День города Находка: история и символика

Находка – город и морские ворота России на берегу Японского моря, в Приморском крае; крупный портовый узел и одно из ключевых поселений российского Дальнего Востока, сформировавшее особую портовую культуру, ремесла моря и прибрежной торговли. Именно здесь складывалась репутация «открытого окна» страны в Азиатско-Тихоокеанский регион в XX веке. В жизни города удивительным образом соседствуют индустриальные ландшафты портов, мягкие бухты, пляжи и традиции мореплавания – и это создаёт интригу для дальнейшего знакомства.

1. Когда день города Находки

День города отмечают, как правило, в третьи выходные июня, приурочивая торжества к исторической дате открытия бухты – 18 июня. Праздник объединяет жителей и гостей: проходит парад предприятий и морских профессий, фестивали уличной культуры, регаты и концерты на набережной. В программу традиционно входят:

  • торжественное открытие с поднятием флага городского округа;
  • парад трудовых коллективов портов, судоремонтных и рыбопромышленных предприятий;
  • морская регата и показательные выступления яхт-клубов;
  • фестивали уличной еды и ремёсел прибрежной кухни;
  • концерты на главной сцене и салют над бухтой;
  • спортивные турниры: пляжный волейбол, забеги по набережной, велопарад.

2. Дата основания Находки

Официальной датой образования города считается 18 мая 1950 года, когда рабочий посёлок получил статус города краевого подчинения. Исторически же отправной точкой служит 1859 год: тогда российские моряки нанесли на карту убежищную бухту и дали ей название, подчёркивающее удачную находку безопасной гавани. В конце XIX – начале XX века в эти места пришли рыбаки, артели, затем – портовые причалы и судоремонт, а в 1930–1940?е годы государственная политика осваивания Дальнего Востока придала развитию прибрежного поселения программный характер: строились причалы, склады, подъездные железнодорожные пути.

3. История города Находки

Дореволюционный период и открытие бухты. После заключения Айгунского (1858) и Пекинского (1860) договоров, зафиксировавших прохождение границ и закрепление Приморья за Россией, началось систематическое обследование побережья. В 1859 году русские моряки отметили на навигационных картах удобную, закрытую от штормов бухту с надёжными якорными стоянками и назвали её Нахо?дкой – «удачно найденной» гаванью.

«Обнаружили удобнейшую гавань, заслонённую от ветров, с глубинами, годными для судов всех классов. Признали место весьма пригодным для будущих стоянок и работ по снабжению» – из судового журнала одного из кораблей Сибирской флотилии, 1859.

Имперский период и первые хозяйственные очаги. Во второй половине XIX века шёл расселительный процесс: возникали рыбацкие становища, развивались промысловые дилижансы и каботаж. К началу XX века на берегах бухты сложилось ядро населённых пунктов, связанных с прибрежным рыбным промыслом и переработкой уловов, завозом леса и угля.

Советские годы: от посёлка к «окну в Тихий океан». В 1930–1940?е годы государственная индустриализация вывела прибрежные промыслы на новый уровень: строятся рыбный порт, склады, базы снабжения, мастерские судоремонта. В конце 1940?х – начале 1950?х годов оформляется крупнейший на Дальнем Востоке транспортно-логистический узел: открытие порта, прокладка железнодорожных веток, развитие береговой инфраструктуры. Порт стал важным центром внешней торговли СССР на Тихоокеанском направлении, особенно в те десятилетия, когда Владивосток был закрытым городом.

«Порт Находка должен стать одним из главных ворот страны на Тихом океане, обеспечивающим перевалку внешнеторговых грузов и участие в международных перевозках» – из постановлений и программ развития второй половины XX века.

1970–1980?е: углубление специализации и рост. В окрестностях формируются новые специализированные мощности, включая глубоководные причалы и терминалы. К концу 1980?х Находкинский узел прочно закрепляется в верхних строчках дальневосточной статистики по грузообороту и рыбообработке. Город активно растёт, строятся микрорайоны, социальная инфраструктура, развивается сеть средних специальных учебных заведений, готовящих кадры для флота и портов.

1990?е: свободная экономическая зона и перестройка хозяйства. В начале 1990?х создаётся особый режим хозяйствования – свободная экономическая зона, нацеленный на привлечение инвестиций и внедрение новых логистических технологий. Перестройка внешнеторговых потоков, рост частного судоходства, контейнерных терминалов и экспорта сырья привели к структурным изменениям в экономике и занятости. Несмотря на общефедеральные кризисы, транспортно-портовая специализация позволила удержать ключевые компетенции и продолжить развитие.

Как подчеркивают исследователи дальневосточной урбанизации, «портовые города формируют особую морскую идентичность и устойчивость к шокам: инфраструктура и кадры – главный капитал»; эта характеристика в полной мере применима к траектории города до конца XX века.

