Зал украшен украинскими рушниками, веночками. На центральной стене – портрет Т. Шевченко. Звучат украинские народные песни и песни, положенные на стихи поэта. В зал входят девочка и мальчик, они одеты в национальные костюмы. В руках детей поднос с караваем.
Сценарий праздника на день рождения Т. Г. Шевченко
Мальчик
Хлебом-солью сегодня
Гостей мы встречаем,
День рожденья Тараса
Ведь мы отмечаем,
День рожденья поэта,
Певца Украины,
Подарившего нам
Мир поэзии дивный.
Девочка:
Кобзарь наш великий,
Мы тебя не забыли
И стихи мы твои
С наслажденьем учили.
Мы любовью твоею
Согреты поныне
И летят твои строки
По всей Украине.
Мальчик:
Был ты тоже когда-то
Парнишкой безусым,
Был талантливым, добрым
И не был ты трусом.
Боль народа
Твоей навсегда стала болью
И познал ты немало лишений и горя.
Девочка
Так давайте, друзья,
Вспомним имя поэта,
Чьим теплом и любовью
Украина согрета.
Окунемся в его соловьиные песни
И побудем с Тарасом
Хоть немножечко вместе.
Девочка и мальчик кланяются и несут хлеб-соль к столику, стоящему у портрета поэта. Под звуки украинских песен в зал входят дети. Они водят хоровод, напевая «Подоляночку». Затем девочки садятся на скамейку, а мальчики стоят сзади. Одна из девочек стоит в стороне.
Мальчики:
А что, девчата, загрустили?
Или песни веселые забыли?
Или горе какое случилось?
Или что-то вдруг изменилось?
Мальчик подходит к стоящей в стороне девочке, заглядывает к ней со спины. Девочка что-то прячет от него
Мальчики:
Ну не будь же ты злюкой, не надо.
(Отбирает у девочки фотографию и разглядывает ее.)
Прячешь ты фотографию брата?
(Девочка пытается вернуть фотографию, но она уже в руках другого
мальчика).
Или может отца дорогого?...
А быть может деда родного?
(Фотография передается из рук в руки.)
Может это, Марийка, твой милый?
Парень видный, скажу, и красивый.
Ну не мучай догадками нас!
Девочка Марийка (смущенно):
Ах, глупцы,
На портрете Тарас,
Украины поэт дорогой,
Только здесь он
Совсем молодой.
Я на полке своей убирала,
Среди книг я «Кобзарь» отыскала
И хочу вам, ребята, признаться:
Не смогла от него оторваться.
Вот послушайте.
Девочка читает стихи.
* * *
Вишневый садик возле хаты,
Хрущи над вишнями снуют.
С плугами пахари идут,
Идут домой, поют девчата,
А матери их дома ждут.
Семья собралась возле хаты,
Звезда вечерняя встает,
И дочка ужин подает,
А мать журила б, да проклятый
Ей соловейко не дает.
Мать уложила возле хаты
Ребяток маленьких своих,
Сама заснула возле них.
Затихло все... Одни девчата
Да соловейко не затих.
В записи звучат соловьиные трели.
Мальчик: Слышите, девчата, какие трели выводит?
О любви поет соловушка...
Девочки читают стихи.
* * *
Застонала кукушечка
Средь бора сырого,
Заплакала девчоночка
Без дружка милого.
А девичьи молодые
Веселые лета,
Как веночки за водою,
Плывут с того света.
Кабы жили родители,
Да еще богато,
То нашлись бы охотники
Девушку засватать.
А теперь в сиротской доле
Так вот и загину,
Вековухой одинокой
Белый свет покину.
* * *
Протоптала стежечку
Через яр,
Через гору, миленький,
На базар
Продавала бублики
Казаку,
Радовалась выручке –
Пятаку.
Четыре копеечки
Пропила,
За одну дударика
Наняла.
Ой, ду-ду, дударик мой,
Ой, ду-ду!
Я руками горюшко
Разведу.
Вот какая девка,
Да не твоя!
Сватай меня, миленький,
Выйду я!
Мальчик:
Хорошие стихи, девчата.
