

Они восхищались героями и воздавали им должное, воспевая их подвиги. Но при этом герои с их полубожественным статусом и происхождением, да и сами боги, их покровители, а то и родители, - нечто если и не очень близкое, то во всяком случае всем хорошо понятное, созданное и «отшлифованное» десятками поколений. Это именно те представители сверхъестественной силы, которые при всем их величии и всемогуществе чем-то напоминают людей.

Стоит обратить внимание на то, что изображаются они в виде совершенных телом и обликом людей. И это не случайно. Античные греки — а именно с них берет начало традиция, о которой идет речь, — с легкостью включали богов и героев в свои предания-мифы, где эти божественные либо полубожественные персоны существовали рядом с обычными людьми. Более того, эти «феноменальные» силы не только находились около них, но и чаще всего действовали вместе с ними, помогая им либо мешая, — все зависело от вложенной в фабулу интриги.

Даже в иудаизме, где Яхве был крайне милостив по отношению к избранному им народу и явно потворствовал иудеям, запутавшимся в созданных ими же противоречиях, нет ничего похожего. Там Яхве совсем не появлялся перед народом и лишь изредка общался с ним через избранных им пророков-посредников. О других божествах в иных религиозных древневосточных системах и говорить нечего. Они, как правило, были лишь объектом страстного почитания. И во всем этом таится неумолимая закономерность: в обществах, где человек несвободен в принципе, независимо от его принадлежности к тому либо иному сословию, боги или даже великий единый Яхве не могут быть рядом с ним. Всемогущие сверхъестественные силы высокомерно стоят над морем их земных почитателей и лишь изредка милостиво спускаются, дабы получить законную жертву вместе с исступленными мольбами людей и обрядами посредников-жрецов.

Иное дело — мир небольших древнегреческих полисов, мир полноправных граждан, которые сами управляют своими мини-государствами и ежегодно переизбирают весь несложный аппарат администрации, призванный заботиться о всеобщем благе и именно с этой целью управлять полисом. И даже когда древнегреческие полисы в процессе синоикизма начали разрастаться, расширяться и структурно усложняться, превращаясь в весьма развитые, пусть даже не очень крупные государства, отношение между гражданами и аппаратом власти оставалось прежним. А если правители не обожествлены, если каждый может встать в их ряды, то стирается та непреодолимая грань между правящими верхами и управляемыми подданными, которая всегда была столь естественной и неизменной на Востоке.

Отсюда и отношение в античном мире к богам и героям. Да, конечно, боги не чета обычным людям, однако они не претендуют на то, чтобы управлять этими людьми с высот Олимпа, своей обители. Разумеется, они вмешиваются в жизнь людей, подчас диктуют им свое решение (это касается богов — герои ведут себя иначе, ибо сами де-факто остаются людьми и живут рядом с ними), но не более того. К тому же их вмешательство, причем зачастую без особых и тем более унизительных просьб, идет на пользу людям, пусть даже по выбору: одни боги помогают одним, другие — их противникам.

Древнегреческие Боги и герои в памятниках литературы

Мир античных богов и героев, равно как и его отражение в великих эпических поэмах Гомера, бесчисленных мифах и драмах других авторов, будь то Гесиод, Софокл, Еврипид и многие-многие другие, - это нечто совершенно иное по сравнению с классическим Востоком. Конечно, и там всегда существовало множество разного рода верований и представлений, богов и героев, мифов и преданий. Более того, немало заимствований из восточного эпоса перекочевало и на эллинскую почву. Однако все почерпнутое из другой культуры было настолько глубоко усвоено и тщательно переработано с учетом античной реальности, что порой весьма трудно найти его следы, сохраняющиеся чаще всего лишь в фабулах, реже в именах.

В отличие от низвергнутых титанов, олицетворявших грубые силы природы и не слушавших разумных советов некоторых из них, в том числе знаменитого Прометея, жившие на горе Олимп боги нового поколения, отличавшиеся чисто человеческими качествами, причем чаще всего лучшими из них, стали символом мудрости и отваги, справедливости и искреннего желания помогать людям. Судя по всему, именно олимпийцы были теми близкими эллинам небожителями, которые не только активно помогали почитавшим их людям, но и стали неотъемлемой частью их высокой духовной культуры.

Теогония Гесиода, отразившая, видимо, в мифологической форме отличие древневосточных божеств от древнегреческих и исторический процесс завоевания Эллады греками-дорийцами, интересна как факт осмысления революционного переворота в древнегреческой мысли, свершившегося вследствие этого завоевания и приведшего в конечном счете к созданию на планете принципиально новой политической структуры — античных полисов. Греки-дорийцы, частично смешавшиеся с населявшими Элладу до их появления другими народами, в том числе греками-ахейцами или жителями Крита, со временем взяли на себя задачу мифологически осмыслить предшествовавшие им события.

Это нашло свое воплощение как в теогонии Гесиода, так и в художественно совершенном эпосе великого Гомера. Именно в его поэмах впервые перед изумленными читателями и почитателями древних сказаний встают во весь рост едва ли не все боги Олимпа, втянутые в сказочную историю о так называемом яблоке раздора, которое стало поводом для знаменитой Троянской войны. И хотя в ходе этой войны симпатии и антипатии богов и богинь были различными, именно это вполне жизненное обстоятельство привело к тому, что могущество небожителей-олимпийцев гармонично вплелось в земные страсти борющихся сторон.


Комментарии

Добавить комментарий

Поля отмеченные * обязательны.

Если не можете разобрать код, нажмите на него. Картинка будет заменена.
 
ПРОВЕРЬТЕ СЕБЯ ОНЛАЙН
Загрузка...

ПОПУЛЯРНЫЕ ТЕСТЫ


ГОРОСКОП НА СЕГОДНЯ
Овен Телец
Близнецы Рак
Лев Дева
Весы Скорпион
Стрелец Козерог
Водолей Рыбы