День машиностроителя в 2024 году какого числа

Машиностроительный комплекс является базовой отраслью экономики любой страны. Поэтому было бы странно если бы работники этой отрасли не имели своего собственного профессионального праздника. Поэтому, если вы еще не знаете о том, День Машиностроителя в 2024 году какого числа будет отмечаться, а также мало знакомы с российским машиностроением, мы готовы поделиться с вами некоторыми интересными фактами на эту тему.

День машиностроителя в 2024 году какого числа отмечается – 22 сентября 2024 года

История этого российского профессионального праздника начинается в 1980 году, когда специальным Указом Президиума Верховного Совета СССР было введено ежегодное празднование Дня Машиностроителя в последнее воскресенье сентября. Понятно, что наиболее широко День Машиностроителя отмечается в тех городах и поселках нашей страны, где предприятия данной отрасли преобладают или же являются градообразующими. Здесь проводятся различные праздничные мероприятия, турниры, слеты концерты и конкурсы. Хотя, вероятно, это не совсем правильно, ведь от развития машиностроения, от его работы зависят и все другие отрасли экономики. Можно без преувеличения сказать, что продукция машиностроения напрямую касается каждого человека. Поэтому если у вас есть знакомые, работающие над выпуском автомобилей, станков или даже обычных дверных замков – обязательно поздравьте их в последнее воскресенье первого осеннего месяца. В 2024 году День Машиностроителя в России будет отмечаться 22 сентября.

Что такое машиностроение

Давайте сначала определимся с тем, а что же это, собственно, такое – машиностроение. Впрочем, ответ на этот вопрос заложен уже в самом названии этой отрасли. Машиностроение, это - отрасль тяжёлой промышленности, производящая всевозможные машины, орудия, приборы, а также предметы потребления и продукцию оборонного назначения.

Но, поскольку машиностроение – это чрезвычайно емкое и обширное понятие, его, в свою очередь, тоже принято подразделять на отдельные группы: машиностроение общее среднее, тяжелое, точное, ремонт машин и оборудования, а также производство металлических изделий и заготовок.

Но и это еще не все. Каждая группа, относящаяся к машиностроению, также делится на различные подгруппы. К общему машиностроению относятся следующие виды машиностроения:

  • транспортное – железнодорожное, авиационное, судостроение, ракеты и космические корабли;
  • сельскохозяйственное;
  • химическое;
  • лесопромышленное
  • строительное и коммунальное;
  • производство технологического оборудования.

К тяжелому машиностроению относятся:

  • Горно-шахтное машиностроение
  • Металлургическое машиностроение
  • Энергетическое машиностроение

Среднее машиностроение, это:

  • автомобилестроение;
  • производство тракторов;
  • производство станков;
  • робототехника;
  • производство оборудования для легкой промышленности;
  • производство инструмента;
  • производство оборудования для пищевой промышленности;
  • производство бытовых машин и приборов.

Точное машиностроение включает в себя:

  • производство радиотехники и электроники;
  • приборостроение;
  • производство электротехнического оборудования.

Производство металлических изделий и заготовок:

  • производство метизов – металлических изделий для массового потребления: гвозди, металлические канаты, проволока, крепеж и проч.;
  • производство скобяных изделий и столовых приборов из металла, фурнитуры, замков и ключей.

Представители всех этих профессий также имеют право отмечать День Машиностроителя в 2024 году.

Развитие машиностроения в России

Впервые машиностроение было выделено в отдельную отрасль промышленности еще в 18-м столетии. Хотя фактически оно существовало всегда. Действительно, ведь изготовление любого орудия производства, даже каменного топора, тоже фактически является машиностроением. А что уж говорить о временах, когда появились более точные приборы и инструменты, например, солнечные или песочные часы, не говоря уже о часах механических? Человек всегда стремился облегчить свой труд и свою жизнь при помощи различных приспособлений, и по сути, это тоже было машиностроением. Но именно в 18-м веке, в Англии начали производить «машины для производства машин», что и вывело машиностроение на совершенно иной уровень. Именно развитие машиностроения дало толчок к зарождению промышленного капитализма, что полностью перестраивало все общественные и производственные отношения.

К сожалению, в России в 18-м столетии машиностроение было выражено довольно слабо, оно очень зависело от импорта оборудования и работали на нем, главным образом иностранные специалисты. Российское машиностроение было ориентировано, в основном, на сельское хозяйство, оно выпускало для него несложный инвентарь. Да и по своему техническому уровню, вплоть до начала 20-го века российское машиностроение сильно уступало своим западным конкурентам. В России выпускалось небольшое количество автомобилей и металлорежущих станков, а любое более сложное оборудование приходилось завозить из-за границы.

В наши дни, в 2024 году, машиностроительная отрасль России является базовым элементом экономики страны, она находится в тесном взаимодействии с другими отраслями – топливно-энергетическим, оборонно-промышленным и агропромышленным комплексом, транспортом, связью, строительством. Если говорить о структуре промышленного производства, то машиностроение в России находится на втором месте после топливно-энергетического комплекса и занимает более 20% по своему удельному весу. Это и не удивительно ведь именно от развития машиностроения зависят не только объем валового внутреннего продукта любой страны, но и ее обороноспособность. Поэтому развитие машиностроения в 2024 году остается одним из главных и приоритетных направлений в социально-экономической политике, которую проводят Президент и Правительство Российской Федерации.

Три основных сегмента российского машиностроения – транспортный, электронный и сегмент тяжелой промышленности находятся не совсем в равном положении. Наиболее благополучно обстоят дела в транспортном машиностроении, которое объединяет автомобилестроение, судостроение и промышленность, относящуюся к авиакосмической отрасли. Хотя нужно сказать о том, что российское автомобилестроение занимается сейчас, главным образом, сборкой автомашин западных марок. А вот тяжелое машиностроение переживает серьезный кризис: станкостроительная и инструментальная отрасль находятся в почти умирающем состоянии, хотя заводы и предприятия ориентированные на сырьевую, энергетическую или металлургическую отрасль, по-прежнему могут нормально существовать.

Напоминаем, что День Машиностроителя в 2024 году будет отмечаться 22 сентября.