4. Достопримечательности (памятники, храмы и прочее)

Представление об облике города дают природные бухты, индустриальные панорамы и места памяти. Ниже – ориентировочный список объектов для первого знакомства:

Название достопримечательностиКраткое описание и историческая значимость
Набережная бухтыПрогулочная зона с видами на акваторию, причалы и яхты; популярное место городских праздников и фестивалей.
Музей истории городского округаЭкспозиции об освоении Приморья, становлении порта, промыслов и повседневной жизни моряков и их семей.
Казанский кафедральный соборОдин из главных храмов; символ духовной жизни приморской общины и место крупных богослужений.
Памятник морякам и рыбакамЗнак памяти людям морских профессий; точка начала мемориальных мероприятий в День Победы и День города.
Смотровые площадки на сопкахПанорамы портового узла и бухт; удобные точки для фотосъёмки рассветов и заходов солнца.
Портовые терминалы (в т.ч. глубоководные)Индустриальные ландшафты, рассказывающие о современном грузообороте и роли города в логистике АТР.
Судоремонтные мастерскиеТехнологический пласт морской культуры: от эллингов до доков, где рождается «вторая жизнь» судов.
Пляжи и прибрежные зоны отдыхаПесчаные береговые линии в окрестностях, сезонные центры притяжения жителей и туристов.

5. Население города Находки

Численность – около 150 тысяч человек (оценки последних лет), с умеренной отрицательной динамикой по сравнению с пиковыми значениями конца XX века и последующей стабилизацией. Этнический состав преобладающе русскоязычный, представлены также украинцы, белорусы, корейцы (кориё-сарам), татары и другие группы; немалую часть составляют семьи моряков, портовиков, железнодорожников и работников прибрежного сервиса. Социальная структура традиционно опирается на транспортно-логистические и рыбопромышленные профессии, судоремонт, образование и сферу услуг.

С городом связаны имена спортсменов и деятелей культуры дальневосточного региона; из местных футбольных школ вышли игроки, выступавшие в высших дивизионах. В частности, уроженцем и одним из самых известных воспитанников является футболист Олег Гарин, начинал карьеру в местной команде и позже играл на уровне отечественных грандов.

6. Климат города

Климат муссонный, умеренно муссонный с выраженной сезонностью: зима сухая, солнечная и ветреная, но относительно мягкая по дальневосточным меркам (средние температуры января около ?8…–12°С, малоснежно); весна прохладная и затяжная; лето тёплое, влажное (средние температуры июля–августа +20…+23°С), пик осадков приходится на июль–август, возможны тайфуны; осень – «бархатная», ясная и тёплая до середины октября. Из практических советов: лучшее время для посещения – конец июля – сентябрь, когда вода в бухтах прогревается до комфортных значений, а погодная устойчивость выше; ранней весной учитывайте частые туманы.

7. Современная информация о городе

Экономика базируется на портово-логистическом комплексе, рыбной отрасли, судоремонте, контейнерных и навалочных терминалах, транспортно-складской логистике. В самом городе Находке работают крупные стивидорные компании и судоремонтные заводы, развиваются сервисы морского агентирования, бункеровки, экспедирования. Порт Находки связан с Транссибом подъездными путями, обеспечивая глубинную связь морских линий с внутренними регионами России.

Транспортная доступность опирается на сеть автодорог краевого значения; ближайший международный авиахаб – аэропорт Владивосток (Кневичи), откуда до города по трассе – порядка 2–3 часов в пути. Внутригородской транспорт представлен автобусными линиями и маршрутами в пригород, к пляжам и посёлкам городского округа.

Образовательную и научно-кадровую базу составляют морские и транспортные колледжи, филиалы дальневосточных вузов и центры подготовки специалистов для портовой отрасли. Культурная жизнь включает музеи, выставочные площадки, дома культуры, фестивали прибрежной кухни и уличной музыки, парусные регаты. Спортивные традиции поддерживают секции парусного спорта, гребли, единоборств, а также городские футбольные школы.

8. Герб и флаг Находки

Геральдические символы отражают морскую сущность города. На гербе преобладает лазурь – цвет моря и бухт; в композиции используются волнистые серебряные полосы (водная гладь), нередко – стилизованная чайка и морские эмблемы (якорь, парус), символизирующие навигацию, морской труд и открытость внешней торговле. Флаг представляет собой голубое полотнище с повторением основных фигур герба – аллегорий моря и портовой судьбы. Официальное утверждение современной символики состоялось в начале 2000?х годов, в 2001 году органами местного самоуправления с последующим уточнением описаний и регламента использования.

9. Гимн Находки

Официальная гимническая традиция носит локальный характер: в разные годы исполнялись торжественные песни, посвящённые городу и морскому труду, на городских праздниках и в дни памяти. В качестве неофициальных «музыкальных визитных карточек» часто звучат песни о бухте, ветрах Японского моря и морских профессиях – характерные для приморских городов мотивы. Типичные строки такого городского песенного фольклора – о «голубой глади бухты», «чайках над причалами» и «дорогах, что тянутся морем». Эти песни, исполняемые хоровыми и сольными коллективами на набережной, поддерживают живую связь поколений и неизменно собирают горожан у воды.

logo