Юфть что означает?

Юфть – это особый вид кожевенного материала, получаемого из кожи крупного рогатого скота с применением традиционной технологии жирового дубления и последующей обработки берёзовым дегтем.

Понятие «юфть» имеет важное значение для изучения истории ремёсел, материальной культуры и экономики различных регионов Евразии, а также для понимания культурного и технологического взаимодействия народов.

Определение и сущность юфти

Юфть – специализированный термин, обозначающий высокопрочную, пластичную, водостойкую кожу, которую традиционно получали из сырья крупного рогатого скота с применением жирового (чаще всего дегтярного) дубления. Особая технология обработки придавала материалу характерный запах, глубокий коричневатый или красноватый цвет, высокую прочность и эластичность. Юфть выступала основным материалом для изготовления обуви, ремней, упряжи, сум, защитных элементов одежды и других предметов повседневной и военной культуры.

Этимология слова «юфть» восходит, вероятно, к персидскому «юфт» (?????: ???), что означало «пара», «двойная кожа», указывая на способ склеивания или сшивания двух слоёв кожи в процессе выделки. Однако термин получил широкое хождение в русскоязычных источниках с XVI века, обозначая продукт особой российской обработки. Ключевая характеристика юфти – стойкость к влаге при сохранении пластичности – отличает её от других видов кожи. Юфть выступает не только функциональным, но и символическим компонентом материальной культуры: она ассоциируется с традиционным почтением к ремесленному мастерству и автокефальной хозяйственной системой многих регионов России.

Характеристики и классификации юфти

Рассмотрим ключевые аспекты юфти более подробно.

Функции и символика:

  • Использование в изготовлении обуви: Юфть была основным материалом для пошива прочной, водонепроницаемой обуви, прежде всего сапог, башмаков, валенок с кожаной подошвой.
  • Применение в снаряжении: Рабочие и дорожные сумки, упряжь для лошадей, ремни и подвесы также часто изготавливались из юфти.
  • Символика прочности и надёжности: В ряде региональных традиций изделия из юфти наделялись символикой устойчивости, постоянства, бессменной связи с народными обычаями.
  • Дегтярный запах как уникальный признак: Запах берёзового дёгтя, в котором долго хранилась юфть, становился своеобразным знаком аутентичности материала.

Основные классификации:

  • По типу сырья: воловья, коровья, бычья юфть.
  • По способу обработки: смоляная (дегтярная), дублёная (танинами), полированная.
  • По цвету и отделке: красная, черная, коричневая, неокрашенная.
  • По назначению: обувная (верх и подошва), ремённая, техническая (для механизмов и машин).
  • По региону производства: классические русские центры (например, Нижний Новгород, Кострома, Тула), восточные традиции (Средняя Азия), западные (Польша, Германия).

История и эволюция юфти

«Вся Россия славится уникальной юфтевой кожей, славной не только прочностью, но и особым ароматом, узнаваемым на версту…» (А. Ястржембский, из дневниковых записей, XVIII век).

Юфть как понятие и явление формировалась в условиях интенсивного развития кожевенного ремесла на территории Евразии начиная с Древней Руси и Московского царства. Рост военных нужд, развитие торговли и расширение внутреннего рынка способствовали формированию специализированных производств, обеспечивающих массовый выпуск высокопрочной кожи для армейских и хозяйственных нужд. Уже к XVI–XVII векам русская юфть становится «брендом», экспортирующимся в Западную Европу, Персию и Османскую империю.

Особенность технологического процесса заключалась в многоэтапной обработке с обязательным использованием берёзового дегтя, что обеспечивало материалу долговечность и стойкость к влаге. Русские технологии выделки юфти отличались от западноевропейских подходов (основывающихся на танинах и жирах), что делало материал конкурентоспособным на мировом рынке. Образцы русской юфти использовались для пошива военной обуви и упряжи не только в России, но и за её пределами.

К XIX веку массовый характер производства юфти отвечает индустриализации и нуждам армии, крестьянства, и городской торговли. Именно в это время появляются крупные мануфактуры и фабрики – Нижегородская, Тульская, Московская юфть получают общеевропейское признание. XX век отмечен снижением значения юфти из-за развития синтетических материалов, однако ремесленные и малые производства продолжают поддерживать традиции, ставя акцент на уникальных свойствах и культурном наследии материала.

Хронология развития юфти наглядно демонстрирует её трансформацию с течением времени.

