Мценск – город областного значения в Орловской области России, административный центр одноимённого района на реке Зуше, одном из левобережных притоков Оки. Это древнее поселение южнорусских рубежей, сыгравшее заметную роль в истории обороны и освоения Верхнего Подонья и Среднего Поднепровья, а также в культурной памяти страны – от летописных страниц до сюжета, ставшего известным на весь мир. Город сочетает купеческие традиции, воинскую славу и индустриальный характер, а за сухими датами и фактами скрывается удивительно цельная судьба, которую мы приглашаем Вас открыть.
1. Когда день города Мценска
Праздник Дня города здесь традиционно отмечают в начале осени – как правило, в первую или вторую субботу сентября (конкретная дата ежегодно утверждается городскими властями). В этот день улицы и набережные наполняются ярмарками, концертами и семейными программами, вручаются награды почётным жителям и коллективам, завершается всё праздничным салютом. Типичная программа включает:
- торжественное открытие на центральной площади и парад трудовых коллективов;
- городскую ярмарку ремёсел и фермерских продуктов;
- спортивные состязания и показательные выступления секций;
- детские интерактивные площадки и анимацию в парках;
- экскурсии по историческому центру и музеям;
- вечерний гала-концерт и фейерверк на набережной.
2. Дата основания Мценска
Официально город ведёт летоисчисление с XII века; в научной традиции первой датой упоминания считается 1146 год. Возникновение связано с системой пограничных укреплений северских и черниговских земель, контролировавших переправы через Зушу и пути между Окой и Верхним Доном. Изначально это была крепость и посад, призванные охранять торговые дороги и сельскохозяйственную округу. Со временем оборонное ядро дополнилось ремесленными слободами и торговыми рядами, что предопределило роль уездного центра в последующие столетия.
3. История города Мценска
Древнерусский период (XII–XIII вв.). Первые упоминания о поселении относятся к эпохе раздробленности. Крепость на Зуше входила в орбиту Чернигово-Северских земель и контролировала важную переправу. Монголо-татарское нашествие в 1237–1238 годах тяжело отозвалось на городах Верхнего Подонья: укрепления разорялись, население уходило в лесные «стороны», часть поселений меняла место. Характерной для летописей формулой отражено это бедствие:
«…и взяша град и пожгоша, и люди мнози пленени быша…» (Ипатьевская летопись о бедствиях 1237–1238 гг.)
Пограничье и рубежи (XIV–XVI вв.). В последующие века город находился на спорной территории между Великим княжеством Литовским и Московским государством. После русско-литовских войн XV–XVI веков регион окончательно вошёл в систему южных засечных линий Московии. Это было время возведения новых укреплений, формирования служилого населения и развития торговли между Тулой, Орлом и Курском.
Имперский период (XVII–XIX вв.). К XVII столетию городская жизнь стабилизируется: растут ремёсла, формируются ярмарочные традиции, открываются приходские школы. Административная реформа Екатерины II в 1778 году закрепила за городом статус уездного центра Орловского наместничества (затем губернии). В этот период складывается купеческая застройка, появляются каменные храмы, здания присутственных мест, развивается кожевенное, мукомольное и текстильное производство. Н. М. Карамзин подчёркивал древность местной городской традиции:
«Сей город, на Зуше лежащий, известен уже в летописях XII века…» (Н. М. Карамзин, «История государства Российского»)
Конец XIX – начало XX века. Проведение железной дороги по направлению Москва–Орёл–Курск придало новый импульс. Расширяются мельницы, лесоторговля, появляются механические мастерские и небольшие машиностроительные артелии. Город получает современную планировку улиц, названия площадей, общественные здания – гимназию, земскую управу, пожарную часть.
Советские годы (1917–1991). Гражданская война прошла через уезд с мобилизациями и реквизициями, однако в 1920–1930-е годы идёт индустриализация: создаются машиностроительные и литейные мощности, пищевые предприятия, артелии деревообработки и швейного дела. Особое место в памяти занимает Великая Отечественная война и октябрь 1941 года, когда на подступах к городу развернулись ожесточённые бои с участием 4-й танковой бригады М. Е. Катукова. Генерал Гейнц Гудериан признавал впечатление от столкновения с новыми советскими машинами:
«Под Мценском мы впервые встретились с русскими танками Т-34; наши 37-мм пушки оказались бессильны.» (Г. Гудериан, мемуары)
Оккупация продлилась до лета 1943 года; в ходе Орловско-Курской наступательной операции район был освобождён, после чего началось масштабное восстановление промышленности и инфраструктуры. В послевоенные десятилетия появляются новые корпуса заводов, строятся школы, ДК, больницы, расширяется железнодорожный узел и дорожная сеть.
