Чатур-варнашрама-дхарма – это сложная социально-религиозная концепция, являющаяся системой организации общества, сформулированной в древнеиндийской культуре и базирующейся на принципах четырех варн (сословий) и четырех ашрам (жизненных укладов).
Данное понятие имеет важное значение для исследований религиозных, культурных, философских и историко-социальных аспектов индийской цивилизации, поскольку выступает базисом традиционного представления о должном устройстве общества и пути человека внутри него.
Определение и сущность Чатур-варнашрама-дхармы
Чатур-варнашрама-дхарма (санскр. ?????????????????????, буквально «дхарма четырех варн и четырех ашрам») – комплексный термин, обозначающий единую систему, в которой интегрируются две ключевые доктрины: разделение общества на четыре основных статуса (варны) и прохождение каждым человеком четырех стадий жизни (ашрамов). Дхарма в этом контексте трактуется как установленный принцип поведения, долг, предписанный как на социальном, так и на индивидуальном уровне.
Этимологически понятие составлено из слов: «чатур» – «четыре», «варна» – «цвет», «ашрама» – «пристанище», «дхарма» – «закон», «праведный путь» или «обязанность». Чатур-варнашрама-дхарма возникла и развивалась в ведийской среде, а затем получила дальнейшую разработку в индуистской философии и соответствующих правовых текстах (смрити, дхармашастра).
В отличие от иных социальных моделей, Чатур-варнашрама-дхарма структурирует не только общество (через социальную иерархию варн), но и индивидуальное существование (через последовательные ашрамы жизни), определяя должное поведение, целью которого является гармония личности и общества с универсальным порядком – ритой/дхармой.
Характеристики и классификации Чатур-варнашрама-дхармы
Рассмотрим ключевые аспекты Чатур-варнашрама-дхармы более подробно.
Основные принципы:
- Четыре варны – общественная структура делится на четыре основных группы: брахманы (жрецы и учителя), кшатрии (воины и правители), вайшьи (земледельцы, торговцы и ремесленники), шудры (служащие и рабочие).
- Четыре ашрама – жизненный путь делится на четыре этапа: брамачарья (ученичество), грихастха (семейная жизнь), ванапрастха (отход от дел, жизнь в лесу), санньяса (отречение).
- Идея дхармы – для каждой варны и каждого ашрама определен собственный комплекс обязанностей, прав и предписаний, направленных на поддержание гармонии в обществе.
- Религиозная интеграция – выполнение предписанной дхармы считается обязанностью не только социальной, но и духовной, связывающей индивида с космическим порядком.
Основные классификации:
- Варны: брахманы, кшатрии, вайшьи, шудры.
- Ашрамы: брамачарья, грихастха, ванапрастха, санньяса.
- Дхармы: сварна-дхарма (социальный долг по группе), ашрама-дхарма (индивидуальный долг по этапу жизни).
- Адаптации: классическая (ведийская), реформированная (позднеиндийская), современная (интерпретации новых движений).
- Канонические источники: веды, дхармашастры, эпосы, пураны.
История и эволюция Чатур-варнашрама-дхармы
«Индуистская концепция варн и ашрамов была не только социальной доктриной, но и отражением космологического устройства, репрезентируя принцип управления многообразием мира через гармонию» (Д.Н. Лоренс, историк религий).
Чатур-варнашрама-дхарма берет свое начало в ранневедийском обществе (II–I тыс. до н. э.), где постепенно формировались основания для выделения различных страт и стадий жизненного пути. Первое четкое упоминание об основных варнах встречается в ведийском гимне Пурупа-Сукта, который описывает космическое происхождение четырех слоев общества. Изначально акцент делался на функциональном разделении, а не на иерархии по происхождению.
В период Брахман и Упанишад (IX–VI вв. до н. э.) формируется развитая концепция ашрам как ступеней жизни. Постепенно обе системы становятся более тесно интегрированными, особенно в период эпоса (VI–II вв. до н. э.) и кодификации индуистского права (во II–V вв. н. э.). Здесь закрепляются ключевые принципы соотнесения обязанностей человека с его положением и возрастом, а также разрабатывается категория дхармы как универсального космического и социального закона.
С течением времени система претерпевала значительные изменения под влиянием политических, экономических и культурных процессов, таких как интеграция племен, трансформация кастовой структуры, появление религиозных реформ и новых духовных движений (буддизм, джайнизм, бхакти).
