Толкование карт Таро Тота

27 сентября 2019 в 12:41

@ Алистер Кроули, поэт и писатель, мистик

0. Дурак (Шут)

Карта Дурак соответствует еврейской букве Алеф, название которой означает «Бык», а форма представляет лемех плуга. Таким образом, значение карты Таро Дурак - в первую очередь фаллическое. Это первая из трех Материнских Букв (Алеф, Мем и Шин), соответствующих в различных комбинациях всем триадам Таро - в частности, Огню, Воде и Воздуху; Отцу, Матери и Сыну; Сульфуру, Меркурию и Соли; Раджасу, Саттве и Хамасу.

Самое важное в этой карте - то, что ее числом должен быть ноль. Таким образом, она представляет то Отрицательное, что находится над Древом Жизни, источник всего сущего. Это Каббалистический Ноль. Это уравнение Вселенной, изначальное и конечное равновесие противоположностей; «Воздух» этой карты означает, в сущности, вакуум.

В средневековой колоде карта таро Дурак называется LE МAT. Это слово происходит от итальянского Мttо - «сумасшедший», «дурак»; об уместности такого названия поговорим позже. Но есть и другая, или, можно сказать, дополнительная теория. Если признавать египетское происхождение Таро, можно предположить, что Мат (а эта карта - ключ ко всей колоде) означает Маут, египетскую грифообразную богиню, которая является более ранним и более тонким вариантом идеи Нуит, чем Исида.

С грифом связаны две легенды. Считается, что у грифа спиральная шея. Это может быть связано с теорией (недавно возрожденной Эйнштейном, но упоминавшейся еще Зороастром в его «Оракулах») о том, что Вселенная, точнее, та энергия, которую называют Вселенной, имеет спиральную форму.

Другая легенда гласит, что самка грифа производит свое потомство при помощи ветра. Иными словами, элемент Воздуха считается отцом всего проявленного бытия. Этому есть параллель в учении греческого философа Анаксимена.

Значение карт Таро Тота Алистера Кроули: итак, эта карта - одновременно и Отец, и Мать, в самой абстрактной форме этих идей. Это не недоразумение, но намеренное отождествление мужского и женского, находящее подтверждение в биологии. Оплодотворенная яйцеклетка в половом отношении нейтральна. Вопрос ее будущего пола решает некий неизвестный фактор.

К этой, на первый взгляд странной, идее необходимо привыкнуть. Как только вы решите принять во внимание женский аспект вещей, уравновешивающий его мужской элемент проявится в вашем мышлении сразу же. С философской точки зрения, это отождествление мужского и женского первично, а формулировка Нуля как «1 + (-1)» - вторична. Результатом такой формулировки является идея Тетраграмматона.

Формула Тетраграмматона

В настоящем эссе уже объяснялось, что вся система Таро базируется на Древе Жизни, а Древо Жизни неотделимо от Тетраграмматона. Рассмотрим формулу тетраграмматона. Последнюю доктрину можно кратко суммировать следующим образом: Союз Отца и Матери порождает Близнецов; Сын появляется прежде Дочери, Дочь возвращает энергию Отцу; этот цикл перемен гарантирует устойчивость и вечность Вселенной. Чтобы лучше понять Таро, необходимо углубиться в историю и вспомнить Век Матриархата (и экзогамии), те времена, когда престолонаследие шло не по линии старших сыновей царя, а по линии дочерей. Царь, таким образом, становился царем не по праву наследства, но по праву победителя в состязании. В самых устойчивых династиях новый царь всегда был чужаком, иноземцем; более того, он должен был убить старого царя, чтобы жениться на его дочери. Эта система обеспечивала мужественность и дееспособность каждого царя. Пришелец должен был выиграть свою невесту в открытом состязании. Этот мотив часто встречается в самых старых сказках. Часто честолюбивый странник - трубадур; почти всегда он скрывается под маской, порой довольно отталкивающей. Типичная сказка такого рода - «Красавица и Чудовище».

Иногда соответствующий камуфляж присущ и царской дочери, как в случае Золушки и Очарованной Принцессы. В сказке об Аладдине этот сюжет разрабатывается очень подробно, с многочисленными магическими деталями. Вот вам основа легенды о Странствующем Принце - и заметьте, он всегда «в семье дурак». Эта связь между дураковатостью и святостью традиционна. И не зря говорят, что убогому место в церкви. На Востоке сумасшедших считают «одержимыми», святыми и пророками. Это отождествление так глубоко укоренилось, что отражается даже в языке. Английское sille - глупый означает «пустой»: Вакуум Воздуха-Нуля. Вспомните «thesillebutcketsonthedeck». А само слово происходит от германского selig - «священный», «благословенный». Лучше всего Дурака характеризует его невинность. Позже станет ясно, как важна эта часть истории.

