Православные посты

В этом году Православная Церковь начала сорокадневный пост (в этом году их более 40!) в понедельник, 14 марта, в рамках подготовки к Великой и Святой Пасхе (Пасхе) 1 мая. Дата в этом году особенно далека от западно-христианской Пасхи, которая скоро будет отмечаться 27 марта.

Пост в православной церкви

Священная и почтенная дисциплина поста в Православной Церкви, связанная как с Ветхим, так и с Новым Заветами, представляет собой традицию, которая продолжает соблюдаться и сегодня. Икона выше иллюстрирует искушение Христа сатаной во время его поста в пустыне. (Матфея 4:1-2)

Будем соблюдать пост, приятный и угодный Господу. Истинный пост – это удаление всякого зла, обуздание языка, воздержание от гнева, воздержание от похоти, клеветы, лжи и лжесвидетельства. Если мы удалим все это, тогда наш пост истинен и угоден Богу.

Этот гимн находится в Апостихе из книги Постной Триоди. Его пели во время вечерни в понедельник вечером, 14 числа.

Пост – это не только еда; речь идет также о практике дисциплины и самоконтроля. По сути, эта дисциплина поста, просто контролируя то, что попадает в наши уста, дает нам возможность приблизиться к конечной цели и участвовать в святости Божией. Традиция Православной Церкви показывает нам, что весь человек, телом и душой, вовлечен в духовную и полную преданность Богу. Аспект материального поста в отношении элементов питания является временным, тогда как духовный компонент включает в себя еще большие испытания и ожидания и сохраняется на протяжении всей нашей жизни.

Как телесная пища упитывает тело, так пост укрепляет душу; сообщая ему легкий полет, он дает ему возможность возноситься ввысь, созерцать высокие вещи и ставить небесное выше приятных и услаждающих вещей жизни. – Святитель Иоанн Златоуст

Какие бывают посты

Два вида поста, оба из которых являются неотъемлемой частью личной духовной жизни.

1) Полный пост, без всякой еды и питья; по своей природе кратковременна. Это также известно как Евхаристический пост и обычно длится около двенадцати часов, то есть от вечерней трапезы (или полуночи) до момента принятия Святого Причастия в конце Божественной литургии на следующий день. В случае Литургии Преждеосвященных Даров во время Великого поста, совершаемой обычно ранним вечером, этот пост может начинаться утром после легкой постной трапезы или хотя бы с полудня. Еженедельно верующие также практикуют умеренный пост по средам и пятницам в течение года, готовясь к принятию Евхаристии. Этот вид голодания может включать в себя еду из овощей, макарон и моллюсков (креветок, кальмаров, кальмаров), приготовленных на оливковом или растительном масле. Орехи, бобы и другие источники белка используются, когда в эти дни не употребляются мясо и молочные продукты.

2) Аскетический пост растягивается на более длительные, но определенные периоды времени в течение литургического года Церкви. Во время Великого поста и трех других постных периодов в этом году верующие соблюдают строгий пост. Регулярный еженедельный умеренный пост теперь стал строгим, а это означает, что мясо, птица, рыба, яйца, молочные продукты, оливковое масло и вино обычно исключаются из пищи, принимаемой не только по средам и пятницам, но и в течение всей недели. А вот по субботам и воскресеньям к постной трапезе разрешается употреблять вино и масло как нечто особенное, частично и временно приостанавливающее строгий пост. Воскресенье – день Господень, напоминающий христианам о воскресении Господнем. Суббота вспоминается как субботний день, когда Бог отдыхал от работы творения. Еще одним небольшим исключением из поста Великого поста является разрешение есть рыбу в праздник 25 марта (Благовещение Богородицы) и в Вербное воскресенье. По прибытии на Пасху вся следующая за ней (Светлая неделя) объявляется Церковью вообще свободной от поста. Это одна из четырех недель церковного года, когда пост вообще приостанавливается.

Умеренное голодание является базовым, поэтому оно не причисляется к двум другим. Его практикуют еженедельно по средам и пятницам в течение года, если только эти дни не обозначены как свободные от поста или не попадают в одну из категорий выше. Грубо говоря, более 200 дней в году являются постными! Так почему же православным христианам так часто приходится поститься?

