День города Архангельск: история и символика

Архангельск – город на северо-западе России, административный центр одноимённой области и один из старейших отечественных морских портов на Белом море. Это ключевая точка русской Северной Двины, где веками сходились пути купцов, мореходов и исследователей Арктики, что придаёт ему уникальное место в истории и культуре страны. Перед Вами – «столица Поморья», город с биографией, в которой соседствуют соляные пристани XVII века, петровские верфи, северные конвои и современные университетские кампусы. И чем дальше Вы вчитываетесь в его судьбу, тем яснее понимаете: за каждым именем улицы и силуэтом причальной стрелы здесь скрыта история, достойная отдельной книги.

1. Когда день города Архангельска

Традиционно День города проводится в последнюю субботу июня – в пору белых ночей, когда свет едва покидает набережные Северной Двины. Праздник объединяет наследие Поморья, морскую судьбу и молодую городскую культуру. В этот день в центре, на набережных и в парках проходят десятки событий – от исторических реконструкций до речных регат.

  • Торжественное открытие и парад на Троицком проспекте с участием творческих коллективов и курсантов морских учебных заведений.
  • Фестивали уличных театров и «белых ночей» на пешеходных улицах и в исторической части города.
  • Регаты и показательные выступления на воде: лодочные гонки, дефиле судов на Северной Двине, парад катеров.
  • Городские ярмарки ремёсел и «поморских угощений»: рыба, хлеб, медовуха, кулинарные мастер-классы.
  • Исторические реконструкции в Гостином дворе и на площадках музеев: купеческий торг, петровская верфь, «северные конвои».
  • Концерты на открытых сценах с участием местных коллективов и приглашённых артистов.
  • Семейные активности: спортивные турниры, квесты, «парад колясок», детские театральные постановки.
  • Праздничный фейерверк над рекой – традиционное завершение программы.

2. Дата основания Архангельска

Официальной датой становления городского центра считается 1584 год, когда по указу Ивана IV в устье Северной Двины, «у монастыря Михаила Архангела», был заложен острог и таможня. Это решение созрело в контексте активизировавшейся беломорской торговли: после плавания англичанина Ричарда Ченслера (1553) Московское государство получило надежный морской выход к западноевропейским рынкам, а прибрежные «станы» и монастырские пристани стали быстро расти. Так появился город Архангельск.

Выбор места был стратегическим: удобный фарватер, близость монастырской слободы и возможность контролировать морские подходы. Название связано с Михайло-Архангельским монастырём, в ореоле которого сформировался новый порт с таможнями, складами и посадом. Уже в первые десятилетия существования острог стал ключевым узлом северной торговли – меха, пенька, смола, поташ, льняное полотно уходили отсюда в Англию и Нидерланды, а на пристанях разгружались западные ткани, металлы, вино, соль и заморские товары.

3. История города Архангельска

Предыстория и основания (до 1584 года). Поморские земли на Двине и по берегам Белого моря осваивались новгородцами уже с XII–XIII веков. К XV столетию сформировались крепкие торговые маршруты «по Двине» и «в море» к Норвегии и Исландии, с активной ролью монастырей как опорных центров. Возле монастыря Архангела Михаила сложилась слобода, откуда шли суда к Кholmогорам и далее в море. Открытие англичанами беломорского пути в середине XVI века усилило значение устья Двины, а московская власть закрепила стратегический порт указом о строительстве крепости и таможни.

«...мы вошли в великую реку, называемую Двиною, и видели монастырь святого Михаила Архангела, лежащий близ устья; люди тех мест – искусные мореходы...» – из отчёта Ричарда Ченслера о плавании 1553 года (перевод с англ.).

Морские ворота Московии (XVI–XVII века). Новый порт быстро превратился в крупный торговый хаб. Английская и голландская фактории, склады и гостевые дома образовали «интернациональный квартал» северного посада. За морской торговлей подтянулись судостроение, снабжение, склады, финансовые услуги. В 1693 году Пётр I, инспектируя северные рубежи, велел заложить здесь верфи для регулярного кораблестроения, превратив город в одну из петровских «лабораторий флота».