Итак, для обеспечения престолонаследия было решено: во-первых, что царская кровь действительно должна быть царской, и во-вторых, что она должна получать укрепляющие вливания со стороны, а не разжижаться в постоянных близкородственных браках. В некоторых случаях это правило подвергалось нажиму; возможно, замаскированный царевич не обходился без трюкачества. Вполне могло быть так, что царь-отец снабжал его очень секретными рекомендательными письмами; короче, могло быть так, что эта старая политическая игра была старой уже в те незапамятные времена.

Хур-Па-Краат

Обращаясь к очень сложной теогонии, мы встречаем совершенно ясный и конкретный символ доктрины Дурака. Гарпократ Таро - бог Молчания, и это молчание имеет очень специфический смысл. Первый есть Кетер, чистое Бытие, выдуманное как аспект чистого Ничто. В этом своем проявлении он не Один, но Два; он Один лишь потому, что он Ноль. Он существует; Эхейе, его божественное имя, означающее «Я Есмь» или «Я Буду», - это лишь еще ; один способ сказать, что он Не Есть, потому что Один ведет в никуда, откуда и пришел. Итак, единственное возможное проявление - в Двух, и это проявление должно быть в молчании, поскольку тройка, число Бина (Понимания), еще не образовалось. Другими словами, еще нет Матери. Все, что есть, - это импульс проявления; и оно должно произойти в молчании. Пока что есть не более, чем несформировавшийся импульс; только будучи истолкованным, он становится Словом, Логосом.

Теперь рассмотрим традиционный образ Гарпократа Таро. Он - ребенок, то есть невинен и еще не достиг зрелости: упрощенная форма Парсифаля. Его цвет -розовый. Это цвет зари - намек на грядущий свет, но никоим образом не сам свет. Локон его черных волос обмотан вокруг уха: указание на Высочайшее, нисходящее на Брахмарандхра - чакру. Ухо - это сосуд Акаши, Духа. Локон - единственный выпуклый символ, единственный яркий цвет на розовом комочке и единственное указание на то, что это не просто безволосый ребенок. Правда, есть еще большой палец - во рту либо у самого рта; таким образом, он не может говорить. Тут две школы толкователей ссорятся: если он подпирает нижнюю губу, это подчеркивание молчания как такового; если палец во рту, подчеркивается доктрина Эхейе: «Я Буду». Но в конечном счете обе эти доктрины тождественны. Это дитя - синее яйцо, которое, очевидно, является символом Матери. Ребенок, в определенном смысле, еще не родился; эта синева - синева пространства; яйцо покоится на лотосе, а лотос растет в Ниле. Так вот, лотос -это еще один символ Матери, а Нил - символ Отца, оплодотворяющего Египет-Йони. (Но Нил - еще и родной дом Себека-крокодила, угрожающего Гарпократу.)

Но Гарпократа Таро не всегда изображали именно в таком виде. Некоторые школы мыслили его стоящим на крокодилах Нила. (Смотри выше о крокодиле, символе двух прямо противоположных вещей.) Тут напрашивается аналогия. Нам вспоминается Геракл: ребенок, прявший в Доме Женщин79; сильный муж, который был невинным, но при этом был и безумцем, уничтожившим свою жену и детей. Это родственный символ. Гарпократ (в одном смысле) - это символ Зари на Ниле и физиологического явления, сопровождающего пробуждение от сна. На другом конце этой мысленной октавы мы видим связь данного символа с наследованием царской власти, обсуждавшимся выше. Сам символ Гарпократа - чисто философский. Он также представляет собой мистическое поглощение трудов творения, конечное Хе Тетраграмматона. Гарпократ - это, фактически, пассивная сторона его близнеца Гора. И одновременно это вполне самостоятельная.

