Старица – это древний русский город на Верхней Волге, административный центр Старицкого района Тверской области, сформировавшийся у старого русла реки (отсюда и название), с богатым наследием белокаменного зодчества и ремесел. Город веками занимал ключевую роль как опорный пункт Тверского княжества, позднее – уездный центр, а в культурной памяти России закрепился как «белокаменная тихая пристань» на великой реке. Вы откроете для себя редкое сочетание уездной «тишины» и имперских сюжетов, монастырских ансамблей и следов каменоломного промысла, которые делают это место уникальным и вызывают желание углубиться в его историю.
Город Старица расположен между Тверью и Ржевом, на высоких берегах Волги, с которыми особенно органично «звучат» белые фасады монастырских и приходских храмов – облик, ставший своеобразной визитной карточкой края.
1. Когда день города Старицы
День города отмечается в конце лета, как правило, в одну из последних суббот августа. Точная дата ежегодно уточняется муниципалитетом, но традиция – завершать сезон летних праздников большим городским торжеством – неизменна. В программе объединяются исторические реконструкции, ярмарки, концерты и народные гуляния.
- Праздничная ярмарка ремесел и местных продуктов (белокаменная и «известняковая» тема чувствуется и в сувенирах).
- Торжественное открытие на площади с участием городских коллективов, ветеранов и почетных жителей.
- Краеведческие экскурсии по монастырскому ансамблю и старому посадскому кварталу.
- Фестивальная сцена на набережной: фольклор, авторская песня, духовые оркестры.
- Исторические реконструкции о житии монастыря и «Старицком уделе» XVI века.
- Праздничный салют над Волгой.
2. Дата основания Старицы
Официальной датой считается первое летописное упоминание – конец XIII века (1297 год), когда поселение на Волге у «старицы» (старого русла) выделяется как укрепленный пункт Тверского княжества. Инициатива сооружения укрепления и заселения рубежей связана с активной политикой тверских князей, стремившихся упрочить контроль над волжским путем и торговлей, а также обезопасить подходы к Твери от новгородских и литовских влияний. Постепенно вокруг острога вырос посад с ремесленным и торговым населением, а природный ресурс – белый известняк – определил будущую экономическую специализацию города.
3. История города Старицы
Древняя и средневековая Русь (XIII–XV века). Город известен с конца XIII века как опорный пункт Тверского княжества у волжской старицы – старого русла, давшего имя поселению. Положение между Тверью и Ржевом обеспечивало контроль над речным путем, рыболовными и промысловыми угодьями. Уже тогда в округе разрабатывали местный белый камень, который шел на строительство храмов и белокаменных укреплений по Верхней Волге.
«И поставлен бысть град на Волзе у старицы, и людие стекошася, и торг учиниша, и посад обустроиша…» – из летописной традиции о тверских рубежных городках.
Удельный (княжеский) период и XVI век. В начале XVI века формируется Старицкий удел – владение боковой ветви московских Рюриковичей. Князья Андрей Старицкий и его сын Владимир Старицкий связаны с политикой Московского государства: их «старицкая линия» то сближалась с великокняжеской властью, то оказывалась в опале. В это время складывается монастырское и городское белокаменное зодчество, которому способствовала близость каменоломен и мастеров. Старицкий Успенский монастырь становится духовным и экономическим центром.
«Старица, городок крепкий, монастырями и белыми стенами знаменита» – раннемодерное описание в традиции губернских топографических очерков.
Имперская эпоха (XVIII–XIX века). В 1770–1780-е годы город – уездный центр Тверского наместничества, затем губернии. Составлен исторический герб, отражающий принадлежность к Твери и местные промыслы; развивается ремесленная и торговая жизнь. Белый «старичский» камень широко используется в строительстве в столицах и крупных волжских городах. К середине XIX века формируется уездная городская среда: собор, монастырь, приходские церкви, земские учреждения, ярмарки, речная пристань и трактовая торговля.
XX век и советское время. Революции и Гражданская война изменили уклад жизни: монастырские активы секуляризованы, часть храмов закрыта. Во время Великой Отечественной войны город оказался в прифронтовой зоне; память о боях и эвакуации сохранилась в мемориалах. В послевоенные десятилетия развивались добыча известняка и производство строительных материалов, лесозаготовка и переработка, пищевые предприятия; однако общая «уездная» мера роста оставалась умеренной. К концу XX века начинается возврат к историческому наследию: реставрационные работы, музейная деятельность, развитие внутреннего туризма и краеведения.
«Севернее Твери провинциальные города берегут старину тихо и упорно: камень, вода и монастырская ограда – три линии их памяти» – из очерков по истории Верхневолжья.
