Легенда о создателе Голема

Одна из известнейших и остроумнейших пражских легенд, включенная Алоисом Ирасеком в "Старинные чешские сказания", имеет все, что можно ожидать от легенд: драматическое напряжение, немного мистическую атмосферу, ряд интриг, в которых добро побеждает, а зло наказано, и, наконец, хеппи-энд. Не хватает только одного: хоть немножко доказательств, что сказание относится к тому периоду, когда создатель Голема после пребывания в Вормсе, Познани и моравском городе Микулове жил в 1573 году в Праге (с перерывом в несколько лет).

Кто является создателем Голема

Иегуда Лев бен Бецалель, называемый современниками Махаралми Праг, Великий магистр Пражский, успел написать до своей кончины в 1609 году семнадцать изданных типографским способом книг. Однако о Големе в них нет ни слова. Ни слова не находим мы о нем и на ренессансном надгробии Лева на пражском старом еврейском кладбище.

Интересно! В биографии рабби Лева, написанной в 1718 году, не находим ничего особенного, так же как и в хронике рода Лева, написанной в 1727 году. Только гораздо позже начинают появляться неясные упоминания о чародействе Лева, однако и в них нет ничего об искусственном человеке, хотя слово "голем" известно уже из псалма царя Давида в смысле "неготовая масса"...

Только на переломе XVIII и XIX столетий легенда неожиданно и внезапно стала принимать определенные очертания. Однако не в пражском гетто, а в польских гетто рассказывается о чародее, хелмском раввине Элиа бен Иуде; якобы он жил во второй половине XVI века и сделал из глины слугу, немого Голема. Однако сам Элиа бен Иуда совершенно неизвестен истории, он не оставил ни одной рукописи, ни одной строки.

В это время в славянских странах Восточной Европы начала действовать особая секта хасидов — религиозных фанатиков, учение которых берет свое начало в каббале, трудах Платона, Пифагора и прежде всего в произведениях мудрых предшественников, к которым хасиды причисляют и рабби Лева. Хасиды под руководством раввина Израэля Баал Шем-тава создают тайные закрытые общества, погруженные в мистику, каббалу и легенды. С историей они обращаются весьма вольно. Рабби Лев, возможно, и не создал Голема, но он, и только он, был на это способен...

Легенда о пражском Големе

Легенда о Големе появилась на свет и начала расцветать. В ней появился ученик рабби Лева Якоб Соссон и его зять Ицхак Кац-Кохсн, каббалистический обряд и сказочный Шемхам-фораш, который Голема оживляет.

В литературе, однако, пражский Голем объявляется гораздо позже в анонимном ярмарочном списке, изданном около 1840 года. И только потом следует романтический рассказчик Гофман, братья Гримм, Густав Мейринк, из наших авторов Йозеф Иржи Колар, Йозеф Сватек, Алоис Ирасек, Иржи Карасск из Львовиц. Исполняются театральные пьесы, делаются кинофильмы. Следовательно, это вовсе не старинное чешское сказание, а сравнительно молодое, но очаровательное и пленительное. В нем участвуют и мудрый рабби Лев, и не менее мудрый, но менее плодовитый в литературном смысле рабби Элиа бен Иуда, вероятно, сказки об искусственных существах и опытах с механическими игрушками, приписываемые уже Альберту Великому, совершенно определенно фанатичная секта хасидов и, наконец, романтическая литература XVIII и XIX столетий. Ну и, конечно, неподражаемая атмосфера старой Праги, как будто специально созданной для появления таинственных легенд.

logo



Обязательные для заполнения поля помечены знаком *.

Если у Вас возникли проблемы с чтением кода, нажмите на картинку с кодом для нового кода.