Зевс Арренотелус

Имея дело с Зевсом арренотелусом, сразу же сталкиваешься с этим намеренным смешением мужского и женского. В греческой и римской традициях происходит одно и то же. Дианус и Диана - близнецы и любовники; как только произносишь женское имя, оно отождествляется с мужским, и наоборот, как и должно быть при рассмотрении биологических фактов природы. Но только в Зевсе Арренотелусе получаешь гермафродитическую природу символа в объединенной форме. Это очень важный факт, особенно для нашей нынешней цели, поскольку образы этого бога снова и снова встречаются в алхимии. Едва ли возможно описать это ясно; сама идея относится к умственной способности, которая «выше Бездны», но на нее указывают все двухголовые орлы, окруженные гроздьями других символов. По-видимому, высший смысл заключается в том, что изначальный бог - одновременно и мужского, и женского пола- это, конечно же, и важнейшая доктрина Каббалы В более поздней, приниженной традиции Ветхого Завета

Для племени диких кочевников иметь в качестве бога нецивилизованного и простого Демиурга было необходимостью, в сложностях и тонкостях оседлых народов они видели лишь слабость Обратите внимание, что, как только евреи обрели Землю Обетованную и Храм, Соломон «полюбил многих чужестранных женщин» и богов Это бесило неистребимых пророков и через несколько лет привело к ссоре между Иудой и Израилем и всем последовавшим бедствиям. труднее всего понять то, что она представляет Тетраграмматон мужским, невзирая на две его женские составляющие Зевс стал слишком популярным и, как следствие, вокруг него возникло слишком много легенд; для нас сейчас важно то, что Зевс был специальным Владыкой Воздуха. Древнейшие искатели истоков Природы пытались найти их в одном из Элементов. (История философии описывает борьбу между теориями Анакси-мандра и Зенократа, а позднее - Эмпедокла.) Возможно, авторы Таро пытались проповедовать доктрину происхождения всего из Воздуха. Но если бы это было так, все Таро, каким мы его знаем, распалось бы, поскольку в последовательности происхождения первым отцом является огонь. И только Воздух как Ноль примиряет это противоречие.

Дионис Загpей. Вакх Двоякий

Этих двух богов удобно считать одним. Чем отличаются Дионис Загрей и Вакх Двоякий? Загрей важен для нас здесь лишь постольку, поскольку у него есть рога и в элевсинских мистериях утверждалось, что его разорвали на куски Титаны. Но Афина спасла сердце Загрея и принесла к его отцу, Зевсу. Матерью же его была Деметра; таким образом, он - плод брака Неба и Земли. Тем самым он отождествляется с Вау Тетраграмматона, но легенды о его «смерти» относятся к посвящению, что соответствует доктрине о Пожирателе. В карте Дурака, однако, традиционная форма гораздо яснее указывает на Вакха Двоякого, представляющего более поверхностную форму поклонения; экстаз, характерный для этого бога, скорее магичен, чем мистичен. Последнее требует имени Иакх87. Матерью Вакха была Семела. Зевс посетил ее в виде вспышки молнии, которая ее и убила. Но она успела забеременеть от Зевса, и он спас дитя. До самого совершеннолетия Вакх прятался в «бедре» (т. е. в фаллосе) Зевса. Гера, чтобы отомстить мужу за его измену с Семелой, сделала юношу безумным. Это уже прямая связь с нашей картой.

В легенде о Вакхе важнее всего то, что он Двоякий, то есть имеет две природы и, кажется, больше в бисексуальном, чем в гермафродитическом смысле. Его безумие - одна из фаз опьянения, ибо он в первую очередь бог вина. Он странствует, танцуя, по Азии, окруженный спутницами, потерявшими рассудок от восторга. У них посохи, увенчанные шишками и увитые плющом; они бьют в цимбалы, а в некоторых легендах также имеют при себе мечи и опоясываются змеями. Этих женщин-менад сопровождают мужские полубоги лесов. Пьяное лицо и безжизненное состояние лингама Вакха на изображениях связывают его с уже упоминавшейся легендой о крокодиле. Его постоянный спутник - тигр; как на всех лучших вариантах карты «Дурак», тигр или пантера изображаются прыгающими на Вакха сзади, в то время как крокодил готов пожрать его спереди. Говорят также, что, путешествуя по Азии, он ездил на осле, что связывает его с Приапом88, который, кстати, его сын от Афродиты, согласно одной легенде. Любопытно, что в мифической сцене рождения Иисуса Мать-Дева изображается между быком и ослом: вспоминается, что название буквы Алеф означает быка.

