Испокон веков этот цвет наделяется свойствами очищения и божественности. Символизирует чистоту, невинность, легкость, свежесть, ослепительность, радость. Это символ духовности, ясности. Символ Белой магии.
Символика белого цвета
Он ассоциируется с дневным светом и с небесными светилами, а также с производящей силой, которая воплощена в молоке и яйце. С белизной связано представление о явном, общепринятом, законном, истинном. Белая дорога - это дорога чистоты и очищения.
В Агни-йоге белый цвет считается цветом, сжигающем все злое, черное, мрачное. Это цвет очищения и возвышения. Венцом радости и очищения считает каббала корону белого цвета.
В иудаизме он передает значение высокой, чистой сущности. В одежду белого цвета одеваются ангелы и праведники. По каббале, белый цвет («белое пламя») - это духовная сила, которая постоянно стремится вверх - к единению с Абсолютом.
В христианстве белый цвет света посвящен Богу -отцу. За этим же цветом закреплен в канонах иконописи и цвет Святых Девственниц. В христианской традиции белое обозначает родство с божественным светом.
Буддистские вероучения наделяют белый цвет самообладанием и высшей духовной трансформацией через женственность мира.
Индуизм связывает белый цвет с цветом чистого сознания и его манифестацией при духовном возвышении.
Художники дзен приходили к белому через серое. Их «загадочно туманная живопись» была направлена на изобразительное представление Пути, Абсолюта. При этом живопись тушью развивалась в двух различных направлениях. Во -первых, в направлении изображения абсолютного Ничто, каковым является сам Путь. И во -вторых, в направлении изображения того, как это Ничто служит первичной метафизической основой Бытия. Лао -цзы описывает Путь как противоречивое единство Ничто и Нечто:
Глубокий и бездонный, он как исток
и основа десяти тысяч вещей... В нем абсолютно ничего нет,
и все же кажется, что там нечто есть.
Если художник выберет первое направление, то он, естественно, должен прийти к изображению Ничто в его абсолютном небытии, то есть к тому, чтобы фактически не рисовать ничего. В этом случае листок белой, чистой бумаги или кусок шелка, не тронутый кистью, должны будут считаться высочайшими шедеврами изобразительного искусства.
Использование белого цвета в живописи
Будет интересно отметить, что действительно были некоторые художники, которые пользовались этим принципом на практике. В результате мы имеем в истории японской живописи то, что известно как «чистая бумага с надписью» haku -shisan, что представляет собой абсолютно чистый лист бумаги лишь с несколькими строками надписи в стихотворной форме наверху, предназначенной для интерпретации картины, предполагаемой ниже. Говорят, что этот любопытный вид
«белой живописи» был введен японским приверженцем культа чайной церемонии Йекен Фудзимура в конце периода Токугава. Но обращение к таким крайностям неизбежно ведет к самоуничтожению живописи как живописи. Ибо пока человек полагается на графические средства, он не может, не рисуя ничего, эстетически вызвать образ Пустоты в духе Лао -цзы или Ничто шуньята в духе буддизма Махаяна.
Т. Изуцу
Вспомните обратный эффект - «Черный квадрат» Малевича.
Икено Тайга (1723-1776), характерного представителя японской живописи периода Эдо, однажды спросили: «Что вы находите самым сложным в живописи?» «Рисование белого пространства, где абсолютно ничего не нарисовано, - вот самая сложная для достижения вещь в картине», - был ответ.
Обыкновенно же белый цвет ассоциируется со святостью, чистотой и целомудрием. В белом изображаются праведники. Византийские писатели говорили о белизне истины. У некоторых народов белую одежду носили цари и жрецы, что символизировало торжественность и величие. В литовском языке «белые люди» - это честные люди, в венгерском «белый народ» - женщины. На Руси слово «белый» обозначало, между прочим, вольный, независимый, благородный, праведный: «белая Русь», «белый царь», «белые крестьяне» - свободные от всех податей, «белая земля» - церковная земля, «белый свет», по В. И. Далю, - «вольный свет, открытый мир, свобода на все четыре стороны».
Этот свет противостоит загробному миру, царству тьмы, как белый день черной ночи. Во время первого сева надевали чистую белую рубашку, клали в семена освященное на Пасху яйцо или его скорлупу, чтобы зерно было такое же чистое и белое.
Негативное действие белого цвета
Однако белый цвет может быть и негативным - поглощать, нейтрализовывать все остальные цвета. Поэтому он соотносится с пустотой, ледяным молчанием, и, в конечном счете, - со смертью. В Китае и ряде других стран Азии и Африки белый цвет является цветом траура. Славяне одевали мертвецов в белые одежды. В белой одежде являлись людям призраки.
Фата невесты - это умирание старой и рождение новой жизни.
Смерть в белом цвете - телесна, но не духовна. Отсюда и саван. Или траурные одежды из неотбеленного холста на Востоке. Поляки называют смерть «Белая», причем «жениться на белой» означает умереть.
Белый цвет можно любить только в условиях исключительной жизненной ситуации. У подростка - в период наступления половой зрелости, при полной неосведомленности в этой области, при длительном пребывании в больнице, при полной смене образа жизни.
Ослепительно белый цвет (накрахмаленный халат врача, блестящие инструменты) вызывает самогипноз и легко приводит к обмороку. Белый цвет - это «бездонное отверстие», пустота, он заставляет зрачки глаз быстро сужаться и поэтому быстро утомляет, слишком страстным людям надо чаще концентрироваться на чисто -белом цвете.
Цветовая психоаналитика в предпочтении белого цвета над серым и черным видит стремление человека освободиться от обременительной связи и начать новую жизнь.
Поэтому лицам, нуждающимся в освобождении от неприятных обстоятельств, рекомендуется надевать белые одежды. Ибо астропсихологи считают, что белый цвет - это цвет без эффекта.
Это - «tabula rasa» (чистая доска), на которой еще предстоит написать нечто содержательное.
Белый цвет в хроматической модели времен характеризует прошлое.
Основным качеством белого цвета является равенство. Белый цвет ищет справедливости. Он беспристрастен. В белом цвете заключена вера, но не слепая. Она всегда исходит из той или иной причины, даже если эту причину трудно определить. О вещах, которые вам трудно понять, вы думаете неохотно. Белый цвет символизирует невинность. Это цвет настоящей невесты, девушки, еще не знающей страсти. Вы живете в мире иллюзий, который считаете вполне реальным. Внешние признаки не в состоянии убедить вас, что он может легко рухнуть.