История, ритуалы, особенности вудуизма

Согласно одному докладу, эта гаитянская духовная религия берет свое название от гностической секты XII века Валдензианцев. Обвиненные в каннибализме и оргиях поклонения дьяволу, они приобрели такую славу, что стали известны во Франции как vauderie — ведьмы, и vaudoises — шаманы (voodoo). Возможное другое происхождение термина — от слова «vodun», что на языке Западной Африки означает «бог», «дух», «священный объект».

Африканская религия, вуду, была завезена на Гаити рабами, купленными французами-плантаторами. В ней еще есть элементы католицизма. Рисунки католических святых найдены почти во всех храмах шаманов вуду. Эти святые идентифицировались с шаманскими богами и богинями. Святой Патрик, изгнавший змей из Ирландии, называется у вудуистов Дембелла, бог змей; Иоанн Креститель — Шанго, бог грома.

Ритуалы вудуизма

Ассоциирующаяся с усиливающим транстанцем и ритмическими песнопениями, приводящими к экстазу, вуду больше всего известна своей темной стороной: использованием черной магии с целью навести смерть или плохое самочувствие на врагов, либо способностью создавать ходящих мертвецов, зомби. Близко связанным с вудуистским «культом мертвых» является безобразный Барон Самеди — хозяин кладбищ и черной магии. Главная церемония этого культа проходит в День Всех Душ, предположительно обеспечивая защиту от злых существ гаитянского фольклора. В отличие от зомби, они включают loup-garou (нечто вроде рыжеволосой женщины-вампира, которая делает надрезы между пальцами ног жертвы) и baka — духов черных колдунов, которые изменяют свое обличие и в виде животных бродят по ночам в поисках жертвы.

В молодости гаитянский диктатор Фрасуа Дювалье («Папаша Дюк») написал серьезный труд по шаманству (voodoo). Говорили, что он сам применял черную магию против своих врагов и что определенно ее использовали против него. Враги Дювалье однажды похитили из могилы скелет его отца.

Танцы религии вуду

Но черный элемент — лишь один аспект вудуизма. В 1947 году американский кинорежиссер Майа Дерен на презентации журнала «Лайф» участвовала в вудуистском танце. Неожиданно она вошла в состояние транса, и, казалось, ею завладела богиня Эрцале (нечто среднее между Афродитой и Девой Марией). Танцуя, Дерен почувствовала, как немеют ее ноги — ощущение, которое она назвала «белой темнотой» (белое — слава, темное — ужас). Эта сила хлынула в тело Дерен, угрожая (как и при кундалини) разорвать череп.

Мысленно взмолясь о спасении, она услышала пронзительные голоса, которые хором кричали: «Эрцале». Несколько часов Дерен находилась без сознания, а потом hungan (жрец) сказал ей, что она была «охвачена Эрцале». Этот опыт изменил отношение Дерен к вудуизму. Она стала воспринимать ее подлинной религией с собственными этическими ценностями и стилем жизни.

В книге «Божественный всадник: живые боги Гаити» (1953) она отмечает, что вудуизм отличается от христианства или ислама тем, что в трансе посвященные в вудуизм действительно становятся богами или богинями. Католической церкви не удалось убедить поклонников вудуизма, что их вера и католицизм не дополняют друг друга. «В церкви все всегда связано с волшебством», — сказал антропологу один поклонник шаманства.

logo



Обязательные для заполнения поля помечены знаком *.

Если у Вас возникли проблемы с чтением кода, нажмите на картинку с кодом для нового кода.