Для поклонения Вакху выбирали представителя бога: он должен был быть молодым и дееспособным как мужчина, но при этом и женственным. Естественно, за столетия поклонение выродилось; изначальная форма обросла новыми идеями и, отчасти благодаря оргиастическому характеру ритуала, образ Дурака приобрел определенные очертания. Его стали изображать в дурацком колпаке, явно фаллическом, в пестрой одежде, что опять-таки напоминает о разноцветной одежде Иисуса и Иосифа. Этот символизм связан не только с Меркурием, но и с Зодиаком. Иосиф и Иисус, с их двенадцатью братьями и двенадцатью учениками, в равной степени представляют Солнце в окружении двенадцати знаков. Лишь много позже символизму Дурака был приписан алхимический смысл, и было это во времена Ренессанса, когда ученые во что бы то ни стало стремились найти нечто серьезное и важное в символах, которые на самом деле были весьма фривольными.

Бафомет

Нет никакого сомнения, что эта загадочная фигура является магическим образом той же идеи, развившимся из многих символов. Наиболее близки к таро бафомета фигуры Зевса Арренотелуса и Бабалон, а также странные непристойные изображения Девы-Матери, которые можно встретить в раннехристианской иконографии. Об этом достаточно много сказано у Пэйн-Найта89, исследовавшего происхождение и значение имени Бафомета. Фон Хаммер-Пургшталль90 был, безусловно, прав, полагая Бафомета одной из форм бога-быка или, скорее, бога-быкоборца, Митры; ибо в имени Бафомета должно быть «р» в конце. Таким образом, это явное искажение имени «Отец Митра». Есть тут и связь с ослом, поскольку как объект почитания тамплиеров Бафомет стал ослиноголовьш богом. Ранних христиан тоже обвиняли в поклонении ослу или богу с ослиной головой, и это связано с диким ослом пустыни, богом Сетом, отождествляемым с Сатурном и Сатаной. Бафомет - это юг, как Нуит - север; у египтян этим направлениям соответствовали Пустыня и Море.

I. Фокусник

Значение карты Таро Тота Алистера Кроули: эта карта соответствует букве Бет, название которой означает «дом», и планете Меркурий. Связанные с этим символом идеи чрезвычайно сложны и разнообразны. Французское название этой карты в средневековой колоде - 1,е Ва1е1еиг, то есть Держатель Жезла. Меркурий - прежде всего держатель Жезла, Энергии, направляемой вовне. Итак, карта Фокусник изображает Мудрость, Волю, Слово, Логос, которым созданы миры. (См. Евангелие от Иоанна, гл. 1.) Она представляет принцип Воли. Коротко говоря, это Сын, действенное проявление идеи Отца. Маг - это мужское соответствие Великой Жрицы. Да не возникнет здесь путаницы по поводу фундаментальной доктрины Солнца и Луны как Второй Гармонии Лингама и Йони; ибо, как показывает текст «Парижского делания», творящий Меркурий имеет природу Солнца. Но Меркурий – это путь, ведущий от Кетер к Бина, «Пониманию»; таким образом, Он - посланник богов и представляет именно этот Лингам, Слово творящее, язык которого - молчание.

Однако Меркурий изображает действие во всех его формах и на всех стадиях. Он - текучая основа всякой передачи деятельности и, согласно динамической теории Вселенной, сама субстанция таковой. Если говорить на языке современной физики, он - тот электрический заряд, который является первым проявлением кольца из десяти неопределимых идей, упоминавшегося выше. Итак, он есть непрерывное творение. Вполне логично также, что, будучи Словом, он есть закон причины, необходимости и случайности: это тайный смысл Слова, сущность Слова и условие его произнесения. Поэтому, а особенно благодаря своей двойствености, он представляет и истину, и ложность, и мудрость, и глупость. Неожиданный, он расстраивает любую устоявшуюся идею и поэтому выглядит ловким хитрецом. Творец, он лишен совести. Если не может достичь своих целей честным путем, он прибегнет к одурачиванию. Вот почему легенды о молодом Меркурии - это легенды о хитрости. Его невозможно понять, потому что он -Бессознательная Воля. Его положение на Древе Жизни показывает, что третья Сефира, Бина, или «Понимание», пока еще не оформилась, не говоря уже о ложной Сефире Даат, или «Знании».

