Шииты – это одно из двух главных направлений ислама, сторонники которого признают легитимность руководства мусульманской общиной только за потомками пророка Мухаммеда через его двоюродного брата и зятя Али ибн Абу Талиба.
Понятие «шииты» занимает важное место в истории религии, влияя на политическую и культурную эволюцию многих регионов Ближнего и Среднего Востока.
Определение и сущность шиитов
Термин «шииты» происходит от арабского выражения «шии‘ат Али», что дословно переводится как «партия (сторонники) Али». Шиитское направление в исламе возникло в середине VII века как религиозно-политическое движение, настаивающее на особом статусе Али ибн Абу Талиба – двоюродного брата и зятя пророка Мухаммеда – и его потомков. Основная особенность понятия заключается в признании только этих личностей и их потомков (имамов) в качестве законных наследников духовной и светской власти после смерти пророка Мухаммеда.
Шииты противопоставляют свои взгляды суннитскому большинству, которое признает правомочным «праведных халифов». Центральное место в доктрине шиитов занимает институт имамат – система религиозного и духовного руководства, унаследованного от Али и его потомков. Существенной характеристикой шиитского мировоззрения является вера в особую миссию имама – как носителя божественного знания и посредника между Богом и верующими, что отличает этот феномен от других течений в исламе.
Характеристики и классификации шиитов
Рассмотрим ключевые аспекты шиитов более подробно.
Основные принципы:
- Признание особой роли Али и его потомков (имамов) как единственно законных преемников пророка Мухаммеда.
- Вера в духовное руководство и непогрешимость имамов, обладающих божественным знанием.
- Уникальное понимание ситуации раскола мусульманского сообщества (фитна) и значение мученичества (особенно имама Хусейна) для коллективной памяти.
- Акцент на истории гонений, дискриминации и культурной самобытности шиитских общин.
Основные классификации:
- Двенадцатеричные шииты (имамиты): признают линию из двенадцати имамов, последний из которых – скрытый Махди.
- Исмаилиты: выделяются верой в седьмого имама Исмаила и его потомков; отличаются развитой эзотерикой.
- Зейдиты: принимают лидерство другого потомка Али – Зейда ибн Али; имеют отличия в правовом и богословском аспектах.
- Алевиты (нусайриты): отдельные группы с синкретическим религиозным учением, восходящим к исламскому шиизму.
- Друзы: первоначально возникли в рамках исмаилизма, но со временем сформировали самостоятельную религию.
История и эволюция шиитов
«Для шиитов каждая историческая травма – это не только страница прошлого, но и основа моральной и культурной идентичности, увековечивающая ценности веры и сопротивления». (В.Р. Гафуров, исламовед)
Появление шиитов связано с кризисом преемственности после смерти пророка Мухаммеда (632 г.). Спор о законном наследнике власти привёл к разделению мусульманской уммы и формированию двух главных направлений: суннизма и шиизма. Сторонники Али первоначально были сильны в Куфе (Ирак), где развивалась специфика организации и богословия будущего шиизма. Переломный для шиитов момент – битва при Кербеле (680 г.), в которой был убит имам Хусейн, внук пророка. Трагедия Кербелы сформировала широкий культ мученичества и страдания, ставший центральным мотивом шиитского культа.
В течение столетий шииты часто подвергались гонениям и дискриминации, однако в Средние века сформировались государственные образования, где шиизм был доминирующей (или официальной) религией. Классический пример – Сафавидское государство в Иране (XVI—XVIII вв.), где двенадцатеричный шиизм стал государственной религией, а шиитская идентичность получила мощную институциональную поддержку. Дальнейшее развитие привело к появлению многочисленных ответвлений (исмаилиты, зейдиты) и локальных традиций, сыгравших важную роль в религиозной, философской и культурной жизни ряда регионов.
Несмотря на преследования, шииты играли значительную роль в формировании средневековой мусульманской мысли, философии, поэзии и искусства. В XIX—XX вв. шиизм стал мощной движущей силой политических и социальных трансформаций, прежде всего в Иране, Ливане, Ираке, став региональным фактором в мировой политике и культуре.