Сколько нужно поститься

Срок поста перед празднованием Пасхи постепенно увеличивался от нескольких дней строгого поста до всей Страстной недели перед Пасхой, а затем и до сорокадневного поста, который мы имеем теперь в Великом посте. Первоначальный полный пост, продолжавшийся всего несколько дней, естественным образом был заменен аскетическим постом, исключавшим определенные продукты, такие как мясо и рыба, а также продукты животного происхождения, такие как яйца и молоко.

Естественно, Церковь допускает определенные личные исключения для очень старых, очень молодых, больных, кормящих матерей и других людей, находящихся в чрезвычайных обстоятельствах или с особыми потребностями. Исключения из поста должны делаться по усмотрению и под соответствующим руководством вашего приходского священника, чтобы сохранить назидательный характер этой дисциплины.

Первые примеры поста после Иисуса принадлежат ранним христианам, которые помнили среду и пятницу каждой недели, потому что они связаны с предательством и страстями Господа. Они были назначены днями молитвы и поста христиан после отделения Церкви от синагоги. 69-е Апостольское правило подтверждает эту практику. К 325 году нашей эры, согласно 5-му правилу Первого Вселенского Собора в Никее, 40-дневный пост стал устоявшейся традицией. Важно отметить, что пост не является монашеским нововведением, так как он уже сложился к этому времени в Церкви, а фактически был укоренен в библейской традиции. Эта традиция была принята и практиковалась ранней Церковью и продолжает практиковаться Православной Церковью до настоящего времени.

Пост в Ветхом и Новом Заветах

Первой заповедью Бога в начале человеческой жизни был пост. (Бытие 2:16-17); Св. Василий Великий напоминает нам, что Адаму и Еве было дано это суровое правило практиковать самообладание и послушание божественной воле.

Моисей постился сорок дней, два раза, в качестве духовной подготовки во время восхождения на гору, чтобы получить откровение Божие в Десяти Заповедях. (Исход 34:27-28, Второзаконие 9:9-11, 16-18)

Пророк Илия держал сорокадневный пост в пустыне из-за грехов Израиля, и в результате присутствие и сила Бога наконец открылись ему «в звуке легкого ветерка». (3 Царств 19:8-12)

Когда Иисус начал свое публичное служение, Святой Дух повел Его в пустыню, и там он постился сорок дней и ночей. (Матфея 4:1-2, Луки 4:2); Иисус был искушен сатаной, как видно на иконе выше, и, отвергнув это искушение, он обратил вспять не только непослушание Адама, но и израильтян воле Божией. Иисус Христос подтвердил соблюдение поста пророками Ветхого Завета и дал нам Свой личный пример для подражания.

В Своем первом учении о посте Иисус говорит: не показывайся постящимся людям, а только Отцу твоему, Который втайне. (Матфея 6:16-18, Луки 18:9-14)

Действия и учение Иисуса ясны, как и примеры пророков Ветхого Завета, пост является практикой религиозного благочестия и призван быть подлинным выражением любви человека к Богу и человеку. Именно это мотивирует человека делать все, что он делает, в том числе и поститься!

Через физические мытарства поста и внутреннее сокрушение покаяния человек охотно сокрушается и смиряется пред Богом, и это дает ему возможность горячее взывать в молитве о милости и прощении Божием, но и быть бодрствующим и восприимчивым к откровению Бога. – Преподобный о. Питер Чемберас

Закончим напоминанием святителя Иоанна Златоуста из его «Слов о посте»:

Период телесного поста заканчивается, но период духовного поста никогда не заканчивается! Этот духовный пост превосходит телесный пост, который установлен в Церкви ради этого постоянного духовного поста.

logo

Диана
Comment
Самая ЛУЧШАЯ
Wed December 23, 2020, 20:20:54
Я тебя ЛЮБЛЮ


Обязательные для заполнения поля помечены знаком *.

Если у Вас возникли проблемы с чтением кода, нажмите на картинку с кодом для нового кода.