Туран – это небольшой город в Республике Тыва, административный центр Пий-Хемского района, сформировавшийся как опорный пункт на северо-западе Тувы и играющий важную роль в связке Кызыла с соседними регионами Сибири. В пространстве российской истории и культуры Туран значим как узел кочевой и оседлой традиций, как место встреч буддийской и шаманской духовной практики, а также как локальный центр тувинской идентичности. Вы узнаете, почему именно здесь «сходятся» степь и тайга, старина и современность, и чем город Туран продолжает удивлять путешественников.
1. Когда день города Турана
День города Турана традиционно отмечается в августе, как правило, в одну из суббот второй половины месяца (конкретная дата ежегодно утверждается муниципалитетом). Праздник объединяет жителей и гостей в череде культурных и спортивных событий, где заметную роль играют национальные виды искусства и игр.
- Парад коллективов и лучших трудовых династий Пий-Хемского района
- Концерты с участием тувинских вокалистов и ансамблей горлового пения
- Соревнования по национальной борьбе хуреш и конным видам спорта
- Ярмарка ремесел: войлок, тиснение по коже, резьба по дереву
- Фестивальные площадки для детского и молодежного творчества
- Спортивные турниры и народные игры
- Вечерняя программа на центральной площади и праздничный салют
2. Дата основания Турана
Официальной датой основания села (будущего города) Туран принято считать конец XIX века; условно в качестве отправной точки чаще всего называют 1880-е годы (ориентировочно 1885 год), когда на берегах Пий-Хема возникли первые постоянные русские постоялые дворы и торговые точки рядом со стойбищами тувинских аратов. Поселение формировалось на пересечении местных путей кочевников и зимних дорог, с целью снабжения, обмена и административного учета. Статус города Туран получил во второй половине советского периода (1975 год), что закрепило его как экономический и культурный центр Пий-Хемского района.
3. История города Турана
Древность и средневековье. До возникновения современного Турана эта территория входила в орбиту культур кочевой Евразии. Здесь встречаются археологические свидетельства скифо-сибирского круга, эпохи древних тюрков и енисейских кыргызов; позднее край испытал влияние монгольских держав и маньчжурской администрации. Топоним «Туран» в широком евразийском контексте нередко отсылает к степному миру, однако в данном случае он укоренен в тувинской локальной географии долины Пий-Хема – притока системы Енисея.
Российский протекторат и переходный период (начало XX века). На рубеже XIX–XX веков регион был известен в Российской империи как Урянхайский край. После революционных потрясений в Китае и Монголии Россия оформила протекторат над Урянхаем. Как свидетельствуют документы эпохи:
Из рескрипта Императора Николая II (17 апреля 1914): «…принять Урянхайский край под покровительство Российской империи…».
В эти годы Туран выступал как один из сельских административно-торговых пунктов, вокруг которых уплотнялась сеть постоянного расселения.
Тувинская Народная Республика (1921–1944). После событий Гражданской войны в регионе 14 августа 1921 года была провозглашена Тувинская Народная Республика (ТНР), ставшая самостоятельным субъектом международных отношений с широкой опорой на советскую Россию.
Решение Учредительного Хурала (1921): «…провозгласить независимую Тувинскую Народную Республику…».
В этот период Туран укрепил свои функции как районный центр (кожуун), где развивались органы местной власти, торговля, сельское хозяйство (скотоводство, заготовка шерсти и кожи), просвещение.
В составе СССР (с 1944) и советская модернизация. В 1944 году ТНР вошла в состав СССР, сначала в статусе Тувинской автономной области РСФСР, а с 1961 года – Тувинской АССР.
Указ Президиума Верховного Совета СССР (11 октября 1944): «Принять Тувинскую Народную Республику в состав СССР».
Советские десятилетия для Турана – это время инфраструктурного оформления города и ускоренного развития социальной сферы: строительство школ, Дома культуры, коммунальных объектов. Обработка сельхозсырья, лесозаготовки, развитие автодорожной сети связывали город с Кызылом и далее с Абаканом и Красноярском. В 1975 году Туран получил статус города, что отразило и демографический, и планировочный рост.
Конец XX века. Перестройка и постсоветские преобразования сопровождались структурными сдвигами в экономике: часть предприятий пережила консервацию или переформатирование, укрепился малый бизнес, сервисы, рынок перевозок. Вместе с тем Туран сохранил функцию административного и культурного центра Пий-Хемского района, став опорной точкой для образовательных и медицинских учреждений.