«Повелеваем на реке Двине учинить верфь и корабли строить, дабы ходу морскому быть исправну» – из указа Петра I о строительстве верфи в Соломбале (1693).

Петровские реформы и XVIII век. Основание Санкт-Петербурга (1703) и переориентация внешней торговли на Балтику постепенно снизили удельный вес беломорского порта. Ограничения на заход иностранных судов (окончательно закреплённые указами начала XVIII века) сократили международные обороты. Однако северный порт не потерял значения: он оставался базой каботажного плавания, лесо- и рыбопродуктов, транзитной перевалки и судостроительных заказов. К 1780 году город закрепил административный статус центра наместничества (затем – губернии), а Гостиный двор и посадские линии приобрели классические купеческие очертания.

«Иностранным судам в Архангельск впредь не ходить, но быть им в Санкт-Петербург» – из петровского указа о регулировании внешней торговли (начало XVIII века).

XIX век: рельсы к морю. В столетии промышленных революций северный порт выжил благодаря «лесному веку»: экспорт леса, пиломатериалов, пеньки, смолы и бумаги вновь оживил причалы. Логистику радикально изменило железнодорожное сообщение с внутренними губерниями (линия к Вологде вошла в строй в конце XIX века), соединив морскую гавань с общероссийским рынком. Появились пароходные линии по Северной Двине, укрепились судоремонтные мощности, выстроилась купеческая среда с благотворительными обществами, библиотеками и общественными собраниями.

Начало XX века, Первая мировая и интервенция. В годы Великой войны северный порт вновь стал каналом союзнических поставок: сюда шли суда с вооружением и продовольствием. После 1917 года город оказался в эпицентре событий Гражданской войны: высадка войск Антанты в 1918 году, «Северная область», фронт на Двине, эвакуация союзников и установление советской власти в 1920-м. Память об этом времени – мемориальные знаки и музейные экспозиции.

Советские десятилетия. Индустриализация преобразила северную столицу лесопромышленного края. В 1930-е годы – модернизация причалов, развитие судоремонта («Красная кузница»), рост лесопереработки и целлюлозно-бумажной отрасли в городской агломерации (включая соседние промышленные центры). Во Вторую мировую войну через порт прошли арктические конвои с ленд-лизовскими поставками; город стал тыловой базой северных коммуникаций, авиалинии и железная дорога работали на пределе. Послевоенные годы – восстановление, рост научно-образовательной сети, расширение жилья и социальной инфраструктуры. К 1960–1970-м в городской ткани закрепились театры, музеи, новые корпуса вузов, аэропорт Талаги, ожили набережные и речные вокзалы. В конце XX века действовали трамвай и троллейбус (позднее линии были закрыты), активно работали речные переправы и портовые мощности.

Перестройка и 1990-е. Переход к рынку сопровождался кризисами судоходства и лесопереработки, реструктуризацией предприятий, спадом грузопотока. Однако постепенно, на рубеже веков, наметилась новая сборка городской экономики: модернизация портовой инфраструктуры, развитие автодорог (магистраль М8 «Холмогоры»), укрепление университетского и культурного кластеров. Исторический герб вернули к жизни, началось внимательное восстановление памятников, а город получил почётное звание «Город воинской славы» – символ вклада северной столицы в общенациональную историю.

4. Достопримечательности (памятники, храмы и прочее)

Для знакомства с богатой историей и архитектурой удобнее всего использовать «опорные точки» – знаковые места, которые складываются в цельный маршрут:

Название достопримечательностиКраткое описание и историческая значимость
Гостиный дворКаменный торговый комплекс XVII–XIX вв., сердце исторической торговли Белого моря. Сегодня – музейный и культурный центр, площадка для выставок и реконструкций купеческой жизни.
Музей деревянного зодчества «Малые Корелы»Открытый музей под небом в ближайших окрестностях: десятки образцов северной деревянной архитектуры – избы, часовни, колокольни. Один из главных хранителей поморской строительной традиции.
Пешеходная улица Чумбарова-ЛучинскогоАнсамбль старинных деревянных домов и городских особняков, превращённый в «улицу-музей». Здесь раскрываются городские легенды, быт и эстетика северного модерна.
Собор Михаила АрхангелаВосстановленный в XXI веке храмовый комплекс, возрождающий традицию главного городского собора, связанного с древним монастырём и именем небесного покровителя.
Набережная Северной ДвиныГлавная «сцена» города: виды на судоходный фарватер, причальные стрелы, прогулочные пространства и памятники. Идеальна для знакомства с морским характером города.
Северный морской музейЭкспозиции о мореплавании, арктических экспедициях, судостроении и северных конвоях. Один из центральных музеев, поясняющих роль северной гавани в истории России.
Музей художника А. А. БорисоваКоллекция арктических пейзажей, написанных участником полярных экспедиций. Прекрасная визуальная «летопись» льдов и северных морей.
Памятник Петру IЗнак благодарной памяти преобразователю флота: именно петровские верфи и реформы задали долговременный импульс судостроению и морской торговле на Двине.
Петровский паркЗелёное пространство, где прошлое и настоящее города встречаются в прогулочных маршрутах, мемориальных знаках и открытых экспозициях.
Культурный центр в Гостином двореСовременная площадка для фестивалей, выставок и научно-популярных лекций, объединяющая исторический интерьер и живую городскую культуру.

5. Население города Архангельска

Численность населения стабильно сокращалась с конца XX века вслед за общероссийскими «демографическими волнами», но сохраняет статус крупнейшего городского центра Русского Севера. По оценкам на 2024 год, в городе проживает около 330 тыс. человек (после пика конца 1980-х годов на отметке свыше 400 тыс.). Агломерация вместе с ближайшими городами-спутниками (промышленными и портовыми) насчитывает до 0,6 млн жителей.

Этническая структура традиционна для европейского Севера: большинство – русские, также представлены коми, ненцы, украинцы, белорусы, татары и другие группы. В социальном срезе высока доля занятых в транспорте и логистике, лесной и целлюлозно-бумажной промышленности, образовании, медицине, науке и культуре. Для молодёжи важную роль играют университетские и колледжные кампусы, ИТ-сектор, креативные индустрии.

Среди известных уроженцев – писатели и художники северной школы Борис Шергин и Степан Писахов, чьи тексты и рисунки задали «голос» Поморья в русской культуре; из более новых фигур – предприниматель и общественный деятель Александр Донской. С городом тесно связаны многие, кто родился в области и учился или работал здесь: художник-арктист Александр Борисов, писатель Фёдор Абрамов и целый ряд учёных-североведов – их имена широко представлены в музеях и на памятных досках.

6. Климат города

Климат – переходный морской к субарктическому: холодная, продолжительная зима и короткое, светлое лето с «белыми ночами». Зима длится с ноября по март; средние температуры января держатся около –12…–14 °C, периодически опускаясь ниже при вторжениях арктического воздуха. Ветер и влажность усиливают ощущение холода, снег ложится устойчивым покровом и держится несколько месяцев. Лето умеренно тёплое: средние июльские температуры +16…+18 °C, возможны кратковременные потепления до +25 °C и выше. Осадков – порядка 600–700 мм в год; влажность высокая, а в межсезонье вероятны туманы.

Практические советы для туристов.

  • Лучшее время для неспешных прогулок и музеев – июнь–сентябрь; на конец июня приходится День города и атмосферные белые ночи.
  • Для водных и природных маршрутов (в том числе поездок в «Малые Корелы») оптимальны июль–август.
  • Зимой красив город белыми куполами снега и ледяными видами на Двину, но необходима тёплая многослойная одежда, ветрозащитная куртка, обувь с нескользящей подошвой.
  • Летом пригодятся дождевик и средства от насекомых для загородных выездов.

