Отношения - любовь, брак, кризис » Литературный субъект » Психология и символика в романе Томаса Харриса "Ганнибал"

Психология и символика в романе Томаса Харриса "Ганнибал"

Перечитал в очередной раз "Ганнибала" - финальный роман трилогии о гениальном психиатре-каннибале, кулинаре, музыканте и эстете - Ганнибале Лектере за авторством Томаса Харриса. Прочтением остался доволен (как и всегда - я его раз в год перечитываю), но впечатлениями решил поделиться только сейчас.

Сюжет романа "Ганнибал"

Кларисса Старлинг - опытный оперативник ФБР, специалист по серийным убийцам и чемпионка по стрельбе из пистолета. И в то же время одинокая женщина с неустроенной личной жизнью и полностью загубленной карьерой. Слишком принципиальную и острую на язык агента невзлюбило начальство в результате чего талантливый специалист по серийным убийцам в основном занималась наружным наблюдением и задержанием преступников.

Поэтому когда в результате офисных интриг и коррупции процесс ареста превратился в бойню, высокопоставленные интриганы решили выставить в качестве козла отпущения именно Старлинг. Что означало для нее полный крах всех жизненных надежд, так как кроме работы у нее ничего не осталось.

Так бы и вышло если бы не Ганнибал Лектер - темный покровитель Клариссы. Спустя много лет после побега, он вновь заявляет о себе, что автоматически выводит Старлинг из под удара. Так как контактировать неуловимый каннибал предпочитает именно с ней, уволить ее нельзя - иначе пресса порвет руководство ФБР на куски. В результате опальный агент получает карт-бланш и вновь начинает охоту на гениального людоеда.

Что автоматически запускает цепь интриг и предательств - крови Лектера жаждут и руководство ФБР и его давний враг - миллионер Мейсон Вергер.

О сути романа "Ганнибал"

Томас Харрис пишет не просто сухо, а очень сухо. Возможно это неспроста - язык романа напоминает скорее криминалистический отчет, нежели художественное произведение. При этом автор принципиально не дает оценку действиям персонажей, предпочитая выступать в качестве беспристрастного наблюдателя. Что, пожалуй, для таких персонажей является оптимальным решением. Примером подобного подхода (беспристрастный взгляд) является пользовавшийся не меньшим успехом "Парфюмер". И в том и в другом случае автор не высказывает прямой симпатии своим персонажам в результате чего читатель сам решает как ему относиться к антигерою, двигающему сюжет. В противном случае (попадались мне такие произведения) отторжение, а порой и отвращение при чтении дело обычное.

Несмотря на то, что внешне роман выглядит, как обычный криминальный триллер с ярким злодеем, книга глубже чем кажется. Хотя бы потому что имеет, как минимум три смысловых уровня.

Первый смысловой пласт - криминальный триллер.

Обманка для привлечения зрительского внимания. Положительный агент ФБР ловит отрицательного маньяка, за которым охотится еще один маньяк. Если читать, исходя из этих позиций, игнорируя остальные смысловые пласты, в финальной сцене можно получить неслабый такой разрыв стереотипа.

Спойлер:

Финал романа: Кларисса (агент ФБР) + Ганнибал (маньяк, которого ФБР ловит) = любовь и полный хэппи-энд (ФБР отсасывает).

Психология персонажей - второй смысловой пласт

Именно она двигает сюжет и создает мотивацию персонажей, что и приводит к такой неожиданной концовке. С этих позиций финал романа вполне логичен и полностью обоснован.

Кларисса Старлинг

Положительность Клариссы обусловлена не только ее нравственной чистотой и хорошим воспитанием, но и чисто невротическим конфликтом. Движущей силой Старлинг являлась потребность получить одобрение у своего покойного отца, бывшего для нее идеалом. Воплощением отца для нее стали последовательно Джек Кроуфорд (добрая, но строгая ипостась отца) и Пол Крендлер (злой папочка, который наказывает за плохие поступки) и Джон Бригем (добрый и заботливый папочка). Здесь можно предполагать наличие у героини комплекса Электры - подавленного сексуального влечения к отцу и зависти к отсутствующему пенису. Что вполне подтверждается событиями романа.