4. Достопримечательности (памятники, храмы и прочее)
Ниже – ключевые объекты, с которых удобно начинать знакомство с городом Туран. Они отражают и историческую память, и современную культурную жизнь:
| Название достопримечательности | Краткое описание и историческая значимость |
| Мемориал воинам-землякам | Центральное место памяти жителей Турана, погибших на фронтах Великой Отечественной войны; площадка для памятных мероприятий 9 Мая. |
| Пий-Хемский краеведческий музей | Экспозиции по истории Пий-Хемского района: этнография тувинцев, археология степи и тайги, документы советского периода. |
| Стела «Туран» на въезде | Городская стела с символикой, встречающая гостей; узнаваемая точка для фотографий и ориентир на трассе. |
| Городской Дом культуры | Главная площадка концертной и фестивальной жизни Турана: фольклор, танцевальные коллективы, детские студии. |
| Парк и набережная Пий-Хема | Прогулочная зона у реки; возможность увидеть контрасты степных пространств и прибрежной зелени. |
| Буддийская ступа/субурган | Малые сакральные формы буддийской традиции, характерные для Тувы; место тихого поклонения и созерцания. |
| Ремесленные мастерские | Точки, где можно познакомиться с местными изделиями из войлока, кожи и дерева, приобрести предметы народного искусства. |
5. Население города Турана
Туран – малый город. По данным последних переписей и оценок, здесь проживает порядка 5,3–5,6 тыс. человек; динамика последних десятилетий умеренно отрицательная: от пика в конце советского времени к стабилизации на более низком уровне в 2000–2020-х. Этнический состав города отражает специфику Тувы: преобладают тувинцы, значима русская община; встречаются представители хакасов, алтайцев и других народов Сибири. Социально-профессиональный профиль формируют работники бюджетной сферы (школы, медицина, культура), торговли и сервиса, транспорта, небольших перерабатывающих и лесозаготовительных предприятий.
Город Туран и Пий-Хемский район известны своими спортсменами (борьба, стрельба из лука, конные дисциплины), музыкантами и мастерами горлового пения. Широкую известность на региональном и межрегиональном уровне получили артисты и педагоги народной культуры, руководители творческих коллективов, а также чемпионы республиканских турниров по хурешу, чьи выступления традиционно украшают городской праздник.
6. Климат города
Климат Турана резко континентальный. Зимы продолжительные и морозные: средние температуры января опускаются до –20…–25 °C, при ясной погоде возможны понижения ниже –35 °C. Лето короткое, но теплое, иногда жаркое: в июле средняя температура держится на уровне +18…+20 °C, дневные максимумы достигают +28…+32 °C. Осадков выпадает относительно немного (около 250–350 мм в год), максимум – в теплый сезон, зима малоснежна, но ветреная.
Практические советы: для комфортного визита в Туран лучше выбирать конец июня – август, когда стабильно тепло и проходят культурные мероприятия. Межсезонье (май и сентябрь) привлекательно мягким светом и спокойной природой. Зимой необходима многослойная теплая одежда, защита от ветра и обледенения дорог.
7. Современная информация о городе
Экономика Турана базируется на административно-сервисных функциях районного центра, аграрном окружении (скотоводство, заготовка и переработка шерсти и молока), лесном фонде (лесозаготовки и первичная обработка древесины), малом предпринимательстве и торговле. Инфраструктура включает учреждения образования (школы, детские сады, дополнительное образование), межрайонную больницу/поликлинику, Дом культуры, спортивные объекты, объектовую сеть коммунального хозяйства.
Транспортная доступность города Туран обеспечивается автомобильными дорогами, связывающими его с Кызылом (столицей Тувы) и далее с Абаканом и Красноярском. Регулярные автобусные маршруты – основной вид общественного транспорта межмуниципального сообщения. Железной дороги в Туве пока нет; ближайшие крупные узлы – за пределами республики, поэтому логистика строится на автотранспорте. Культурная жизнь поддерживается фестивалями, концертами, школьными и молодежными конкурсами; заметную роль играют фольклорные коллективы и студии горлового пения. В городе действуют библиотеки, музей, центр дополнительного образования, спортивные секции, что делает Туран устойчивой точкой «малого урбанизма» Тувы.
8. Герб и флаг Турана
Муниципальная символика города Туран развивалась в русле геральдических практик Республики Тыва и Пий-Хемского района. В визуальном ряду обычно присутствуют природные доминанты: голубой (лазурь) как цвет неба и рек, серебряные волнистые линии, символизирующие Пий-Хем, а также золотые фигуры степной и горной фауны – как напоминание о природном богатстве и традиционных занятиях жителей. Цвета трактуются следующим образом: лазурь – честность, красота и просторы; серебро – чистота и вода; золото – благородство, изобилие и солнце. Для муниципалитета используются согласованные версии герба и флага в системе символики района; их официальное утверждение относится к 2000-м годам решениями представительного органа местного самоуправления. В декоративном оформлении флага нередко повторяется основная идея герба: сочетание небесно-голубого поля с волнистой серебряной лентой-символом Пий-Хема.
9. Гимн Турана
Официального гимна у города Туран, как у большинства малых городов России, нет. Вместе с тем в городской звуковой атмосфере прочно присутствуют тувинские народные мелодии и современные композиции ансамблей горлового пения, которые звучат на праздниках и фестивалях. В неформальном качестве своего рода «музыкальной визитной карточкой» нередко выступают популярные песни о Туве – о просторах между степью и тайгой, о силе рек Бии-Хема и Каа-Хема, о мире кочевников и домовой защите предков. Эти напевы, исполняемые на тувинском языке, поддерживают живую связь Турана с культурным кодом всей республики и создают образ города, в котором традиция и современность звучат в унисон.
