Краткая биография Аристида Справедливого

26 июля 2020 в 15:22

Аристид родился около 540 г.до а э. в знатной, но небогатой семье. Включившись в политическую деятельность, он сознательно не примкнул ни к одной из существовавших в начале V в. до н. э. и боровшихся друг с другом группировок. Как пишет Плутарх, «Аристид Справедливый всякое государственное дело предпринимал в одиночку, а товариществ чуждался, полагая, что власть, приобретённая через друзей, мешает человеку быть справедливым».

Знаменитые поступки Аристида

Аристида, известного афинского политика и полководца, уже античные авторы во всём противопоставляли Фемистоклу. Действительно материал для сравнения был в высшей степени удачный — два полярно несхожих деятеля; один безусловно талантливый и яркий, но при том беспринципный, другой, может быть, не столь одарённый, зато по моральным качествам являвший собой воплощение идеального гражданина.

Аристида за его честность, неподкупность, бескорыстие, непоколебимую принципиальность и душевное благородство уже при жизни называли Справедливым. Это прозвище и укрепилось за ним в дальнейшей исторической традиции. Аристид уникален. За всю историю в тех случаях, когда видел, что это пойдёт на благо полису. Он всегда ставил общегосударственные интересы выше личных и групповых, чем вызывал общее удивление, так как подобный тип поведения резко выделялся на фоне афинской политической жизни с её ярко выраженным личностным, агональным вектором.

Аристид не шёл ни на какие уступки там, где видел свою правоту, зато и не считал зазорным переменить точку зрения, если иной взгляд на вещи представлялся более убедительным. Плутарх рассказывает: «Внеся на рассмотрение народа какой-то законопроект, когда его мнение, невзирая на многочисленные и горячие возражения, всё же возобладало и председатель уже готов был перейти к голосованию, Аристид убедился, что противники правы, и снял своё предложение». Случай почти немыслимый в условиях древнегреческого менталитета, да что там — любой политической системы!

Случалось Аристиду находить общий язык даже с Фемистоклом. Вот ещё один эпизод из его жизни, переданный тем же Плутархом: «Однажды он был отправлен в посольство вместе с Фемистоклом, хоть они и враждовали. „Давай, Фемистокл, — сказал он, — оставим нашу вражду на границе, а когда будем возвращаться, тогда, если хочешь, подберём её опять"». Неизвестно, к какому времени относится это изречение, но в любом случае оно хорошо характеризует как общую позицию Аристида, так и его отношения с Фемистоклом. Два политика, умудрённые государственные мужи, в случае необходимости находили в себе силы забывать о разногласиях и выступать единым фронтом.

В целом же Аристид и Фемистокл были слишком разными людьми, чтобы между ними могла возникнуть подлинная политическая и личная близость, Обычно дискутировали они предельно остро и горячо. После одной из подобных стычек в народном собрании Аристид мрачно пошутил, сказав, «что афиняне до тех пор не будут в безопасности, пока не сбросят их обоих — и Фемистокла, и его самого — в пропасть».

Переговоры Аристида с Мильтиадом

Громкая слава впервые пришла к Аристиду в 490 г. до н. э., во время Марафонского сражения с персами. Во главе афинского ополчения, выступившего к Марафону, стояли десять стратегов, в том числе и Аристид. Стратеги командовали войском на началах полного равенства и коллегиальности. Только один из них — Мильтиад — действительно был способен победить персов: он имел чётко продуманный план действий, основанный на хорошем знакомстве с персидской военной организацией, её сильными и слабыми сторонами.

Мильтиад добивался, чтобы ему предоставили единоначалие. Но его доводы натыкались на несговорчивость коллег. Какой же афинский аристократ поступился бы собственным «я» в чужую пользу! И вот тут роль палочки-выручалочки сыграл Аристид. Он отказался от своих полномочий стратега в пользу Мильтиада. Этот экстраординарный поступок послужил примером для остальных полководцев, и они сделали то же. В результате Мильтиад, теперь единоличный командующий афинским войском, смог разгромить врага.

Итак, Аристид продемонстрировал свою готовность поступиться личными амбициями во имя спасения родины. Такое «самоотречение оказало ему хорошую услугу. Сразу после Марафона «рейтинг» Аристида начал стремительно расти. И уже на ближайших выборах, в 489 г. до н. э., его избрали первым архонтом, высшим должностным лицом полиса. Так афиняне почтили «непохожесть» Аристида на остальных. В дальнейшем он как бывший архонт и член ареопага занимал прочное место в высших кругах политической элиты, став одним из признанных лидеров афинян.

Борьба между Аристидом и Фемистоклом

В конце 80-х гг. V в. до н. э. борьба между Аристидом и Фемистоклом достигла наибольшего накала. К тому времени Аристид, и только он, стоял на пути Фемистокла к безоговорочному первенству в государстве. Рано или поздно должна была сказаться полная противоположность их общеполитических позиций. Кроме того, имелись разногласия по важному вопросу: как лучше дать отпор персам, когда они снова вторгнутся в Элладу. В противовес Фемистоклу, настаивавшему на постройке мощного флота, Аристид считал, что нужно развивать и укреплять сухопутную фалангу. Как показало будущее, Фемистокл был дальновиднее. Это, наверное, единственный случай, когда Аристид совершил по-настоящему серьёзный промах.

