26 декабря 2019 в 10:03

Что мы подразумеваем под жизнью после смерти? Если мы имеем в виду сохранение личного эго с оставшимися целыми памятью и личностью, то, вероятно, всякое представление о том, в чем заключается жизнь (а, следовательно, и смерть), размывается.

Вера в жизнь после наступления смерти в различных религиях и культурах

Свидетельства об иных, чем ныне признанные, порядках и состояниях рассматриваются повсюду. Интересно в этом отношении то, что после трех столетий редукционизма миллионы людей во всем мире все еще верят в некую форму жизни после смерти. Это, по крайней мере, предполагает неудачу попыток научного метода указать пути внутренней жизни человеческих существ.

С ранних времен господствовала идея, что некоторые свойства разума (mind) сохраняются после физической смерти. Возможно, такая вера является психологической необходимостью: без нее мы не сможем выдержать кратковременность жизни или найти ее смысл. В сущности, все религии обещают загробную радость... или вечное проклятие для тех, кто неправильно вел себя при жизни на земле. Практически всякая общественная мораль в конечном счете указывает на сверхъестественные санкции: христиане обещают рай или ад; мусульманские фанатики от хашишинов до хезболаха утверждают, что смерть за Аллаха ведет в рай; даже буддизм пугает тех, кто творит зло, вечно возобновляемым земным перевоплощением (что подразумевает не только нежелательность жизни, но и ее по существу иллюзорную природу) столь долго, пока они не смогут рассмотреть за покровами Майи трансцендентную правду. Даже воинствующий атеизм не может подавить эту идею. Короче, вера в жизнь после смерти существенна для функционирования общества. Без нее цинизм и своекорыстие разъели бы политическую структуру.

Ни одна из вер не доказывает реальность загробной жизни, но и не отражает страх перед личной смертью. Ведь не уменьшается же количество убийств и иных преступлений, наказуемых смертью. Как указывает Кестлер, массовое убийство (на войне) совершается обычно не из жадности или эгоистичности, а из приверженности идеалам, превышающим личные интересы.

Многие, неспособные грабить и убивать ради личной выгоды, делают так, когда охвачены истерией (священной) войны. Такой психологический сдвиг был бы невозможен без некой глубокой веры, которая подразумевает существование неких вещей, которые стоят убийства (и смерти) за них. К этому могут приводить местные религиозные, национальные или экономические выгоды, но все же должна быть более сильная вера, чтобы оправдать стыд убийства. Отрицается обыденная мораль и привлекается нечто экстраординарное. Чтобы подобное можно было сделать, предполагается наличие веры в цели, превосходящие повседневную обыденность.

Причины веры в жизнь после смерти

И все же все такие «свидетельства» доказывают лишь силу веры. Вопрос же в том, что является причиной веры?

Почему с незапамятных времен мертвецы снабжались едой и устройством для их путешествия в иной мир? Почему проводились ритуалы для того, чтобы их души безопасно прошли бы через некие ворота? Обладали ли древние египтяне, одержимые идеей жизни после смерти, понятием полезности? Как могли простые невротики сохранить общественную стабильность почти три тысячелетия? Как в Китае веками сохраняется вера в контроль (реальный или воображаемый) общественной морали предками?

В Европе два тысячелетия сильно влияние мифа о человеке, которого убивали, а он возрождался снова. Без популярной веры в загробную жизнь христианство лишилось бы всех привилегий. Каннибалические ритуалы связаны с замещающим переживанием универсального перерождения. Жизнь ежегодно впадает в смерть, а затем возвращается снова. Вера в загробную жизнь — неотъемлемая часть повседневной жизни.


Добавить комментарий

Поля отмеченные * обязательны.

Если не можете разобрать код, нажмите на него. Картинка будет заменена.
 
ПРОВЕРЬТЕ СЕБЯ ОНЛАЙН
Загрузка...

ПОПУЛЯРНЫЕ ТЕСТЫ


ГОРОСКОП НА СЕГОДНЯ
Овен Телец
Близнецы Рак
Лев Дева
Весы Скорпион
Стрелец Козерог
Водолей Рыбы