История появления ведьмовства и современный взгляд на ведьм

С XIV по XVIII век в Европе тысячи женщин были сожжены живыми после того, как их объявили ведьмами. Преследование началось по приказанию Доминиканской инквизиции, образованной в 1220-х годах для борьбы с катарами: дуалистами, которые присвоили женщинам равный с мужчинами статус. Когда их уничтожили, пришла очередь (в 1307 году) рыцарей Тамплиеров. Девятнадцать лет спустя, в 1326 году, Папа Иоанн XXII — параноик, убежденный в том, что его враги хотели убить его с помощью магии, — принял требование доминиканцев начать охоту на ведьм, объявив «колдовство» (в отличие от «ереси») преступлением.

В то время мало кто считал ведьм преступницами. Практика «искусства ловкости» была распространена повсюду как для лечения, так и для проклятия. Была еще в силе старинная языческая религия плодородия, и народ не считал, что в ней было что-то сатаническое или антихристианское.

Публичные суды над ведьмами

Первый публичный суд над, ведьмой состоялся в Париже в 1390 году. Жене де Бриго, обвиненную человеком, которого она вылечила, когда тот находился при смерти, подвергли пыткам. Она «призналась» в том, что была знакома с демонами, и за это ее сожгли на костре. Время было подходящим. Прошло только сорок лет после первой атаки «черной смерти». Испуганных, неуверенных в жизни людей было легко убедить, что Бог зол на них. Евреев уже обвинили в заговоре и стали подвергать гонениям по всей Европе; катары и тамплиеры исчезли; теперь настала очередь Женщины. Говорили, что Ева была виновата в падении, обратив внимание на Сатану; достаточно было просто заявить, что дьявольская женская хитрость угрожала выживанию христианского общества. Так утверждали доминиканцы, эксплуатируя древнее и усиливающееся женоненавистничество.

Однако настоящая истерия началась только спустя век. Ее привела в движение в 1846 году публикация труда «Молот ведьм» германских доминиканцев Крамера и Шпренглера. В следующем веке ее поддержали «Демонология» Жана Бодина и кальвинистские тексты типа «Первый глас трубы против страшного полчища женщин». Колдовство — неважно, белое или черное — было работой Сатаны. Рогатым богом ведьм был дьявол. Сама женственность признавалась сатанической. Любая женщина, которую считали «странной», подвергалась большому риску. Эпидемия паники распространялась. В некоторых районах Германии были уничтожены чуть ли не все женщины. В Бемберге с 1609 года по 1633 год более 900 женщин подверглись пыткам на «ведьминых стульях», которые были сделаны из металла, утыканы массой торчащих гвоздей и нагревались на огне. Вырываемые таким образом признания неизменно вели на костер.

Ужас перед этими событиями и ненависть к женскому полу так глубоко поразили общество, что это до сих пор тяжело постичь. Чума свирепствовала исключительно в Западной Европе, сильнее всего — во Франции, Германии и Швейцарии. В Англии безумие с сожжением женщин, пожилых или молодых, было не так распространено, как в пуританской Шотландии. Король Яков VI (позже Яков I Английский) был убежден, что гроза, которая едва не потопила его в море, была вызвана чарами ведьм из Бервика. Многие были сожжены. В 1660-х годах в Олдерне в Морее Изабель Гоуди призналась в связях с Сатаной. Ее и еще нескольких женщин казнили.

Тем слабовольным, которые испытывали ужас из-за таких жестокостей, французский писатель объяснял: «Ведьмы так преданы службе дьяволу, что ни пытки, ни наказания не могут испугать их; они говорят, что пойдут на любые мучения, на смерть за его любовь с той же радостью, с какой идут на праздник, получая удовольствие и радость». Безумие было столь сильным и проходило так медленно (последняя казнь ведьмы в Британии произошла в 1750-х годах, а последний судебный акт за ведьмовство отменили в 1951 году), что до недавних пор все обстояло так, словно вокруг царила коллективная амнезия.

Ведьмовство как женская религия

В 1921 году антрополог Маргарет Мюррей опубликовала свою работу, в которой колдовство признавалось пережитком дохристианской религии плодородия, относящейся к доисторическим временам. Ее тезис получил широкое признание. Но его появление многих и расстроило. Некоторые историки, в том числе Норман Кон, сейчас утверждают, что никогда не было никаких ведьм и что безумие происходило от сексуального невроза, вызванного чрезвычайно высокими моральными стандартами, установленными церковью.

Может быть и так. Однако в существовании «старой религии» не больше сомнений, чем в том, что ее классические и средневековые сторонники, от гностиков и манихеев до катаров, тамплиеров и «ведьм», систематически преследовались и поголовно уничтожались. Процесс шел скачками, растянувшись на тысячелетний период после прихода к власти патриархального западного христианства. Рассматриваемый как единое целое, это был штурм на ряд философий, вступивших в конфликте предполагаемым мужским правом на управление, установленным церковью. Не является совпадением, что «научный метод» стал очевидным в основном в эпоху, когда колдовство — женская религия — подвергалось наибольшим гонениям. Ведь всего тысячелетие или около того прошло с тех пор, как Изида и другие проявления великой богини древнего мира были объединены в приукрашенный, невинный образ Святой Девы Марии. Короче говоря, это относилось к политике разделения полов — демонизации Евы и всех женских характеристик.

Сегодня лунные, интуитивные принципы, лежащие в основе колдовства, делают попытки к возвращению. Негативные эффекты нескольких веков мужского (научного) доминирования дают возможность многим предположить, что баланс природы был нарушен и что пришло время перейти к более сочувственному подходу.

Современный облик ведьмовства

В 1950-х годах ведьмовство (висса) снова начало показывать свое лицо. Сначала его новыми представителями были мужчины. Джеральд Гарднер отклонил сомнения женщин в том, что можно проводить шабаши. Ведь, помня прошлые ужасы, они не хотели публичности. Хотя явление высмеивалось или прибивалось к позорному столбу в прессе, вскоре стало ясно, что старая истерия в целом умерла. Многие женщины и мужчины стали действовать открыто, вызвав новый интерес к старинной мудрости. Сейчас многие популярные постфеминистские фильмы, в частности «Иствикские ведьмы», открыто высмеивают превосходство мужчин, что раньше было невозможно.

Ведьм можно считать странными, но их не арестовывают и не сжигают на костре за их религию. Их сборища относятся к старинной религии — Кельтский праздник костров (когда зажигается огонь) накануне 1 мая; летнее солнцестояние; праздник урожая 1 августа; Хеллоуин (вакханалия) 31 октября и зимнее солнцестояние. Сохранился шабаш тринадцати, поскольку в году тринадцать месяцев (13 х 28 = 364).

Главным божеством является Мать богиня (Айзис, Бриджит, Трио или Белая богиня поэтов, согласно пояснениям Роберта Грейвса). Ее супруг — Рогатый бог (Цернунос, Херн, Охотник, Зеленый человек). Верховная жрица и верховный жрец каждого шабаша представляют собой естественные силы природы и их различные лица. Некоторые шабаши участники проводят одетыми, некоторые — обнаженными. В последнем случае энергия природы течет свободно, включая или не включая сексуальную энергию, которая является не больше чем часть природного равенства вещей.

logo



Обязательные для заполнения поля помечены знаком *.

Если у Вас возникли проблемы с чтением кода, нажмите на картинку с кодом для нового кода.