7. Современная информация о городе

Экономика и предприятия. Город – один из ключевых логистических и промышленно-сервисных узлов европейского Севера. Ядро экономики составляют портовые и судоремонтные комплексы, лесозаготовка и глубинная переработка древесины в масштабах агломерации, производство строительных материалов, пищевые предприятия. Порт работает круглый год с ледокольной проводкой в зимние месяцы, обслуживая каботаж и экспортно-импортные грузы; активно развиваются мультимодальные схемы с Северной железной дорогой. Судостроение и судоремонт концентрируют компетенции по маломерному и вспомогательному флоту, а также по сервису, связанному с северными морскими трассами.

Транспорт и инфраструктура. Железнодорожное сообщение (Северная железная дорога) связывает город с Вологдой, Москвой и Архангельской областью; автодорожный каркас опирается на трассу М8 «Холмогоры». Аэропорт Талаги обеспечивает регулярные рейсы в столичные и региональные центры. Речной транспорт сохраняет значение для пригородов и сезонных перевозок. Внутригородскую сеть составляют автобусы и маршрутные такси; линии трамвая и троллейбуса, существовавшие в XX веке, ныне закрыты.

Наука и образование. Крупнейший университетский центр региона – Северный (Арктический) федеральный университет имени М. В. Ломоносова, объединяющий инженерные, гуманитарные и естественнонаучные направления с арктической спецификой. Здесь развиваются материалы и технологии для северного строительства, лесной инжиринг, биоресурсы, морская логистика и навигация в ледовых условиях. Действуют отраслевые научно-исследовательские институты лесного хозяйства, экологии, истории Севера и арктических исследований, а также колледжи морского профиля.

Культурная жизнь. Драматический театр имени М. В. Ломоносова, театры кукол и камерные сцены, концертные залы и филармонические проекты задают плотный культурный календарь. Музейные институции – от Гостиного двора до Северного морского музея и галереи арктического искусства – выстраивают «маршруты идентичности»: купеческие истории, поморскую словесность, северные экспедиции. Летом работают фестивали уличных театров, документального кино, фольклорные праздники. В последние годы город неоднократно становился площадкой крупных деловых и научных встреч, посвящённых Арктике и устойчивому развитию северных территорий.

8. Герб и флаг Архангельска

Герб. Историческая эмблема – образ Архангела Михаила, поражающего дьявола. В классической геральдической трактовке это щит золотого (или ярко-жёлтого) поля, на котором Архангел в светлых (серебряных) одеждах и с пламенеющим мечом, в левой руке – щит с крестом; у ног поверженный чёрный змий (дьявол). Композиция восходит к гербу, утверждённому в конце XVIII века (эпоха Екатерины II), и несёт очевидную семантику: небесный покровитель, победа добра над злом, охрана града и морских путей. В современной версии герб официально переутверждён в начале XXI века на основе исторического образца с соблюдением правил отечественной геральдики.

Флаг. Полотнище, как правило, выполяется в золотисто-жёлтом цвете – отсылка к полю щита, с центральным изображением городского герба. Такое решение усиливает узнаваемость символа и поддерживает преемственность от классической геральдической традиции. Дата официального утверждения современного флага относится к 2000-м годам, когда город привёл весь символический комплекс (герб, флаг, знаки отличия) к единому стандарту.

9. Гимн Архангельска

Официальный городской гимн в строгом юридическом смысле (с утверждённым на уровне представительного органа текста и нотной редакцией) долгое время отсутствовал либо не имел устойчивого статуса, в отличие от регионального гимна. Вместе с тем в городских праздниках и общественных акциях устойчиво звучат «неофициальные гимны» – песни, в которых легко угадывается характер северного порта и поморская речь. Это авторские баллады о Северной Двине, Белом море и соломбальских верфях, поморские народные наигрыши и хоровые обработки, которые можно услышать на Дне города, в музейных пространствах и в репертуаре местных коллективов. В них – простые и точные формулы любви к родным набережным, к солёному ветру и к светлым сумеркам белых ночей, за которые жители и гости ценят этот город.

logo