Во-первых, увлечение стрельбой. Оружие - вполне себе фаллический символ и тот факт, что агент ФБР и женщина (причем привлекательная) в свободное время увлекается именно стрельбой из пистолета (метафорическая замена члену) говорит скорее всего именно о попытке компенсации отсутствующего члена.

Во-вторых, несмотря на то, что еще Молчание Ягнят хоть и двусмысленно, но намекает, что интрижки у Старлинг были, на момент начала романа ясно, что личной жизни у нее нет. Джон Бригем так и остался во френд-зоне, хотя по всем параметрам (не будь рядом Ганнибала) они были бы идеальной парой.

Причин тому несколько. Еще во время Молчания Ягнят несколько раз упоминается, что Кларисса - продукт пуританского воспитания. Что автоматически подразумевает подавление у героини сексуального влечения (о чем недвусмысленно уже говорится в Ганнибале - читая банальные журналы мод, Кларисса чувствовала себя так, как будто предавалась сексуальному извращению). В итоге, Бригем, который ассоциировался у нее с образом отца, с одной стороны вызывал у нее сексуальное влечение, а с другой включал психологическую защиту и подавление (с этих позиций влечение к Бригему выглядело, как инцест, что для пуританки было неприемлемо).

Третьим фактом, подтверждающим наличие комплекса Электры у героини является тот факт, что в ее воспоминаниях мать практически не фигурирует, а когда появляется, то никаких эмоций у нее не вызывает. Такое подчеркнутое игнорирование по идее близкого человека на фоне мощных эмоций связанных с отцом прямо говорит о подавленной ревности к отцу, направленной на мать.

Итак, Кларисса Старлинг одержима образом своего отца и повторяет сценарий жизни своей матери (мать Старлинг после смерти отца, перебивалась низкооплачиваемой работой). Смерть Бригема стала спусковым крючком, запустившим реализацию жизненного сценария, который Старлинг унаследовала от родителей. И не вмешайся Лектер, все закончилось бы крайне печально.

Ганнибал Лектер

Искренне любил свою сестру Мишу и заботился о ней. Жуткая смерть сестры стала причиной травмы (детские зубы в выгребной яме - кошмар Лектера) и одновременно способом боль от этой травмы унять. Как известно из "Ганнибал: Восхождение" сам Лектер в курсе, что смерть Мишу в то же время стала его спасением, так как его, умиравшего от голода, отпаивали бульоном из нее же. Таким образом, для Ганнибала поедание грубиянов было с одной стороны актом мести убийцам сестры (которых он уже съел), а с другой пускай временным, но воссоединением с ней.

Кларисса в сознании Лектера ассоциируется с образом утраченной Мишу - оба образа объединяет символ раненного олененка. Отсюда проистекает дьявольский план: трансформировать психику Клариссы до уровня идеала и получить, таким образом, живое воплощение идеального образа погибшей сестры. А затем слиться с ним воедино единственным известным ему образом - через поглощение и тем самым обрести целостность, которой Ганнибал, несмотря на всю свою самодостаточность, лишен.

Взаимодействие Клариссы Старлинг и Ганнибала Лектера

Первым этапом в плане Лектера являлось обострение конфликта между моральными установками (являвшимися источником невротического конфликта) Старлинг и ее природой для чего требовалось голос этой самой природы усилить.

Как и Лектер Кларисса - прирожденный хищник, обладающий обостренной интуицией, эмпатией и соответствующими инстинктами убийцы. Лектер - прирожденный ножевик и рукопашник, обладающий неадекватной его хрупкому сложению силой.

Кларисса - хладнокровный стрелок, без проблем применяющий свои навыки в реальной ситуции (бойня в первой сцене Ганнибала тому пример). О ее успехах на ниве силового противостояния ничего не известно, но в заключительной сцене романа Барни - эксперт в силовом тренинге отмечает исключительную форму и функциональность ее мускулатуры.

Тут надо отметить, что Харрис тщательно изучал вопрос серийных убийц (был репортером ведущим криминальную хронику) и не мог не знать, что один из подтипов серийников, который представляет собой по сути хищных зверей в человеческом обличье, часто обладает именно этими качествами (обостренная интуиция и эмпатия, неадекватная сложению физическая сила, высокие бойцовские качества).