Хронология развития шиитов наглядно демонстрирует их трансформацию с течением времени.
| Период / Этап | Ключевые характеристики и события |
| Зарождение (VII в.) | Формирование сообщества сторонников Али в ходе кризиса после смерти пророка; битва при Сиффине; первые доктринальные различия. |
| Расцвет (X–XVIII века) | Разветвление на двенадцатеричных, исмаилитов, зейдитов; расцвет искусств и богословия в государствах Фатимидов, Сафавидов, Буидов; институционализация культов и ритуалов шиизма. |
| Поздний период / Трансформация (XIX–XXI века) | Эмансипация шиитов, рост числа последователей, Иранская революция 1979 года; усиление политической идентичности; влияние на международные процессы. |
Значение и влияние шиитов на мировую культуру
«Шиизм оказал мощнейшее влияние на духовную формуцию Востока, выдвинув идеи социальной справедливости, мученичества и мессианских ожиданий». (А.Е. Крымский, востоковед)
Вклад шиитов в формирование культурного и духовного пространства Ближнего Востока невозможно переоценить. Мотивы мученичества, страдания за истину и протест против несправедливости, получившие развитие в шиитской традиции, нашли отражение в поэзии, театральных представлениях (тарсихи и шебихи), изобразительном искусстве. Культовое значение Кербелы и память об имаме Хусейне стали элементами коллективной идентичности народов Ирана, Ирака, Ливана и других стран.
В области философии шииты развивали учение о скрытом знании (батин), символах и аллегориях, что обогатило общий философский ландшафт средневекового Востока и повлияло на суфийскую мысль. В архитектуре и градостроительстве значимыми памятниками являются мечети и мавзолеи имамов, ставшие объектами паломничества и культурного обмена.
Идеи шиизма сыграли важную роль в модернизации социальных и политических процессов, отразившись на народных движениях за независимость, правах меньшинств и развитии институтов гражданского общества. Иранская революция 1979 года стала примечательным примером политической мобилизации шиитской общины, повлиявшей не только на соседние страны, но и на общемировые дискуссии о религии и государстве.
Шииты значительно повлияли на формирование специфики региональных культур, развитие межконфессионального диалога, а их художественное наследие получило признание во всем мире.
Национальные особенности шиитов
В разных странах шиитское сообщество приобрело уникальные культурные и социальные черты.
| Страна / Культура | Особенности существования и проявления шиизма |
| Иран | Государственная религия; развитие комплекса богословских школ; массовые обряды Ашуры; взаимопроникновение религии и литературы. |
| Ирак | Святые города Наджаф и Кербела; культурный центр обучения; шиитское духовенство – важный политический актор. |
| Ливан | Сообщество хазаритов и алавитов; сильное влияние политических организаций (Хезболла); уникальный синтез с местными обычаями. |
| Йемен | Значительное присутствие зейдитов; оригинальные правовые школы и ритуальные практики. |
| Индия, Пакистан | Крупные общины; специфичные праздники (тазия); интеграция шиитской символики в искусство Индостана. |
| Турция (и Сирия) | Особые ветви – алевиты, нусайриты; широкий синкретизм с местными традициями, отличия в богословии и практике. |
Шииты в современной культуре
В современности тематика и образы, связанные с шиитами, находят отражение во многих сферах мировой культуры.
Кино и сериалы: Хроника событий Ашуры в фильме «Имам Али» (реж. Д.С.Никнафс, 1995–1996, Иран); военная драма «Битва за Кербелу» (реж. Камран Кашани, 2009); сериал «Гусейн, сын Али» (Иран, 2010–2011), запечатлевающий ключевые моменты истории шиизма.
Литература: Роман С. Абуль-Хамида «Имам» (Тегеран, 2007); поэмы Саади Юсефи и других современных иранских авторов, акцентирующих тему мученичества и сакральной памяти.
Музыка: Современные иранские исполнители традиционной музыки (Мохаммад-Реза Шаджариан); композиции посвящённые Ашуре, исполняемые в дни траура.
Изобразительное искусство и дизайн: Картины Джаляля Аскарзаде; плакатное творчество на религиозную и политическую тематику; современные архитектурные решения мавзолеев и мечетей в Наджафе и Кербеле.
Театр и перформанс: Ритуализованные постановки «тазия» – уникальный драматический жанр по мотивам событий Кербелы, ставший предметом исследования в эвент-менеджменте и искусствоведении.
Телевидение и СМИ: Документальные проекты ВВС и Al Jazeera по истории современных шиитских общин; передачи и дискуссии по вопросам межрелигиозного диалога.
Рекомендованная литература
- Гафуров В. Р., Лебедев Э. В. Шииты: история и современность. 2012
- Голомбевский И. А. Шиизм: истоки, развитие, направления. 2009
- Крачковский И.Ю., Культура и поэзия шиитского Востока. 1986
- Льюис Б. Восток и Запад: история религий. 2008
- Энциклопедия Ирана / ред. Г. М. Месоян. Т. 2. – М.: Восточная литература, 2018

©