гороскоп

Что означают фигуры в мандале

Графический символ - вырезанный, выгравированный или нарисованный либо же выполненный в виде диаграммы, эмблемы или схемы любыми иными способами, например водяными знаками, - наглядная иллюстрация к мистической доктрине формы, разработанной, в частности, восточными цивилизациями. Согласно индуистскому учению, красота не сводится к сумме внешних характеристик, но есть эманация (излучение) божественного; это справедливо и в отношении других аспектов формы, таких как направление, порядок, устройство, количество компонентов.

Что означают фигуры в мандале

В наших мандалах особенно проявляются такие формы:

•   Единство. Происхождение.

- Пассивный, статичный элемент.

|   Активный, динамичный элемент.

□ Четвертичное - материальное и пассивное.

О Четвертичное - материальное и активное.

▲ Триада - эволюционирующая, так как доминирует вертикальная ось.

▼ Триада - инволюционирующая, так как доминирует гооизонтальная ось.

Триада - эволюционирующая, так как доминирует вертикальная ось.

Триада - инволюционирующая, так как является перевернутой копией предыдущей.

 Бесконечность.

+ Четвертичное - духовное и нейтральное.

т Высшая триада, воздействующая на духовное четвертичное.

1 Духовное четвертичное, воздействующее на низшую триаду.

х Четвертичное - духовное, активное или динамическое.

На диаграмме фигурные числа представлены в такой комбинации:

числа ума - 1,5,7. Образуют треугольник вершиной вверх - ±;

числа экспрессии (выразительности) - 3, 6, 9; числа бизнеса - 2, 4, 8. Образуют треугольник с вершиной, направленной вниз.

ТРЕУГОЛЬНИК. Фигуры в мандале. Геометрический образ триады; в числовом символизме эквивалентен числу «три». В высшем смысле имеет отношение к Троице. В нормальном положении, с основанием внизу, символизирует огонь и стремление всех вещей к высшему единству - тягу к бегству от протяженности (обозначаемой основанием) к непротяженности (вершина) либо к Истоку, или Точке, из которой исходит сияние.

Треугольник в усеченном виде (без вершины) служит символом воздуха; в перевернутом виде (вершиной вниз) символизирует воду; а в перевернутом виде и с усеченной верхушкой он символизирует землю. Два полных треугольника, один в нормальном положении и один перевернутый, - представляющие, соответственно, огонь и воду, - будучи наложенными друг на друга так, что образуют шестиконечную звезду (называемую печатью Соломона), составляют символ человеческой души.

ТРИАДА. Троичная система создается появлением третьего (латентного) элемента, модифицирующего бинарную ситуацию в направлении сообщения ей динамического равновесия. По наблюдению Юнга, Плотин, с характерным для него сочетанием философской точности и поэтической иносказательности, сравнивал Единое (творческий принцип) со светом, разум - с солнцем, а Мировую Душу - с луной. Единство внутренне расщепляется на три «момента» - активный, пассивный и союз или результат их взаимодействия. Несомненно, жизненное, человеческое значение числа «три» и триады охватывает многовековые истоки биологической эволюции. Существование двух (отца и матери) почти неизбежно приводят к появлению третьего (сына).

По словам Лао -цзы: «...одно рождает двоих, двое порождают третьего; трое рождают десять тысяч вещей (т. е. весь мир...)». Поэтому триада обладает способностью разрешать конфликт, созданный дуализмом; она также представляет собой гармоническое решение проблемы воздействия единства на двойственность. Она символизирует сотворение духа из материи, активного из пассивного.

Если число «четыре» оказалось наиболее подходящей «моделью» для символизации внешних, или ситуативных, количественных величин, то «три» оказалось числом, связанным с внутренним, или вертикальным, порядком вещей. Поэтому, будучи расположенным в согласии с основными точками, принадлежащими символике уровней - верх, середина и низ, - оно начинает соотноситься с «тремя мирами» (небесным, земным и подземным), в свою очередь тесно связанными с трехчастным делением человека на дух (неосязаемое, или разум), душу (чувства) и тело (инстинкты), а также с моральными категориями доброго, безразличного и злого.