Общаясь с Клариссой, Лектер с одной стороны заставляет ее ставить под сомнение авторитеты Кроуфорда и Крендлера (что автоматически запускает процесс осознания своего комплекса), а с другой провоцирует ее оказываться в тех ситуациях, где для выживания и успешной охоты ей необходимо включить свою подавляемую животную природу. Фактически своими загадками и шарадами Ганнибал учит Клариссу думать, как те на кого она охотится. Будучи запущен, этот процесс приводит к постепенному изменению личности Старлинг. Невротический конфликт никуда не делся, но пробудившиеся инстинкты делают ее опасным бойцом и отличным сыщиком (в конце концов выследить Ганнибала смогла именно она, только потому что в финале Кларисса думала, как он).

При этом невротические потребности обоих были полностью удовлетворены. Лектер испытывавший отцовские чувства к сестре, перенес их и на Клариссу, опекая и спасая ее. Старлинг же в свою очередь несмотря на то, что старалась быть этаким терминатором в юбке - триумфом феминизма, отнюдь не прочь была вновь вернуться в образ маленькой и горячо любимой дочурки, о которой заботится добрый папочка-каннибал.

Далее, оставалось только ждать. Жизненный сценарий, написанный неврозами Клариссы, не мог привести к хэппи-энду. А Ганнибалу в свою очередь для дальнейших действий было необходимо, чтобы Старлинг оказалась в состоянии глубокого кризиса, который вызвал бы в качестве средства выживания потребность в изменении психики.

Успех финальной нарко- и гипно-психотерапии, проведенной Лектером во многом обусловлен именно удачным подбором момента. Кларисса к тому времени полностью заблудилась в своей жизни, так как моральные догматы и невротические стереотипы, которыми она пользовалась в выборе пути, показали свою полную несостоятельность.

Итак, с использованием психотропов и гипноза Ганнибалу удалось избавить Клариссу от ее комплекса и насаженных воспитанием догматов. Без этих двух компонентов личность Старлинг не видела ничего плохого в том, чтобы

1. Физически устранить мерзавца, который к тому же испортил ей всю жизнь

2. Вкусно покушать.

3. Заняться сексом.

Поскольку природную сексуальность Клариссы больше ничего не сдерживало, а ее ум и инстинкты только обострились, финальный этап плана Лектера накрылся медным тазом. Старлинг мгновенно сообразила и затем популярно объяснила Ганнибалу что

1. Удовлетворение голода и удовлетворение сексуального влечения стимулируют в мозге один и тот же центр удовольствия. А значит, Ганнибалу достаточно признать, что к Мишу он испытывал не только братские чувства, но и сексуальное влечение. В этом случае процесс слияния с утраченной сестрой из единичного события может превратиться в регулярную процедуру.

2. Без неврозов и прочих наслоений им абсолютно ясно, что друг другу они интересны не только как воплощения утраченных близких, но и сами по себе, как личности.

3. Они фактически равны друг другу (выследить Ганнибала смогла только Старлинг).

4. Кларисса - единственный человек, который смеется над его шутками.

Посему процесс поедания Клариссы был отложен на неопределенное время, которое можно заполнить гораздо более интересными делами.

Мифологический смысловой пласт

Во всех романах Харриса неоднократно упоминается творчество Уильяма Блейка. Кроме того, есть упоминания о таких необычных деталях, как иллюзия светящихся глаз Лектера, страх диких животных перед ним и его любовь к коллекционированию событий типа обрушения церкви на головы молящихся.

Теперь приведем цитату Блейка:

Тигр, о Тигр, в кромешный мрак

Огненный вперивший зрак!

Кто сумел тебя создать?

Кто сумел от тьмы отъять?

Из пучины иль с небес

Вырван огнь твоих очес?

Кто к огню простер крыла?

Чья десница унесла?

Кто узлом железных жил

Твое сердце напружил?

Кто слыхал, как дик и яр

Первый бешеный удар?

Кто ужасный млат вздымал?

Кто в клещах твой мозг сжимал?

А когда сошел на нет

Предрассветный звездный свет -

Неужели был он рад.

Встретив твой зловещий взгляд?

Неужели это был

Тот, кто Агнца сотворил?

Тигр, о Тигр, в кромешный мрак

Огненный вперивший зрак!

Кто посмел тебя создать?

Кто посмел от тьмы отъять?