4. Достопримечательности (памятники, храмы и прочее)
Представляем основные объекты, вокруг которых лучше планировать знакомство с городом и его окрестностями.
| Название достопримечательности | Краткое описание и историческая значимость |
| Успенский (Свято-Успенский) монастырь | Главный ансамбль белокаменного зодчества на высоком берегу Волги; духовный центр края и памятник архитектуры XVI–XVII веков, связанный с историей Старицкого удела. |
| Соборы и приходские храмы старого посада | Комплекс церквей с характерными для Верхневолжья формами: шатры, кокошники, белый камень; отражают развитие городского прихода XVIII–XIX веков. |
| Старичские каменоломни и штольни | Подземные выработки и карьеры, где добывали известняк для местного и столичного строительства; интересны как промышленное наследие и объект спелеоэкскурсий. |
| Остатки древних валов и городища | Земляные укрепления рубежного городка, свидетельство раннего этапа фортификации на Верхней Волге. |
| Набережная Волги и высокие берега | Панорамные виды на монастырь, посад и реку; место для прогулок, фотосъемки и обзорных экскурсий. |
| Краеведческий музей | Экспозиции по истории уезда, каменному промыслу, монастырю, купечеству; документы, предметы быта и фотохроника XX века. |
| Мемориалы Великой Отечественной войны | Памятные знаки и братские могилы, венчающие военную историю региона и боевой путь жителей города. |
| Старые торговые ряды и купеческая застройка | Фрагменты городской среды XVIII–XIX веков: лавки, склады, трактовые дворы – свидетельство торговых традиций. |
5. Население города Старицы
Численность жителей – порядка 7–8 тысяч человек, с характерной для малых городов Верхневолжья тенденцией демографического спада в постсоветские десятилетия и умеренной стабилизацией в последние годы. Этнический состав преимущественно русскоязычный; заметны общности, связанные с историей переселений и деревенской округой. Социальный облик формируют работники предприятий стройиндустрии и переработки, бюджетной сферы, малого бизнеса, занятые в туризме и музейной деятельности.
С городом связаны имена представителей старицкой княжеской линии Рюриковичей – Андрея и Владимира Старицких; из людей культуры и науки можно отметить мастеров-реставраторов и краеведов, заложивших базу современных исследований по монастырю и каменному промыслу. Современная культурная жизнь поддерживается местными артистами, художниками, фольклорными ансамблями.
6. Климат города
Климат умеренно континентальный, со снежной зимой и умеренно теплым летом. Средняя температура января около ?9…–12 °C, июля +17…+19 °C; осадки распределены относительно ровно, около 550–650 мм в год, пик – в тёплый сезон. Весна затяжная, с затоками талых вод, осень часто ясная и фотогеничная для прогулок по набережной.
Советы путешественнику: Лучшее время для посещения – поздняя весна и лето, когда удобны осмотры монастырских ансамблей и прогулки по берегам Волги. В межсезонье пригодится непромокаемая обувь; зимой – тёплая одежда и нескользящая подошва для маршрутов по старинным улицам и набережной.
7. Современная информация о городе
Экономика держится на добыче и переработке местного известняка и песчано-гравийных материалов, строительных и деревообрабатывающих предприятиях, пищевой промышленности. Важна роль бюджетного сектора – образование, здравоохранение, культура. Туризм, опирающийся на монастырь, каменоломни и верхневолжские пейзажи, развивается в формате выходных поездок и межрегиональных маршрутов.
Транспортная доступность обеспечивается автомобильными дорогами регионального значения, связывающими город с Тверью, Ржевом и Торжком; регулярные автобусные рейсы делают его удобным для самостоятельных поездок. Железнодорожное сообщение обеспечивается через ближайшие узловые станции соседних городов. Городская инфраструктура включает школы, учреждения дополнительного образования, детские сады, библиотечную сеть, дом культуры; музей и туристско-информационные сервисы развивают экскурсионные программы и событийный календарь.
Культурная жизнь отмечена фестивалями на День города, фольклорными праздниками, ремесленными ярмарками, выставками в музейных пространствах. Природное и архитектурное окружение подталкивает к проектам реставрации и ландшафтного благоустройства, что усиливает потенциал «медленного» туризма и образовательных программ.
8. Герб и флаг Старицы
Исторический герб был утвержден в 1780 году в составе общеимперской геральдической реформы: в верхней части щита помещался герб Твери как знак губернской принадлежности, нижнее поле отражало локальные особенности. Современные муниципальные символы, восстановленные и уточненные в постсоветский период (решениями районных и городских органов власти), воспроизводят эту традицию: щит с волнистым серебряным делением символизирует Волгу и старое русло, а белое (серебряное) поле и каменные фигуры – известняк как главный природный и градостроительный ресурс; золото подчеркивает трудолюбие и торговую историю, лазурь – воду и верность.
Флаг, как правило, построен на основе герба: повторяет основное цветовое решение и ключевые фигуры, что соответствует российской геральдической практике «говорящих» флагов для муниципалитетов. Геральдические элементы трактуются как образ «белокаменного города на великой реке», объединяющий историческую, природную и хозяйственную идентичности.
9. Гимн Старицы
Официальный гимн в правовых актах муниципального уровня не закреплен. В качестве неофициальных «музыкальных визиток» используются песни о Верхней Волге и уездной старине, исполняемые местными фольклорными и эстрадными коллективами на городских праздниках. В репертуаре часто звучат строки, передающие характер города: «над белым камнем река поёт, а колокол ответствует издали» – интонация, в которой соединяются монастырский звон и шум волжской воды.
