Древнегреческие Дионисии и Древнеримские Вакханалии

Современная западная культура помнит Диониса по театральным фестивалям, проводимым в его честь.

Великие Дионисии

Дионисии были ежегодными празднествами, проводившимися в Афинах с VI века до нашей эры. Именно здесь появилась греческая трагедия: высоко стилизованные драматические представления о честолюбцах, почивших из-за собственной гордыни или переменчивой судьбы. Благодаря музыке и хору, выражающему эмоциональный отклик, зрители проникались атмосферой происходящего, что позволяло им сопереживать персонажам. Это производило эффект катарсиса, благодаря которому зрители высвобождали свои сдерживаемые эмоции таким образом, чтобы возникавшая разрядка и воодушевляла человека, и придавала ему сил, воскрешая в нем чувство достоинства и сострадания через обнажение наблюдаемой природы жизни, не имеющей смысла.

Дионисии произвели на свет первых великих театральных актеров. Трагедии Софокла и Еврипида исполняются и по сей день, а английское слово «thespian» (актер-трагик) происходит от Фесписа, который был актером и драматургом, написавшим и разыгравшим первую дионисийскую трагедию.

Как появились празднества Дионисии

Однако корни Дионисий гораздо более вакхические. Так называемые сельские дионисии были непристойными празднествами с винными возлияниями, на которых всех женщин поощряли распускать волосы (даже рабынь), а трезвость и благопристойность осуждались, наперекор моральным устоям. Примером здесь может послужить Праздник дураков в средневековой Европе, где всем заправлял Господин беспорядка.

Женщины несли фаллические символы в корзинах, олицетворяющие бога, в процессиях, участники которых были одеты в шкуры животных и покрыты ветками, чтобы выглядеть как нимфы и сатиры. Ставились пьесы, устраивались танцы. Но даже сельские Дионисии были смягченными версиями разнузданных обрядов в честь бога, печально известных тем, что на них женщин приводили в безумное исступление похоти. Люди погружались в состояние полного озверения, бесновались по деревням, разрывая животных и даже младенцев в безудержности своих страстей.

Обряды, сопровождавшие Дионисии

Разобраться в обрядах Дионисий нелегко, поскольку все поведанное о них было записано цивилизованными мужчинами, а не дикими женщинами. Поэтому мы глядим на них сквозь своего рода призму, отшлифованную и отполированную требованиями благовоспитанности, которую ассоциируют с Аполлоном - жизнелюбивым, светловолосым, рациональным, играющим на лире двойником Диониса. Возможно, он был таким же божеством-покровителем Афин, как и сама Афина. Его добродетели вдохновляли на развитие архитектуры, порядка, формального искусства и философских принципов, опирающихся на разум - на развитие цивилизации. Аполлона принято считать олицетворением ясности, гармонии, стремления воспаряющего духа к вечной истине и чистейшего света. А Дионис управляет первобытными побуждениями, мятущейся и тоскующей душой, всем содержанием наших сновидений.

Согласно Овидию и Плутарху, некоторые менады были цивилизованными женщинами, которые пытались сопротивляться зову сирены Диониса, но они в конечном итоге сошли с ума, пытаясь подавить свою первозданную, естественную женственность, что привело к извращению их материнских чувств. Вполне возможно, что в этом что-то есть, если учесть, что роль женщин в афинском обществе была ограничена бытом, в то время как для мужчин старшего возраста было обычным делом брать себе для любовных утех юношей, что входило в учебную программу последних.

Будучи антитезой всему, что посвящено Аполлону, Дионис первоначально встречал сопротивление со стороны афинских правителей. Согласно некоторым источникам, фаллические символы носили в процессиях во время Дионисий в напоминание о том, что, когда афиняне отвергли предложенную им в дар статую Диониса, мужчины этого города были поражены загадочной хворью, от которой они избавились лишь после того, как приняли статую, тем самым сохранив культ этого бога.

Афинским властям имело смысл терпеть культ Диониса, поскольку он давал выход чувству острой неудовлетворенности у тех, кто был лишен гражданских привилегий, то есть у женщин, рабов и бедноты. Смысл этих празднеств состоял в том, чтобы подчиниться божеству, полностью потерять себя. Это больше привлекало тех, кому нечего было терять. Чем сильнее было у человека чувство собственной значимости и ценности в обществе, тем с большей опаской он относился к Дионису.

Порочные вакхические оргии

Римская версия Дионисий называлась Вакханалиями. В истинно римском стиле вакханалии становились все более декадентскими и оргиастическими, пока, по словам великого римского историка Ливия, ситуация не вышла из-под контроля настолько, что пришлось запретить их в 186 году до нашей эры.

Бывшая посвященная и проститутка по имени Хиспала Фаэцения рассказала, что жрица Вакха по имени Пакулла Анния извратила ритуал, превратив его из дневного занятия только для женщин в обычную ночную оргию, открытую для всех социальных классов, возрастов и полов. Этот культ рос как на дрожжах, привлекая самых разных людей, в том числе многих высокопоставленных граждан. Хиспала Фаэцения утверждала, что гомосексуализм, воровство и даже лишение жизни были там вполне обычными явлениями.

Морально консервативный Ливий, возможно, преувеличил и создал сенсацию, но дело в том, что Сенат воспринял это довольно серьезно и даже созвал специальное совещание, выводы и эдикты которого, под названием Senatus consultum de Bacchanalibus, дошли до наших дней. Этот культ был запрещен под страхом смерти по всей Италии, за исключением очень ограниченной формы под прямым контролем Сената. И что еще больше поражает, были задержаны, в качестве вознаграждения информаторов, тысячи людей (семь тысяч человек, по оценкам Ливия), большинство из которых были лишены жизни. Этот культ сохранился в своей уменьшенной форме и даже отчасти восстановил свою былую популярность во время правления Юлия Цезаря, поскольку его горячим приверженцем был Марк Антоний.

Описанные Ливием Вакханалии далеки от мощных, но формализованных трагедий, разыгрываемых в афинском городе Дионисия, и они еще дальше от торжественного, величественного и всецело почтенного духа Элевсинских мистерий, с которыми отождествлялся и Дионис.

logo



Обязательные для заполнения поля помечены знаком *.

Если у Вас возникли проблемы с чтением кода, нажмите на картинку с кодом для нового кода.