И здорово читаете.
А расскажите, про Тараса
Что еще вы знаете.
Девочка: Читала я, что родился Тарас в семье крепостного крестьянина. В семье было пять детей и жилось им тесно и голодно как и всем подневольным крестьянам.
Мальчик: Отец и мать Тараса работали на помещика и почти не бывали дома, а дети были предоставлены сами себе.
Девочка: Маленький Тарас уходил в широкие украинские степи, бродил целыми днями под солнцем, пел песни, мечтал.
Мальчик (читает стихи):
Ревет и стонет Днепр широкий,
Сердитый ветер листья рвет,
До долу клонит лес высокий
И волны грозные несет.
А бледный месяц той порою
За темной тучею блуждал.
Как челн, застигнутый волною,
То выплывал, то пропадал.
Еще в селе не просыпались,
Петух зари еще не пел ...
Сычи в лесу перекликались,
Да ясень гнулся и скрипел.
Мальчик: Чем старше становился Тарас, тем больше горя опускалось на его детские плечи: умерла мама, вскоре умер отец и остался Тарас круглой сиротой.
Девочка: Мачеха отдала Тараса в пастухи. И жарким летом, забравшись в бурьян, оставался Тарас наедине с украинской природой. Из лоскутков бумаги он смастерил небольшую книжечку и с наслаждением предавался своему любимому делу – рисованию и записи народных колядок.
Мальчик (читает):
Тогда мне лет тринадцать было,
За выгоном я пас ягнят.
И то ли солнце так светило,
А может, просто был я рад
Чему-то. Все мне походило
На рай небесный...
Уже давно на полдни звали,
А я в бурьяне, в тишине,
Молился Богу, и едва ли
Хоть раз еще на свете мне
Так сладко, радостно молилось,
Так душу чистую влекло;
Казалось, стадо и село
И даже небо веселилось,
И солнце грело – не пекло.
Мальчик: Наступила осень. Мачеха отдала Тараса в школу к свирепому, жестокому дьячку. Он сек всех своих учеников еженедельно. Сек и правых, и виноватых без разбора.
Девочка: Тарасу приходилось особенно плохо: он жил постоянно при школе (мачеха не пускала его к себе в дом) и был с ним дьячок особенно жесток.
Мальчик: Неужели не было в жизни Тараса людей, которые могли помочь ему, защитить, понять?
Девочка: Ну что ты? Жизнь подарила Шевченко прекрасные встречи с талантливыми людьми: художником Сошенко, живописцами Брюлловым и Васнецовым, поэтом Жуковским, актером Щепкиным. И это были настоящие друзья. Благодаря Жуковскому и Брюллову Шевченко получил вольную и больше не был крепостным.
Дети (читают стихотворение «Думка»):
Течет вода в сине море –
Назад не вернется.
Ищет казак свою долю –
Доля не дается.
Пошел казак в свет широкий –
Море бьет о берег.
Сердце верит в свою долю,
А дума не верит.
Куда шел, пути не зная?
На кого покинул
Отца с матерью родимой
И свою дивчину?
На чужбине встретят люди
Чужие сурово.
Не с кем будет ни поплакать,
Ни промолвить слова.
Сидит казак на чужбине,
Шумит сине море.
Думал: долю повстречает,
А встретилось горе.
Журавли вдали курлычут,
Летят над водою.
Казак плачет – все дороги
Заросли травою ...
Мальчик: Значит, получив свободу, закончились все несчастья и мытарства великого поэта?
Девочка: О, если бы все так и было... Но за вольные, свободолюбивые мысли, за правдивые стихи немало еще горя испытал наш Тарас. Ссылки, тюрьмы, запреты – вот чем наградили поэта царь и правительство.
Но где бы он ни был, как бы тяжело ни было Тарасу, он всегда помнил о своей Родине и о ее обездоленном народе.
Мальчик (читает):
И рос я в дальней стороне
И не на родине седею.
Но все же думается мне,
Что лучше не найду нигде я
Земли, чем берега Днепра,
Где отцвело казачье племя.
Известно: ищем мы добра
Там, где нас нет...