Некоторые авторы анализируют троичную структуру человека в терминах интуиции (или духовного света), мысли (интеллектуального света) и инстинкта (витального света). Этому делению, модифицированному влиянием конкретной направляющей силы, соответствуют также хорошо известные стадии мистического совершенства: единения, просветления и очищения; в алхимии они символизируются красным, белым и черным цветами. Индуистская мысль называет три уровня: саттва (высшее состояние, или состояние господства духа), раджас (промежуточное, динамичное, трансформирующееся состояние) и тамас (инстинктивное, или низшее состояние). Саттва, раджас и тамас соотносятся с небом, атмосферой и поверхностью либо недрами земли; с будущим, настоящим и прошлым; а также со сверхсознанием, сознанием и бессознательным.

ТОЧКА. Фигуры в мандале. Точка означает Единство, Происхождение и Центр. Она также представляет принципы проявления и эманации. В некоторых мандалах центр практически невидим, посвященные должны его вообразить. Есть два вида точек: не имеющие размеров, являющиеся символами творческой силы, и такие, которые, как определяет Раймунд Луллий в своей книге «Новая геометрия», характеризуются мельчайшими реальными размерами и являются символом принципа проявления. Моисей из Леона следующим образом определил природу изначальной Точки: «Этот уровень представляет собой общую сумму всех последующих отображений, т. е. всех внешних аспектов, относящихся к этому уровню. Таковыми они становятся в связи с таинством точки, которая сама по себе представляет оккультное явление, происходящее от тайны чистого эфира, навевающего благоговейный трепет. Первый уровень является абсолютно оккультным, т. е. не выявляющим себя и недостижимым».

Этим объясняется, почему Центр - идентичный мистической точке в толковании Моисея Леонского - обычно изображается в виде отверстия.

КВАДРАТ. Квадрат, как выражение четверичности, является символом комбинации и упорядочивания четырех различных элементов. В силу этого он соответствует символизму числа четыре и всех четырехчастных делений любого процесса. Психологически его форма вызывает ощущение прочности и стабильности, и это служит объяснением его использования в распространенных символах организации и конструирования. Для Юнга четырехчастное деление движения и форм имеет большую ценность, чем трехчастное. Как бы то ни было, несомненно, что в противоположность динамике нечетных чисел и их соответствующих геометрических форм (таких как три, пять, треугольник или пятиугольник), четные числа и формы (например: четыре, шесть, восемь, квадрат, шестиугольник, восьмиугольник) характеризуются свойствами стабильности, прочности и определенности. Поэтому троичная символика имеет тенденцию к выражению активности и динамизма (или чистого духа), тогда как четверичность преимущественно подразумевает материальные вещи (или просто рациональный интеллект). Четыре стихии, времена года, четыре стадии человеческой жизни и в особенности четыре стороны света - все это является источником порядка и стабильности мира. Это не противоречит женскому характеру, который китайская, индийская и другие традиции приписывают квадрату, поскольку он соответствует земле, в противоположность мужскому характеру круга (и треугольника).

В египетских иероглифах квадрат означает достижение, а квадратная спираль означает конструктивную, материализованную энергию. Однако квадрат, покоящийся на одном из своих углов, приобретает динамический смысл, который является совершенно новым, предполагающим отличие в его исходной символике: на протяжении всего романского периода он использовался в качестве символа солнца, обычно символизируемого кругом.

ТРАПЕЦИЯ. В этой геометрической форме объединяются головы быка и первобытного каменного топора. Она служит символом жертвы, а также неправильности и ненормальности, поскольку геометрические фигуры должны, по аналогии, выражать понятие степени совершенства, зависящей от того, насколько регулярны их формы. Шкала регулярностей такова: окружность, квадрат, трапеция, трапецоид.