Юбка-плиссе что означает?

Юбка-плиссе – это предмет одежды, разновидность юбки, отличительной особенностью которой является обработка ткани в виде множества симметричных и повторяющихся складок (плиссе).

Данный объект имеет важное значение для истории костюма, моды и текстильного искусства, а также служит выразительным культурным маркером в различных обществах.

Определение и сущность юбки-плиссе

Юбка-плиссе – это вид одежды, представляющий собой юбку с серией параллельно заложенных, чётко сформированных и фиксированных складок-плиссе, которые могут иметь различную ширину и глубину. Элемент «плиссе» происходит от французского слова «pliss?» – «гофрированный», «плиссированный», что указывает на технологию создания подобных складок посредством тепловой, механической или химической обработки ткани для поддержания структуры. Такой способ оформления придает изделию характерную архитектурную четкость, уникальную фактуру и изменчивость визуального восприятия при движении.

Ключевая особенность юбки-плиссе – устойчивость формы складок: они сохраняют геометрическую регулярность даже при ношении и уходе. Отличие юбки-плиссе от других видов складывающихся юбок (например, солнце-клёш или гофре) состоит именно в методике формирования складки: плиссе создаёт визуальный ритм и придает динамичность силуэту, а также позволяет создавать уникальные композиции за счет сочетания длины, материала и ширины складок.

Характеристики и классификации юбки-плиссе

Рассмотрим ключевые аспекты юбки-плиссе более подробно.

Функции и символика:

  • Пластичность и объем: Плиссированная структура обеспечивает простоту движений, создаёт объем без утяжеления, подчеркивая динамику женского силуэта.
  • Выразительность и орнаментальность: Плиссе часто используют для формирования визуальных ритмов, орнаментальных композиций, ассоциируя юбку с архитектурными и природными мотивами.
  • Статусность и стилистика: Во многих культурных традициях юбка-плиссе являлась частью парадного или церемониального костюма, подчеркиваю статус и принадлежность к определенной социальной группе.
  • Игра света и фактуры: Благодаря складкам создается сложная игра света, позволяющая добиться интересных оптических эффектов при движении и изменении положения тела.

Основные классификации:

  • По ширине складки: мелкое, среднее, крупное плиссе.
  • По материалу: натуральные ткани (шёлк, хлопок, шерсть), синтетика (полиэстер, ацетат), смешанные композиции.
  • По типу складок: одностороннее плиссе, встречное плиссе, «гармошка», «веерное» и асимметричное плиссе.
  • По длине изделия: мини, миди, макси.
  • По назначению: повседневные, вечерние, спортивные, школьные, сценические.

История и эволюция юбки-плиссе

«Плиссировка – способность ткани структурироваться в процессе носки, символ эстетического совершенства в гардеробе ХХ века». (М.Барле, исследователь истории моды)

Юбка-плиссе как явление истории костюма имеет древние корни и охватывает богатый спектр культур и эпох. Первые аналоги таких изделий обнаруживаются уже в культуре Древнего Египта, где плиссированные ткани служили символом статуса и принадлежности к знати. Использование сложных технологических приёмов для закрепления складок было известно также в античной Греции и Риме, где такие конструкции формировались вручную.

В Средние века элементы плиссе встречаются в церемониальных и придворных костюмах. Однако яркий расцвет юбки-плиссе связан с модернистской модой начала XX века – работами Мариано Фортуни, который внедрил инновационные методы обработки ткани с помощью пара и высокой температуры. В это же время начинается массовое производство машинной плиссировки, что определило появление юбки-плиссе как устойчивого элемента женского гардероба c 1920-х годов, в контексте стиля ар-деко.

Во второй половине XX столетия юбка-плиссе стала элементом школьной, спортивной, а затем и офисной моды. Постепенно плиссированные изделия превратились из экстравагантного атрибута высокой моды в повседневный предмет одежды, сохраняя при этом выразительный потенциал в коллекциях ведущих дизайнеров.

Период / Этап Ключевые характеристики и события
Древний Египет, Античность (XXX в. до н.э. – V в. н.э.) Ручная плиссировка льняных тканей, символика статуса, ритуальное использование
Средние века – Новое время (XII-XVIII вв.) Применение элементов плиссе в парадных нарядах; экспериментальные техники в аристократическом костюме
Конец XIX – начало XX века Техническая революция в текстильной промышленности, изобретение стабильной плиссировки (Мариано Фортуни)
Межвоенный период (1920–40-е гг.) Распространение юбки-плиссе в массовой городской и спортивной моде; эмансипация женского гардероба
Вторая половина XX века – настоящее время Демократизация и глобализация предмета; интеграция в деловую, повседневную, авангардную моду

Значение и влияние юбки-плиссе на мировую культуру

«Структурированная ткань в плиссировке – это скульптура движения, воплощённая в повседневной жизни». (Исаму Ногути, художник и дизайнер)

Юбка-плиссе оказала заметное воздействие на формирование современной концепции женского наряда. Благодаря свободе движений, оптическим эффектам и ассоциациям с изяществом и легкостью, этот элемент гардероба стал значимым с культурологической точки зрения символом модернизации женской моды. Юбка-плиссе функционирует как мост между традициями и новаторством, органично сочетая исторические мотивы и современные принципы дизайна.

