Ценность что означает?

Ценность – это фундаментальное понятие, обозначающее значимость явлений, объектов, действий или качеств для отдельного человека, группы, общества или культуры.

Понятие имеет важное значение для изучения этики, философии, культурологии, эстетики и других гуманитарных дисциплин, поскольку позволяет анализировать мотивации, наборы приоритетов и основания мировоззрения.

Определение и сущность ценности

Ценность как термин происходит от латинского слова “valere”, что означает “иметь силу, быть сто?ящим”. В русской традиции слово “ценность” фиксируется в языке с XVIII века и первоначально указывало на объективную или субъективную полезность предмета или явления. Однако в современном гуманитарном знании, трактовка этого понятия существенно усложняется и приобретает многомерный характер. Ценность в широком культурологическом смысле понимается как устойчивая, признаваемая в рамках определённой традиции или социума значимость (позитивная или негативная) каких-либо сторон жизни, предметов, норм, идеалов и ориентиров.

Ключевая характеристика этого явления – его амбивалентность: ценность может рассматриваться как индивидуальная, так и коллективная, она способна выражаться как в материальных формах, так и в нематериальных категориях (идеалы, моральные нормы, символы). В отличие от предметов или событий, ценности сами по себе выступают как своеобразные критерии оценки, влияющие на выбор, формирование установок и целеполагание. Анализ ценности позволяет выявлять не только мотивационную составляющую деятельности, но и глубинную структуру культуры в целом.

Характеристики и классификации ценности

Рассмотрим ключевые аспекты ценности более подробно.

Основные принципы:

  • Объективность и субъективность: ценности могут выступать как отражение общественных норм (общесоциальные), так и как индивидуальные установки конкретного человека, формирующиеся на основе личного опыта и мировоззрения.
  • Относительность: ценности динамичны, они изменяются во времени, зависят от социокультурного контекста, экономических и исторических условий. То, что является ценным в одной культуре, может быть утрачено или преуменьшено в другой.
  • Иерархичность: ценности обычно структурированы в системе – от базовых и фундаментальных до частных и ситуативных. Эта структура, называемая “иерархией ценностей”, отражает приоритеты и ориентиры коллектива или личности.
  • Регулятивность: ценности выступают как нормативные ориентиры, регулирующие поведение, выстраивающие систему дозволенного и недопустимого в обществе или группе.

Основные классификации:

  • По сфере проявления: материальные (имущественные, экономические) и нематериальные (духовные, эстетические, нравственные).
  • По субъекту: индивидуальные (характерные для отдельной личности) и коллективные (общечеловеческие, этнические, корпоративные).
  • По значению: универсальные (любовь, свобода, истина, красота), культурно-специфические (ценности отдельной эпохи, культуры, сообщества).
  • По функции: инструментальные (средства достижения другой ценности) и терминальные (цели, обладающие самостоятельной значимостью).
  • По устойчивости: стабильные (традиционные) и динамичные (адаптивные, меняющиеся под влиянием времени и социальных изменений).

История и эволюция ценности

«История ценностей есть история того, как человек осмысливает и наполняет смыслом собственное существование» (Э. Фромм).

Понятие ценности впервые начинает системно осмысляться в античной философии сквозь призму поисков «блага» и «добродетели». Выдающиеся мыслители Античности, такие как Платон и Аристотель, связывали ценность с высшим порядком, гармонией, совершенством человеческого формообразования и справедливости. В Средние века акцент смещается в сторону религиозных и метафизических оснований – центральными становятся ценности веры, послушания, святости. Эпоха Возрождения акцентирует индивидуальность и воплощение человеческих потенций, тем самым обогащая понятие ценности личностным измерением.

Модерное время знаменует переход к рефлексии о ценностях разума и научного знания. Просвещение привносит ориентацию на субъективное понимание счастья и свободы, а также на универсальные права. В Новое время формируется представление о ценностях как о культурной категории, раскрывающей различные уровни общественной и частной жизни. XIX век стал эпохой появления специализированных исследований феномена ценности: формируются научные школы, изучающие типы, динамику и функции ценностей – прежде всего в философии и культурологии (Шелер, Ницше и др.).

XX век ознаменован возникновением концепций о множественности и конфликтности систем ценности, а также о роли ценностных диспозиций как основы для различий между культурами (культурологический подход, например, у Э. Шилза, М. Вебера). Акцентируется внимание на том, что системы ценности служат отправной точкой для социальных изменений, формирования политических и экономических институтов, образования и искусства.

Хронология развития ценности наглядно демонстрирует ее трансформацию с течением времени.