Толкование карты Таро Тота: Из всего вышесказанного ясно, что карта Фокусник представляет вторую эманацию из Короны и, таким образом, в каком-то смысле является взрослой формой первой эманации, Дурака, чья буква - Алеф, а смысл - «Единство». Эти идеи слишком тонки, а их уровни слишком возвышенны, чтобы можно было дать им определения. Это даже и нежелательно, поскольку по природе своей эти идеи перетекают одна в другую. Можно только сказать, что любой данный иероглиф представляет собой легкое утверждение о какой-то конкретной форме многоликой идеи. В этой карте упор делается на творческий и двойственный характер Пути Бет. В традиционной карте используется маска Фокусника. Фокусник - один из самых грубых и наименее удовлетворительных персонажей во всей средневековой колоде. Обычно его изображают в шляпе, форма которой напоминает математический символ бесконечности (показанный на нашей карте «Двойка Дисков»). Он держит жезл с утолщениями на обоих концах, возможно, связанный с двойной полярностью в электричестве; но это также пустотелый жезл Прометея, в котором тот принес огонь с Небес. На столе, или алтаре, за которым стоит Фокусник, находятся три других элементальных орудия.

II. Верховная Жрица

Эта карта соответствует букве Гимел, название которой означает «верблюд» (символизм верблюда будет объяснен позже), и Луне. Луна (общий женский символ, символ второго порядка, соотносящийся с Солнцем, как Йони соотносится с Лингамом) универсальна и движется от высшего к низшему. Это символ, который будет часто встречаться в иероглифах Таро. Предыдущие Козыри были связаны с Природой над Бездной.

Значение карты Таро Верховная жрица в том, что это первая карта, которая соединяет Триаду Вышних с Гексадой; и ее путь, как показано на диаграмме, напрямую соединяет Отца в его высшем аспекте и Сына в его самом совершенном проявлении. Этот путь находится в совершенном равновесии на Срединном Столпе Древа Жизни. Итак, в этой карте содержится самая чистая и возвышенная концепция Луны. (На другом же конце спектра находится Ату XVIII.)

Еще значение карты Таро Верховная жрица изображает наиболее духовную форму Вечной Девы Исиды - греческой Артемиды. Она одета лишь в вуаль из света. Для высокого посвящения важно относиться к Свету не как к совершенному проявлению Вечного Духа, но скорее как к завесе, этот Дух скрывающей. Этому способствует его ни с чем не сравнимый ослепительный блеск. Итак, женская фигура - это свет и тело света. Это истина, сокрытая за световой завесой. Это душа света. На ее коленях - лук Артемиды, он же музыкальный инструмент, ибо она - охотница, которая охотится, чаруя. А теперь рассмотрим эту идею как бы с той стороны Завесы Света, третьей Завесы изначального Ничто. Этот свет - menstruum проявления, богиня Нуит, возможность Формы. Это первое и самое духовное проявление женственного берет себе мужское соответствие, формулируя в себе любую геометрическую точку, из которой можно созерцать возможность. Богиня-девственница - потенциальная богиня плодовитости. Она есть идея, стоящая за всеми формами; как только влияние Триады опускается ниже Бездны, конкретная идея завершается.

Каково значение Верховной Жрицы? Круг вопросов: ход событий и то, что за этим кроется. Вопрос: «Как будет развиваться то, за что я взялся?» «Что ждет меня дальше (на работе и т. д.)?

Эта система основана на карте «Верховная Жрица». Ее привлекательность заключается в том, что она не только показывает тенденции, но и подчас дает ответ на мучительный вопрос: «Почему?» («Почему это со мной случилось?» - «Почему должно быть именно так, а не иначе?»)

1-2. Крест на груди Жрицы раскрывает тему, о которой идет речь, в форме двух основных импульсов, которые могут усиливать или ограничивать действие друг друга. («Налицо это». «А это перечеркивает то»).

4-3-5. Карты трех фаз луны над короной Верховной Жрицы представляют силы, влияющие на тему:

  • 3: полная луна обозначает основное влияние, ощутимое здесь и сейчас;
  • 4: прибывающая луна символизирует выигрывающую силу (силу-победительницу);
  • 5: убывающая луна характеризует проигрывающую силу.

6-7. Колонны по левую и правую руку от верховной жрицы Таро обозначают:

  • 6: то, что находится в тени. Карта представляет нечто, что еще не осознано, однако уже присутствует, ощущается, возможно, пугает.
  • 7: то, что находится на свету. Нечто, ясно осознаваемое, известное и, как правило, уже оцененное.
  • 8: Диск луны у ног богини показывает, куда ведет дорога, что придет следом.

