Истории про амазонок - правда или вымысел

Чаще всего легенду об амазонках связывают с отдаленным воспоминанием о матриархате, что, несомненно, неправильно. Понимание матриархата как власти женщин над мужчинами является наивностью необразованных; речь не идет также о замене функций мужчины и женщины, например, в бою или при выполнении домашних обязанностей. Серьезные ученые — не говоря уже о Фридрихе Энгельсе, который вопросами общественного развития занимался глубоко и основательно, — никогда ничего такого не утверждали.

Амазонки - воинственные девы

Основополагающее в матриархате — матрилинейный род, т.е. различие родства не по отцовской, а по материнской линии, а также матрилокальный брак, требующий, чтобы муж жил с женой на территории ее рода или племени. Во времена свободных половых связей это было очень важным установлением, обеспечивающим детям нормальные родственные связи и, следовательно, защиту и помощь, а также спасающим девочек от умерщвления в период нужды и голода — ведь вскоре они должны были привести на территорию рода или племени новых молодых и сильных мужчин. Матриархальные мотивы, как доказали советские ученые, можно найти, например, в немецкой "Песне о Хильдебранте", в персидском сказании о Рустеме, в русской былине об Илье Муромце и других источниках. Однако в них нет ни намека на существование бешеных воительниц, уничтожающих мужчин и отрезающих себе правую грудь, чтобы она не мешала при стрельбе из лука...

Амазонки - любимые героини романов, древних и средневековых описаний путешествий. Мы встречаемся с ними у Гомера, в романе Псевдокаллисфена, у Плутарха, Павсания и во всех бесчисленных александреидах, т.е. произведениях, рассказывающих о походах Александра Македонского. Александр якобы даже вступил в схватку с этими всадницами, которые храбро бились, ненавидели мужчин и лишали жизни младенцев мужского пола, которые появлялись на свет на окраинах царства амазонок от связей с иноземцами.

Как появилась легенда об амазонках

Предположение, что легенда об амазонках возникла в результате "выворачивания наизнанку" негативных сторон жизни восточных и греческих женщин и является, следовательно, некоей утопией, слишком искусственно и кажется притянутым за волосы.

В действительности объяснение, вероятно, весьма просто. На него намекает Гиппократ в своей рукописи "О климате, воде и местности": скифы, с которыми греки познакомились в степях у Черного моря, где якобы раскинулось царство амазонок, по его словам, имеют плотное телосложение, короткие ноги, безусые лица и особый цвет кожи. Если добавить еще покрой скифской одежды, не похожий на греческий, и то обстоятельство, что скифы появлялись, вероятно, только на безопасном расстоянии, превышающем дальность полета греческих стрел, то неудивительно, что вначале их принимали за женщин, гарцующих по степи на конях. Когда позднее в результате взаимных контактов ошибка была исправлена, легенда уже ходила по свету.

Так же могло возникнуть и название реки Амазонки — индейцы в Амазонии безусы. Однако возможно, что испанцев удивило участие в боях индейских женщин. По другой версии, название Амазонки происходит от индейского слова "амазуну" — "поедатель лодок". Так называется приливная волна, движущаяся от океана далеко против течения реки. Реке дал название в 1541 году испанец Ореллана, который на лодках проник далеко в глубь континента.

Этот мотив привлекал внимание исследователей, тем более что существование амазонок считалось вполне реальным. Утверждалось, что амазонки живут где-то в области Черного или Каспийского морей и оттуда совершают свои набеги. О них, хотя и с известными сомнениями, упоминают и трезвые историки, сопровождавшие Александра Македонского в его походах. Более поздние литературные обработки добавили многие подробности, а какие бы то ни было сомнения в них уже отсутствуют.

Чешские амазонки

Отзвуки легенды об амазонках слышатся и в старинном чешском сказании о девичьей войне. О ней рассказывается в хронике Космаса, то здесь значительную роль наверняка сыграл замок Девин, который этимологически связан с девушками (девами), хотя это очень часто встречающееся в средние века название: Девин у чехов и на Мораве, Магдебург ("девичий замок") у немцев и т.д. и т.п. Обо всех местах с таким названием сложены похожие друг на друга или полностью одинаковые легенды, которые Космас наверняка знал.

Знал он также — и наверняка осуждал как христианин — древний обычай древнеславянских летних танцев, заканчивающихся разнузданным весельем юношей, девушек и молодых женщин. Космас использует латинский термин "людус", что означает "игра", и то, что в ней происходило — это только коварные уловки для овладения девушками.

Далимил прибавляет типично средневековое колесование Цтирада девушками и лишение жизни собственных сестер и жен разъяренными мужчинами. Указывает он и имена заслуженных чешских амазонок: Власта, Младка, Ходка, Сватава, Врадка, Радка, Частава и, конечно, коварная Шарка и ее сестра Дарка. Гаек из Либочан "знает" уже абсолютно все подробности, он поженил князей и выдал замуж Казн и Тету, снабдил события точными датами и превратил "девичью войну" в героический эпос.

logo



Обязательные для заполнения поля помечены знаком *.

Если у Вас возникли проблемы с чтением кода, нажмите на картинку с кодом для нового кода.