Во многих обществах юбка-плиссе символизирует успевшее измениться отношение к телесности и женскому самовыражению. Она оказалась на острие модных революций – в эпоху ар-деко, неоклассики, постмодернизма. Ее интеграция в массовую и высокую моду открыла новые возможности для художественного развития текстиля и сценического костюма. Трансформация плиссировки в искусстве одежды стала примером устойчивого дизайнерского приёма, используемого в коллекциях Кристиана Диора, Мадам Гре, Иссэя Мияке и других новаторов.

Также юбка-плиссе инспирировала целые направления в предметном и промышленном дизайне, архитектуре и даже современной скульптуре, что подчеркивает интердисциплинарный характер её влияния. Благодаря технологическим инновациям конца XX – начала XXI века, стало возможным создание плиссированных изделий из сложных тканей, в том числе с переработанными и экологичными компонентами.

В социальной плоскости юбка-плиссе остаётся знаком идентичности, выполняя как культурную, так и утилитарную функцию: от школьной формы до сценического костюма и повседневной одежды.

Национальные особенности юбки-плиссе

Для многих национальных и региональных культур юбка-плиссе является не просто элементом одежды, но и частью традиционной идентичности.

Страна / Культура Особенности и контекст
Япония Форма для школьниц, элементы сценического костюма, инновационные дизайнерские эксперименты (Иссэй Мияке – «Pleats Please»)
Шотландия Килки – мужские и женские национальные юбки с глубокими складками (плиссе), символ этнической самоидентификации
Франция Плиссировка как элемент высокой моды, развитая школа текстильного дизайна (модерн, ар-деко)
Греция Традиционный костюм с элементами глубокого плиссе; осмысление античной эстетики
Россия Юбка-плиссе в школьной и театральной униформе, элементы в народных нарядах некоторых регионов
Индия Применение плиссировки в сариях и танцевальных костюмах, символика женственности

Юбка-плиссе в современной культуре

В XXI веке юбка-плиссе продолжает служить источником вдохновения и экспериментов для представителей различных направлений искусства, медиа и производства.

Кино и сериалы: Коллекция костюмов в фильме «Маленькие женщины» (реж. Грета Гервиг, 2019) ярко демонстрирует использование юбок-плиссе для воссоздания духа эпохи XIX века. В японской анимации (например, сериал «Сэйлор Мун», 1992–1997) культ школьной формы с юбкой-плиссе становится значимым визуальным кодом. Характерные плиссированные юбки встречаются в «Блондинке в законе» (реж. Роберт Лукетич, 2001) как ироничное обыгрывание стереотипов.

Литература: Роман «Вспомнить всё» (Иэн Макьюэн, 2016) использует юбку-плиссе как символ женской индивидуальности; эссеистика Александры Борисовой посвящена тиражированию элементов школьной формы в постсовременной культуре.

Музыка: Визуальные эстетики K-pop-групп (например, BLACKPINK, Twice) обыгрывают школьную моду с юбками-плиссе; в западной поп-культуре (авторские клипы Билли Айлиш) отсылают к этой детали как знаку принадлежности к субкультурам.

Изобразительное искусство и дизайн: Коллекции Иссэя Мияке (серия «Pleats Please», 1993–н.в.), архитектурные проекты Захи Хадид и установки Лизы Смирновой используют плиссировку, вдохновлённую конструкцией юбки-плиссе. Инсталляции современных художников (например, Джо Моррисон) исследуют ритмику и символику складки как пластического элемента.

Мода и подиум: Юбка-плиссе стабильно присутствует в коллекциях таких домов, как Dior, Gucci, Prada, а также в массовых брендах (Uniqlo, Zara), что говорит о её универсальном статусе.

Социальные сети и digital-культура: Эстетика юбки-плиссе активно тиражируется в интернет-мемах, фотосессиях блогеров и медиаинсталляциях, становясь объектом переосмысления в цифровом пространстве.

Рекомендованная литература

  • Кирсанова Л. Мода и стиль: история костюма и моды. 2013.
  • Тюн Л. История моды. Век костюма. 2018.
  • Липовецкий М. Юбка: образ, роль, парадоксы. 2017.
  • Барле М. Архитектура одежды: форма, линия, структура. 2016.
  • Современная энциклопедия моды / Под ред. С. Г. Волковой. 2019.
logo