Период / ЭтапКлючевые характеристики и события
Зарождение (XI–XIII века)Появление первых технологий жирового дубления кожи на Руси; ремесленники изготавливают сапоги и сумы для княжеских и военных нужд.
Расцвет (XVI–XVIII века)Юфть выходит на международный рынок; появляются центры производства; юфть становится символом русской высококлассной кожи.
Поздний период / Трансформация (XIX–XXI века)Промышленная организация производства; конкуренция с синтетикой; сохранение ремесленных мастерских и развитие авторских технологий.

Значение и влияние юфти на мировую культуру

«Искусство изготовления юфти – образец синтеза древней ремесленной традиции и современных технологий, отражение совместной истории народов Евразии» (А.А. Кирпичников, историк-культуролог).

Наследие юфти, как уникального материала, прочно вписано в историю и культурную идентичность народов Восточной Европы и Средней Азии. Именно через юфть осуществляется передача технологических знаний от поколений ремесленников к последователям, формируется особый подход к классификации натуральных материалов, а также к их практическому использованию в предметах быта, военного дела, транспорта.

Значение юфти для развития прикладных искусств проявляется в формировании традиций рабочей и праздничной обуви, уникальных элементов одежды, предметов экспорта и коллекционирования. Благодаря своей прочности и своеобразной эстетике, изделия из юфти исторически высоко ценились среди военных, купцов, ремесленников, крестьян и знати.

Влияние юфти распространилось и на соседние регионы, побудив адаптацию и модификацию технологий обработки кожи в Западной Европе, на Ближнем Востоке, в Китае и Монголии. Это способствовало развитию обмена технологическими и художественными практиками, появлению смешанных техник выделки кожи, сложных орнаментов и декоративной отделки, характерных для различных этнокультурных традиций.

В XX–XXI веках современное искусство и дизайн активно рефлексируют над символикой юфти, интерпретируя её в различных формах – от модных коллекций до произведений визуального искусства, что подчеркивает её не только как материальный, но и как культурно-смысловой феномен.

Национальные особенности юфти

Юфть традиционно считается преимущественно российским и восточноевропейским явлением, однако её производство, традиции использования и символические значения обнаруживаются в ряде других культур.

Страна / КультураОсобенности выделки и использования
РоссияКлассическая технология дегтярного дубления, массовое производство в Нижнем Новгороде, Москве, Туле. Применение в армейской и гражданской обуви, упряжи, сумках.
МонголияИспользование юфти или аналогичной «смолёной кожи» для украшения седел, доспехов, традиционной обуви (дел), саквояжей.
ПольшаЮфть применялась в шорно-седельном деле и изготовлении обуви польской шляхты, технология частично позаимствована у восточных соседей.
ГерманияАдаптация русской технологии юфти для местного производства (Russisches Leder), высокая ценность военного и гражданского импорта с XVIII–XIX вв.
КитайИспользование близких по составу материалов в военной амуниции северных кочевников, разработка декоративных техник выделки кожи.
Таджикистан, УзбекистанТрадиционная выделка кожи с использованием растительных масел и смол; украшения обуви и одежды в национальных стилях.

Юфть в современной культуре

В XXI веке юфть сохраняет прочные позиции в сфере ремёсел, моды и культурных индустрий как символ традиций и устойчивого потребления.

Кино и телевидение: В фильме «Тарас Бульба» (реж. В. Бортко, 2009) детально показан процесс производства юфти, а также использование юфтевых сапог в казачьей среде; сериал «Великая» (реж. Н. Ванягин, 2020) использует аутентичные костюмы с вставками из юфти.

Литература: В романе В. Шишкова «Угрюм-река» неоднократно описываются мастерские по изготовлению юфти; исследовательский труд А.К. Байбородина «Русская кожа» (2017) освещает роль юфти в истории текстиля и кожи.

Мода и дизайн: В коллекциях российского бренда Volkstedter (2018), а также в авторских изделиях украинского дизайнера Ивана Артеменко (2022) активно используются элементы юфти.

Изобразительное искусство: Современные художники ремёсел, как Анна Нечипоренко, включают в свои работы фрагменты старинной юфти как реликтового материала. Скульптор Андрей Поздняков изготавливает инсталляции с использованием рециклированной юфти.

Архитектурные и интерьерные решения: В проектах по реконструкции исторических зданий (например, музей-усадьба «Архангельское», 2021) применяются юфтевые панели для реставрации мебели.

Рекомендованная литература

  • Лисовский В. Г. История кожевенных ремесел в России. 2015
  • Байбородин А. К. Русская кожа: мастерство и традиции. 2017
  • Тарасов П. А. Материальная культура Руси: ткани, кожа, меха. 2012
  • Кирпичников А. А. Эволюция технологий обувного производства в Евразии. 2009
  • Савин А. В. Народные кожевенные промыслы России. 2020
logo