Хронология развития Чатур-варнашрама-дхармы наглядно демонстрирует его трансформацию с течением времени.
| Период / Этап | Ключевые характеристики и события |
| Зарождение (ок. XV–X вв. до н. э.) | Становление прототипов варн в ведийских племенных объединениях; оформление космогонических мифов о структуре общества. |
| Формирование системы (IX–V вв. до н. э.) | Кодификация варн и ашрамов в религиозных и нормативных текстах; появление первых трактатов по дхарме. |
| Классический расцвет (II в. до н. э. – V в. н. э.) | Окончательное закрепление системы в Дхармашастре, эпосах, развитие теории дхармы для каждой варны и ашрамы. |
| Средневековые трансформации (VI–XV вв.) | Модификация системы под влиянием религиозных реформ, обществевание и закрепление каст как наследственных. |
| Колониальный/Современный период (XVIII в. – наст. время) | Критика кастовой системы, реформы, переосмысление традиции в современных духовных и социальных движениях. |
Значение и влияние Чатур-варнашрама-дхармы на мировую культуру
«Без понимания структуры варн и ашрамов невозможно постичь ни логику индийской цивилизации, ни истоки ее уникального социального устройства и духовной санкции традиционного порядка» (А.Л. Соколов, индолог).
Наследие Чатур-варнашрама-дхармы имеет фундаментальное значение для культурной антропологии, религиоведения, сравнительного культурологии и исторических исследований. Эта система легла в основу индийской модели общества, существенно отличающейся от западных форм стратификации. Интерес исследователей к ней мотивирован тем, что она сочетает в себе космологические, этические, обрядовые и практические принципы, устанавливающие баланс между коллективным порядком и индивидуальным путем.
Чатур-варнашрама-дхарма оказала существенное влияние на развитие социальной и правовой мысли в Южной Азии, а также на формирование духовных практик, аскезы и мистики. Ее концепции нашли полную или частичную рецепцию в религиях и культурах за пределами Индии (например, в странах Юго-Восточной Азии).
Отголоски данной системы находят отражение в философии долга (канонизированной в пост-ведийской Индии), этике служения и идеях «пути человека» в трудах европейских мыслителей, исследовавших восточные доктрины (Шопенгауэр, Тойнби и др.). Однако наибольшее влияние данное явление оказало на внутреннюю организацию индуистских обществ, где до сих пор сохраняются формы практического воплощения отдельных аспектов системы.
Национальные особенности Чатур-варнашрама-дхармы
Система Чатур-варнашрама-дхармы проявлялась и трансформировалась с учетом особенностей различных регионов и традиций.
| Страна / Культура | Особенности выражения |
| Индия | Классическая форма взаимодействия варн и ашрамов, с последующим превращением в многочисленные кастовые группы. |
| Непал | Интеграция принципов варн как социального дихотомического деления (арья и неарья), влияние тантрических школ. |
| Шри-Ланка | Параллельное существование каст и общин, смешение ведических и местных моделей социальной стратификации. |
| Бангладеш | Смешение варнашрамы с исламскими традициями; ослабление религиозного значения, но сохранение социальной иерархии. |
| Индонезия (Бали) | Адаптация варнашрамных элементов в местный индуизм; формирование каст с учетом балийских обычаев. |
| Южная Индия (Тамилнад, Керала) | Синкретические формы: сочетание древних традиций с принципами чатур-варнашрама-дхармы. |
Чатур-варнашрама-дхарма в современной культуре
Сегодня Чатур-варнашрама-дхарма рассматривается как объект научных, художественных и социокультурных интерпретаций.
Кино и сериалы: Значимыми экранизациями стали фильмы «Ганди» (реж. Р. Аттенборо, 1982), где тема дхармы и противостояния кастовой системы открыто исследуется; сериал «Махабхарата» (реж. Б. Чопра, 1988–1990), визуализирующий идеи варн и ашрамов; фильм «Water» (реж. Д. Мехта, 2005), посвященный социальной рефлексии отдельных ашрамов.
Литература: Роман «Бог мелочей» (А. Рой), где раскрыта динамика каст и личной свободы; труды В.С. Найпола, в которых анализируется влияние традиционных структур на современное общество.
Музыка: Современные индийские композиторы (А. Рахман) регулярно обращаются к музыкальной тематике ашрамов, мотивам древних гимнов, соединяя традиционные раги с современной аранжировкой.
Изобразительное искусство и дизайн: Художники движения мадхья-кала и современные мастера (например, Бхупен Кхарана) создают визуальные произведения, отражающие варны, ритуалы, повседневную жизнь ашрамов; элементы чатур-варнашрама-дхармы используются в стилистике индийского декоративного дизайна.
Театр и перформанс: Современные постановки (театр Катхакали, фольклорный театр Якшагана) интерпретируют эпизоды Махабхараты и Рамаяны, связанных с темой дхармы и структуры общества.
Образование и популяризация: Документальные циклы (BBC, Ал-Джазира), лекционные курсы (Курс edX «Indian Culture and Society») расширяют представления о значении чатур-варнашрама-дхармы для мировой культуры.
Рекомендованная литература
- Канча Илая. Почему я не индуист. Социальные основы варнашрамы. 2022
- А.Л. Соколов. Индийская цивилизация: история, религия, культура. 2017
- Ш.А. Элистаров. Веды и их значение в культуре Индии. 2010
- Б.А. Трофимов. Варны и касты Индии: генезис и эволюция. 2019
- В.С. Елютин. История религии Индии. Часть I: Ведийская и брахманистская традиции. 2005

©