Период / Этап Ключевые характеристики и события
Античность (V в. до н.э. – V в. н.э.) Появление понятия «благо», осмысление гармонии, красоты и добродетели как ключевых ценностей в философии и искусстве.
Средние века (V–XV вв.) Господство религиозных ценностей, структурирование иерархии в рамках религиозных учений.
Возрождение и Новое время (XVI–XVIII вв.) Развитие ценности индивидуальности, личных прав, науки, художественного гения; осмысление светских ориентиров.
XIX век Формирование философских школ, ставящих исследование ценности в центр внимания (философия жизни, феноменология, культурология).
XX–XXI вв. Развитие подходов к анализу ценности в междисциплинарных исследованиях, акцент на культурную специфику, трансформацию и глобализацию систем ценности.

Значение и влияние ценности на мировую культуру

«Без системы ценностей культура не может ни существовать, ни развиваться» (Ю.М. Лотман).

Ценность занимает центральное место в формировании культурных и цивилизационных идентичностей, определяя границы допустимого, желательного и важного для той или иной культуры. Через призму ценности общество формулирует свои приоритеты, кодифицирует нормы поведения, формирует образ будущего и отношение к прошлому. Каждая эпоха, культура, социальная группа создают собственные системы ценностей, которые становятся основой для создания произведений искусства, научных открытий, социальных институтов и технологических инноваций.

Огромное влияние ценности оказывают на развитие художественного дискурса – именно конфликт или гармония ценностных устремлений порождают новые художественные стили, формируют мировоззренческие пласты литературы, архитектуры, музыки. В науке ценностные установки часто становятся катализаторами поиска новых методов, принципов и целях исследования. В социальной сфере и политике ценности формируют идеалы справедливости, равенства, демократии или, напротив, обосновывают иерархические и авторитарные модели. Отдельные ценности, получившие статус универсальных, оказываются движущей силой международных правовых, образовательных, культурных стандартов.

Влияние ценностей не ограничивается только рамками “больших” культур. На микроуровне семьи, локального сообщества, профессиональной группы функционируют собственные мини-системы ценностей, влияющие на стиль коммуникаций, механизмы солидарности, формы этикета. Перемещение, столкновение или синтез этих систем в условиях глобализации создают новые формы культурных взаимодействий и процессов осваивания и трансляции ценностей.

Национальные особенности ценности

Национальные культуры по-разному организуют свою систему ценностей, отражая исторический опыт, доминирующие духовные и материальные ориентиры, религиозные и социокультурные традиции.

Страна / Культура Примеры и особенности системы ценностей
Россия Коллективизм, жертвенность, идеалы справедливости, духовной свободы, высокая ценность традиций.
Япония Идеалы гармонии, уважения к старшим, преданности коллективу, эстетизация повседневности.
США Индивидуализм, предприимчивость, свобода, равенство возможностей, самоидентификация через успех.
Франция Свобода, братство, гуманизм, приоритет гражданских прав и культурной самобытности.
Китай Почтение к семье, уважение к государству, гармония с природой и обществом, конфуцианские идеалы.
Индия Духовные ценности, терпимость, уважение к традиции, многообразие этнических и религиозных систем.

Ценность в современной культуре

В современной культуре понятие ценности служит фундаментом для общественной и личной самоидентификации, глубоких художественных исследований и этических поисков.

Кино и сериалы: В киноискусстве проблема ценности глубоко раскрыта в фильме “Список Шиндлера” (реж. Стивен Спилберг, 1993), где акцентируется тема ценности человеческой жизни и нравственного выбора; сериал “Черное зеркало” (реж. Чарли Брукер, 2011–наст.время) исследует динамику цифровых ценностей современности; фильм “Душа” (реж. Пит Доктер, 2020) философски осмысляет уникальные и универсальные ценности личности.

Литература: Современные авторы, такие как Умберто Эко (“Имя розы”) и Джонатан Франзен (“Поправки”), посвящают произведения анализу конфликтов, иерархий и эволюции ценностей в постмодернистском и постиндустриальном контексте.

Музыка: Темы личной свободы, преодоления, толерантности отражаются в творчестве таких исполнителей, как Бьорк, или группы Imagine Dragons, открыто обсуждающих ценности устойчивости, экологичности, человечности.

Изобразительное искусство и дизайн: Современное искусство (например, проекты Ай Вэйвэя, Марины Абрамович) проблематизирует традиционные и новые ценности, исследует пределы человеческого и общественного. В дизайне – концепции устойчивого развития и этичного потребления (например, архитектура Нормана Фостера).

Рекомендованная литература

  • Шелер М. Избранные произведения по философии культуры. 1994
  • Лотман Ю.М. Культура и взрыв. 1992
  • Каган М.С. Ценности и смыслы культуры. 1974
  • Селезнева Н.И. Ценности культуры: классификация, функции, динамика. 2012
  • Фромм Э. Иметь или быть? 2010
logo