Принципиальность оказалась для него важнее, чем соображения стратегической целесообразности. Впрочем, возможно, он уже тогда предвидел внутриполитические последствия предлагаемой морской программы — резкую демократизацию афинского полиса. А сторонником радикальной демократии Аристид никогда не был: он, как и полагалось настоящему греку, не любил крайностей.

Изгнание Аристида

Потерпевшего поражение в борьбе с Фемистоклом Аристида в 482 г. до н. э. изгнали из Афин остракизмом на десять лет. Во время голосования черепками имел место эпизод, который Плутарх передаёт так: «Когда надписывали черепки, какой- то неграмотный, неотёсанный крестьянин протянул Аристиду — первому, кто попался ему навстречу, — черепок и попросил написать имя Аристида. Тот удивился и спросил, не обидел ли его каким-нибудь образом Аристид. „Нет, — ответил крестьянин, — я даже не знаю этого человека, но мне надоело слышать на каждом шагу «Справедливый да справедливый». Аристид ничего не ответил, написал своё имя и вернул черепок».

Аристид удалился на остров, неподалёку от побережья Аттики. Но уже в 480 г. до н. а, когда Ксеркс вторгся в Элладу, Аристида вместе с другими изгнанниками помиловали и позволили им досрочно вернуться на родину. Забыв все свои конфликты с Фемистоклом, Аристид выразил готовность служить под его началом и деятельно включился в борьбу с агрессорами.

Пик военной карьеры Аристида

Аристид отличился в Саламинском сражении: во главе отряда гоплитов высадился на расположенный в проливе островок Пситталия. очистил его от персидского гарнизона и сделал греческим плацдармом. В ходе сражений Аристид уничтожал или брал в плен врагов, пытавшихся спастись с тонущих кораблей на этом островке. Он и здесь не изменил своим принципам, даже в морском бою действуя на «сухопутный» манер!

Ближайшие годы после Саламина стали пиком карьеры Аристида. Его много раз избирали стратегом, причём рассматривали не просто как одного из рядовых членов этой коллегии, а как самого авторитетного полководца и политика. На некоторое время он стал, без преувеличения, первым лицом в полисе, даже Фемистокл отошёл на второй план. В Платейском сражении 479 г. до н. э., покончившем с персидским нашествием на Элладу, Аристид командовал афинским отрядом.

Но звёздный час Аристида наступил в 478 г. до н. э., когда он — первый и единственный раз в своей жизни — командовал флотом Афин, действовавшим в Эгейском море. В том же году произошло событие огромного исторического значения. По инициативе Аристида и под его руководством Афины создали вместе с несколькими греческими полисами, находившимися на островах и побережьях Эгейского моря, мощное военно-политическое объединение — Делосский союз. Этот союз, впоследствии переросший в Афинскую морскую державу, на долгое время стал одним из главных центров силы в греческом мире.

Аристид установил нормы фороса (ежегодных взносов), который платили члены союза в общую казну. По общему мнению современников, эти нормы были весьма умеренными и справедливыми и продержались неизменными на протяжении нескольких десятилетий.

Последние годы жизни Аристида

С чувством выполненного долга возвратился Аристид в Афины и вскоре ушёл на покой. Жил он ещё довольно долго (умер около 467 г. до н. э.), но уже не занимался активной политической деятельностью. В частности, он не принимал участия в травле Фемистокла, когда того изгоняли остракизмом, приговаривали к смерти и т. д. По словам Плутарха, «Аристид забыл старые обиды, и в то время, как Кимон и многие иные наперебой изобличали Фемистокла, один лишь Аристид и не сделал, и не сказал ничего ему во вред; он не радовался несчастью врага, как прежде не завидовал его благоденствию».

В последние годы жизни Аристид был окружён всеобщим уважением и почётом. Но при том оставался человеком небогатым, вёл простой и неприхотливый образ жизни. Его похоронили за счёт гражданского коллектива, а это одна из высших почестей, какую мог оказать афинский полис своему гражданину.

Хорошо отражает отношение греков к Аристиду характеристика, данная ему Платоном: «Это трудно и потому особенно похвально — прожить всю жизнь справедливо, обладая полной свободою творить несправедливость. Таких людей немного, но они были и, я надеюсь, будут и впредь и здесь, и в иных краях — честные и достойные люди, чья добродетель в том, чтобы справедливо вершить дело, которое им доверено. А один прославился больше остальных, и не только в Афинах, но повсюду среди греков — это Аристид, сын Лисимахэ».




Обязательные для заполнения поля помечены знаком *.

Если у Вас возникли проблемы с чтением кода, нажмите на картинку с кодом для нового кода.