Итак, светящиеся глаза Лектера и страх животных перед ним - отсылка к Тигру Блейка - силе стихийной, загадочной и ужасной, но в то же время необходимой.

В творчестве Блейка Бог - создатель мира - жестокое и догматичное создание (на деле все сложнее, но если все разбирать - пост лопнет просто), которому противостоит сила, которую можно назвать дьяволом.

В свою очередь образ дьявола или Сатаны имеет более глубокие корни. Это Азазел - ангел ставший причиной всемирного потопа и Прометей - титан, наказанный богами.

Если следовать книге Еноха, то Азазел - предводитель ангелов, полюбивших земных женщин, что стало причиной рождения расы гигантов. Азазел заботился о своих потомках, давая им знания. За что и был заточен. Позже стал демоном пустыни.

Прометей - титан (фактически демон), который по некоторым мифам участвовал в создании людей, так же занимался их просвещением. За что и был наказан богами.

Ганнибал Лектер - находится в прямой оппозиции не только к религии, но и к богу. Кроме того, Кларисса в своих мыслях не раз отмечает, что Ганнибал ее именно просвещал. Так же с прямой подачи Лектера умный, но необразованный Барни получает образование и заражается интересом к искусству. Кроме того, Ганнибал, как и вышеупомянутые демоны был заточен.

Таким образом, Ганнибал - это метафорическое отображение Сатаны, как демонической силы несущей людям просвещение и противостоящей догматической власти бога, что дает отсылки к поэмам Мильтона, которыми вдохновлялся Блейк.

Теперь образы связанные с Клариссой Старлинг.

1. Франциск Ассизский, кормящий скворцов в мнемонической карте Лектера кодирует имя Старлинг. Был основателем ордена францисканцев, исповедовавших аскетизм, что прямо намекает на аскетизм самой Старлинг.

2. Кларисса в детстве спасает ягненка. Агнец - символ паствы в христианстве. Поскольку для защиты невинных Кларисса пожертвовала фактически всем, что у нее было это вновь возвращает нас к святому Франциску.

3. Лектер сравнивает Старлинг с определенной породой голубей. Голуби не только символ мира. В христианстве голубка возвещала окончание всемирного потопа (т.е. божьего наказания), а также символизировала душу человека возносящуюся в рай.

4. Образ Старлинг ассоциируется у Лектера с раненым олененком. В европейской мифологии олень считался символом возрождения и противником змей.

Таким образом, Старлинг - метафорическое отображение человеческой души, несущей в себе божественное начало.

Для Ганнибала она, кроме того, еще и символ возрождения, а так же знак окончания его наказания (именно со встречи со Старлинг у Ганнибала появилась возможность сбежать), кроме того союз с ней привел к освобождению из плена Вергера и началу новой жизни. Если же обратиться к образу сатаны, как змея, то мифологическое противостояние оленя и змей является прямым намеком на охоту Клариссы в качестве агента ФБР на Ганнибала.

Учитывая эти образные ряды, мы получаем, что история Ганнибала и Клариссы - прямой намек на историю соблазнения Евы змеем, который вдохновил ее сорвать плод с древа познания. И это опять же возвращает нас к творчеству Блейка, а именно к его "Бракосочетанию Рая и Ада" и главам Памятное видение оттуда же.

Следует упомянуть в завершение, что Ангел сей, превратившийся после этого в Дьявола, сделался самым близким из моих друзей, и теперь мы частенько почитываем вместе с ним Библию в том ее инфернальном, то есть дьявольском, смысле, каковой прояснится и для всего остального мира, если люди будут вести себя хорошо.

И это только часть символов, которые я начал разбирать. Подозреваю их там тьма тьмущая.

Вердикт: Роман, успешно прикидывающийся криминальным триллером, на деле оказывается интеллектуальной бомбой.

@ Сергей Ли

Оцените статью:
Рейтинг: 0 (Голосов: 0)

Комментарии

Добавить комментарий

Поля отмеченные * обязательны.


Если не можете разобрать код, нажмите на него. Картинка будет заменена.
 
ПРОВЕРЬТЕ СЕБЯ ОНЛАЙН

Загрузка...

ПОПУЛЯРНЫЕ ТЕСТЫ


ЧТО ПОЧИТАТЬ