Замолксис - загробный богоченосец и бог гетов

Святой Ипполит, писавший около 220 года нашей эры, интригующе настаивает на том, что кельтским друидам привил пифагорейское понимание космоса и души загадочный и полумифический человек по имени Замолксис.

Замолксис - полумифическое божество

Кельтские друиды придерживаются философии Пифагора, с которой их познакомил Замолксис, раб Пифагора и фракиец по рождению, который пришел в эти земли после смерти Пифагора и дал им возможность изучить его учение. И кельты верят в провидческую и пророческую силу своих друидов, так как они могут предсказывать некоторые события, пользуясь пифагорейскими исчислениями. Мы не обойдем молчанием истоки их учения, так как некоторые хотели бы сделать из этих народов особые философские школы. действительности, друиды также занимаются искусством магии.

Залмоксис, по-видимому, был предком или героическим божеством гетов или даков Северной Фракии, на которых повлияла массовая миграция иранских скифов, двигавшихся с востока на запад в первой половине первого тысячелетия до нашей эры, за которой последовала вторая такая же большая волна кельтов, переселявшихся с запада на восток. Когда кельты впервые проникли на эти территории, они, по-видимому, смешались с местным населением и взяли многое в свою культурную традицию. При таком понимании у нас нет веских оснований спорить с основным тезисом Ипполита, поскольку все западные и восточные кельтские племена были связаны большими водными путями Дуная и Рейна.

Замолксис и Пифагор

Тезис о том, что Залмоксис был напрямую связан с Пифагором, вызывает сомнение. Возможно, легенда о нем объясняет приток шаманских влияний в Грецию через иранских скифов, оказавших влияние на орфизм, а затем и на Пифагора. Вектор влияния мог быть направлен и в другую сторону. В этой связи интересно отметить, что Юлий Цезарь, прибыв в Галлию, обнаружил, что кельтские племена поклоняются классическим греко-римским богам, в том числе Аполлону. У нас нет иного выхода, кроме как поверить Цезарю на слово, потому что кельты не оставили никаких письменных свидетельств о своих верованиях. У нас есть только рассказ Цезаря и пассажи некоторых других авторитетов, таких как Геродот.

Есть свидетельства того, что перевоплощение всегда было неотъемлемой частью древних верований, общих для всех индоевропейских народов, включая кельтов, скифов и германские племена.

Авторы античной эпохи упоминают веру кельтов в бессмертие. Греческий этнограф Посидоний, вероятно, был первоисточником большинства этих ранних упоминаний и приравнивал учение кельтов к доктрине Пифагора. Цезарь обращался к Посидонию в качестве источника, когда писал:

"Урок, который они [друиды] особенно стараются внушить, состоит в том, что душа не изсчезает, но после окончания мирской жизни переходит из одного тела в другое. Они считают это лучшим побуждением проявлять отвагу, потому что такая вера учит людей пренебрегать ужасами смерти".

Диодор пишет:

"Среди них [галлов] преобладает вера Пифагора в то, что душа человеческая бессмертна и что по прошествии определенного числа лет душа, возрождаясь к новой жизни, входит в другое тело".

Что известно о жизни Залмоксиса

Мы знаем о нем очень мало помимо того, что Геродот сообщает нам в своей «Истории», о том, что геты («самые храбрые из всех фракийцев») поклонялись Залмоксису как богу. К этому он добавляет:

Узнал от эллинов, проживающих в Геллеспонте и в фонте, что этот Залмоксис, будучи обычным человеком, якобы жил в рабстве на Самосе у Пифагора. Заслужив свободу, он нажил большое состояние и вернулся на родину, фраки жили в страшной бедности и были необразованны. Залмоксис, знакомый с ионийским жизненным укладом и более утонченными нравами, чем во фракии, к тому же проживший среди эллинов и, главное, рядом с самым мудрым человеком Эллады, Пифагором, решил построить особый дом, в котором он принимал и устраивал пиры для самых замечательных сограждан. Во время пиршеств он учил, что ни он, ни его гости, ни их потомки в будущем не умрут, а лишь переселяться в иное место, где, живя вечно, обретут все блага, фока Залмоксис принимал гостей и увещевал их таким образом, он строил себе жилище под землей, когда обитель была готова, Залмоксис исчез, спустившись в свои подземные покои, где и пробыл три года, “фраки очень сожалели о его исчезновении и оплакивали как мертвого. На четвертый год он появился среди сограждан, тем самым заставив их поверить в свое учение. Так рассказывают эту историю эллины.

Я сам не подвергаю это сомнению, но и не верю полностью. Думаю, что этот Залмоксис жил задолго до Пифагора. Был он простым человеком или в самом деле богом гетов, не ведаю, с тем и оставляю его в покое.

logo



Обязательные для заполнения поля помечены знаком *.

Если у Вас возникли проблемы с чтением кода, нажмите на картинку с кодом для нового кода.