4. Достопримечательности (памятники, храмы и прочее)
Представляем ориентир для самостоятельной прогулки и тематических экскурсий:
| Название достопримечательности | Краткое описание и историческая значимость |
| Мценский краеведческий музей | Экспозиции о древней истории Зуши, купеческом быте, индустриальном развитии и фронтовом тыле; фонд редких документов уездной управы. |
| Мемориал «Битва под Мценском» | Памятный комплекс в честь октябрьских боёв 1941 года; традиционное место возложения цветов и проведения уроков мужества. |
| Введенский храм | Каменная церковь XVIII–XIX вв. с классическими элементами орловского провинциального барокко и сохранившимися иконописными фрагментами. |
| Никольская церковь | Исторический приход, связанный с купеческими династиями; пример зодчества конца XIX века. |
| Здание присутственных мест (бывш.) | Административный корпус эпохи губернской реформы; образец гражданской архитектуры с лаконичным декоративным рядом. |
| Старый железнодорожный вокзал | Узел линии Москва–Орёл–Курск; памятник транспортной архитектуры рубежа XIX–XX веков. |
| Купеческие особняки на ул. Советской | Городская усадебная застройка с лепниной и чугунными оградами; свидетельство торгового расцвета XIX века. |
| Памятный знак «Леди Макбет Мценского уезда» | Культурная отсылка к повести Н. С. Лескова и опере Д. Д. Шостаковича; точка литературных экскурсий. |
5. Население города Мценска
По данным Всероссийской переписи населения 2021 года здесь проживает около 36,5 тыс. человек; текущие оценки показывают умеренное снижение вслед за общими демографическими трендами центральной России. Этнический состав преимущественно русский, также представлены украинцы, белорусы, армяне и представители других народов. Социальная структура формируется индустриально-сервисной экономикой: рабочие и инженерно-технические кадры, занятые в машиностроении, металлургии, пищевой переработке, а также сфера образования, здравоохранения и малого бизнеса.
С городом связаны имена художника-портретиста Фёдора Бородаевского (1860–1913), ряда фронтовиков и Героя Советского Союза уроженцев района, а также культурных фигур, чьё творчество обращено к уездной истории и мифологии Зуши. В популярной культуре городской топос закреплён благодаря Н. С. Лескову и музыке Д. Д. Шостаковича.
6. Климат города
Климат умеренно-континентальный. Зимы сравнительно холодные и снежные: средние температуры января держатся около –8…–10 °C, возможны кратковременные понижения до –20 °C и ниже. Лето тёплое, устойчивое: в июле обычно +18…+20 °C, нередко – тёплые волны с +25…+28 °C. Годовое количество осадков – порядка 550–600 мм, максимум приходится на тёплый сезон, а устойчивый снежный покров устанавливается в декабре.
Практический совет: лучшее время для неспешных прогулок и экскурсионных программ – май–июнь и конец августа–сентябрь; для прогулок по музейным и литературным маршрутам подходят круглогодичные поездки. Зимой пригодится тёплая обувь и ветрозащитная куртка, летом – головной убор и средства от солнца.
7. Современная информация о городе
Сегодня Мценск – промышленный и транспортный узел северо-востока Орловской области. Экономику определяют машиностроение и металлообработка (агрегаты, коммунальная техника, литейное производство), предприятия стройматериалов, деревообработки и пищевой переработки. Транспортная доступность обеспечивается железной дорогой направления Москва–Курск–Белгород (в городе – пассажирский и грузовой вокзальные комплексы) и федеральной автотрассой М-2 «Крым» (Е105), проходящей вблизи. До Орла – около 50–55 км, до Москвы – порядка 280–290 км.
Городская инфраструктура включает центральную районную больницу, поликлиники, детские сады и школы, учреждения среднего профобразования, спортивные школы и стадионы. В культурной жизни активны Дворец культуры, детская школа искусств, библиотеки и музей, действуют народные театральные и хореографические коллективы, проходят фестивали патриотической песни и ремёсел. Благоустраиваются набережные Зуши, исторические улицы и общественные пространства.
8. Герб и флаг Мценска
Исторический герб относится к эпохе екатерининских геральдических реформ и был утверждён в конце XVIII века (1781): в верхней части щита помещался символ Орловской губернии, а в нижней – местный сюжет, подчёркивающий хлебородие и торговое значение уездного центра (трактовка – золотой сноп на зелёном поле). Такое композиционное деление было распространённым для уездных городов, указывая на административную принадлежность и хозяйственный профиль.
Современная версия герба следует исторической преемственности, выдержана в классической европейской геральдике: зелёный цвет символизирует природу Зушинской равнины, леса и сельское хозяйство; золото – достаток, благородство и трудолюбие; изображение губернского знака вверху подчёркивает региональную идентичность, а фигуры нижнего поля – местные ремесленные и земледельческие традиции. Флаг представляет собой прямоугольное полотнище, повторяющее основные фигуры и цвета герба в упрощённой композиции. Муниципальные символы утверждены решением городского Совета в постсоветский период и внесены в Государственный геральдический регистр РФ.
9. Гимн Мценска
Официального городского гимна не утверждено. На городских праздниках и патриотических мероприятиях традиционно звучат неофициальные песни о городе и Зуше, композиции местных авторов и коллективов, а также музыкальные номера, отсылающие к уездной теме – от народных напевов до эстрадных обработок. Литературно-музыкальная ассоциация с повестью Н. С. Лескова и оперой Д. Д. Шостаковича «Леди Макбет Мценского уезда» остаётся важной частью культурного образа города, к которому охотно обращаются исполнители и экскурсоводы.