Девочка: Немало прекрасных стихов и поэм сочинил поэт. Люди плакали и трепетали, читая шевченковские строки, ведь они были написаны о них самих, об их тяжких страданиях и трагических судьбах.
Мальчик: Каторги, тюрьмы, ссылки не сломили волю поэта, не отобрали у него свободолюбия и желания помочь своему народу, но крепко подорвали здоровье Т. Г. Шевченко.
В конце 1860 года он тяжело заболел ив 1861 году его не стало..
Мальчик (читает):
Как умру – похороните
На Украине милой,
Посреди широкой степи
Выройте могилу.
Чтоб лежать мне на кургане,
Над рекой могучей,
Чтобы слышать, как бушует
Старый Днепр под кручей.
И когда с полей Украины
Кровь врагов постылых
Понесет он – вот тогда я
Встану из могилы.
Поднимусь я и достигну
Божьего порога
Помолиться. А покуда –
Я не знаю Бога.
Схороните и вставайте,
Цепи разорвите
И горячей вражьей кровью
Волю окропите.
И меня в семье великой,
В семье вольной, новой,
Не забудьте – помяните
Добрым, тихим словом.
Мальчик (подходит к Марийке):
Марийка, а можно мне еще раз взглянуть на портрет Тараса.
Марийка: Конечно же. Я и книгу дам тебе почитать, хочешь?
Девочка: Ой, ребята, на улице вечереет, а мы все гуляем. Вот мама рассердится...
Мальчик: А скажем, что это Марийка виновата: нам стихи Тарасовы читала и домой друзей не отпускала...
(Все смеются).
Девочка: Шутник ты, Иван, а ведь и правда торопиться нужно.
Дети с песней уходят со сцены. А на сцене появляются ведущие – девочка и мальчик.
Мальчик:
Хлебом-солью сегодня
Гостей мы встречали.
День рожденья Тараса
Ведь мы отмечали,
День рожденья поэта,
Певца Украины,
Подарившего нам
Мир поэзии дивный.
Девочка:
Кобзарь наш народный,
Мы тебя не забыли
И стихи мы твои
С наслажденьем учили.
Мы любовью твоею
Согреты поныне
И летят твои строки
По всей Украине.
Мальчик:
Обращаюсь к тебе,
Житель нашей планеты,
Чтобы горе и зло
Не бродили по свету,
Чтобы мирными были
Закаты, рассветы,
Не забудь поклониться
Тарасу-поэту.
Девочка:
И, играя в саду
Или сидя за партой,
Вспомни день этот светлый
Девятое марта!
Мальчик:
Чтоб мы счастливы были
Сегодня и завтра,
Вспомни день этот светлый
Девятое марта!
Девочка:
Вспомни сына родного,
Моя Украина!
Настоящего, честного,
Доброго сына.
Завершая праздник, дети поют песню «Посвящение Тарасу».
Советы и рекомендации
В день рождения поэта, 9 марта, задолго до начала праздника дети слушают прекрасную поэзию Шевченко, рассказы педагога о нелегкой судьбе великого поэта. Ведь на самом празднике всего подробно не расскажешь.
В этот день можно провести конкурс на лучшее исполнение стихотворений Шевченко.
Можно устроить просмотр учебных видеофильмов и слайдов.
Конечно же, лучше, чтобы стихи звучали на родном языке поэта, хотя и в переводе они прекрасны. Сценарий праздника рассчитан на школьников, хотя, упростив его, можно использовать и в детском саду с детьми старших и подготовительных групп, при участии взрослых.
Посвящение Тарасу (на мелодию песни «Черемшина»)
Ой над Украиной песня льется,
Птицею свободной к нам несется.
Песня про великого поэта.
Имя чье в стихах давно воспето.
Припев:
С именем твоим слагают песни,
Музыка твоих стихов чудесна.
В них любовь и дерзость,
В них призыв и смелость,
Боль и вера в них.
Знай, Тарас, на нашей Украине
Помнят о тебе, любимом сыне,
Помнят и стихи твои читают,
Наизусть немало строчек знают.