Толкование карты Таро Тота: девятая карта обозначает книгу тайн на коленях богини. Только после того, как истолкованы все предыдущие 8 карт, можно перевернуть эту карту. Если это карта Великого Аркана, то Верховная Жрица желает раскрыть свою тайну. Девятая карта представляет глубинные побуждения, все Почему и Зачем. Но если это не «козырь», то тайна остается неразгаданной, и тогда девятая карта не имеет никакого значения. Однако все остальные карты сохраняют свои смыслы.

Толкование следует начинать с обоих основных импульсов (позиции 1 и 2). Затем обратите внимание на влияния их хронологической последовательности 5, 3 и 4. Прежде, чем обратиться к неосознанному (6), дайте оценку осознаваемой стороне (7). После этого можно задуматься о перспективах развития (8). Попробуйте определить характер будущего, который описывают карты 4 (будущие влияния), 6 (еще не осознанно, но позднее, возможно, выйдет на первый план сознания) и 8 (виды на будущее). После этого открывайте последнюю карту.

III. Императрица

Карта Таро Императрица соответствует букве Далет, название которой означает «дверь», и планете Венера На первый взгляд, она служит дополнением к Императору, но ее соответствия гораздо более универсальны. На Древе Жизни Далет занимает Путь, ведущий от Хокма к Бина и объединяющий Отца с Матерью. Далет - один из трех путей, которые полностью находятся над Бездной. Кроме того, стоит отметить, что алхимический символ Венеры - единственный из планетарных символов, охватывающих все Сефирот Древа Жизни Подразумевается, что фундаментальная формула Вселенной - Любовь. (Круг проходит через Сефирот 1, 2, 4, 6, 5, 3; крест образуется из 6, 9, 10, 7 и 8). Все значения карт Таро Тота Алистера Кроули Императрица суммировать просто невозможно по той причине, что она каждый раз появляется в новом виде - «многопрестольная, многоразумная, многохитрая Зевса дочь».

На этой карте она показана в своем самом обычном проявлении. В ней сочетаются высшие духовные и низшие материальные качества. Поэтому она может представлять одну из трех алхимических форм энергии - Соль. Соль есть неактивный принцип Природы; это материя, которая должна получать энергию от Серы для поддержания равновесия вращения, существующего в Природе. Поэтому руки и туловище фигуры на карте напоминают символ алхимической Соли. Мы видим женщину в имперской короне и соответствующем облачении, сидящую на троне, спинка которого напоминает голубые извивающиеся языки пламени.

Это символ ее рождения из Воды - женского, текучего элемента. В правой руке женщина держит лотос Исиды; лотос изображает женственную, пассивную энергию. Его корни - в земле, что под водой, или в самой воде, но свои лепестки он раскрывает перед Солнцем, образ которого - внутренняя часть чашечки цветка. Таким образом, это живая форма Святого Грааля, освященная кровью Солнца. На напоминающей пламя спинке трона сидят две самых священных птицы Венеры - воробей и голубь. Смысл их символизма нужно искать в стихах Катулла и Марциала. Ее блуза украшена пчелами и костями домино в окружении спиралей; их значение везде одинаково. Поясом ей служит Зодиак.

Пол под троном обит материей, расшитой цветками лилий и рыбами; они как бы восхищаются Тайной розой, изображенной в основании трона. Значение этих символов уже было объяснено. В этой карте все символы родственны, потому что главная эмблема чиста и проста. В ней нет противоречия, а если и кажется, что есть, то это лишь оппозиция, необходимая для равновесия. И это показано двумя вращающимися лунами. Толкование карты Таро Императрица: геральдика карты двойственная, с одной стороны - традиционная самка Пеликана, кормящая потомство кровью собственного сердца; с другой - Белый Орел алхимиков. Что касается самки Пеликана, ее полный символизм доступен только посвященным Пятой ступени О. Т. О. Общее же значение можно уловить, отождествив Пеликаниху с Великой матерью, а ее потомство - с Дочерью в формуле Тетраграматона. Именно потому, что дочь есть дочь своей матери, она может взойти на ее трон. Речь идет о непрерывности жизни, о наследовании крови, объединяющем все формы Природы. Нет разрыва между светом и тьмой. Если полностью понять все эти соображения, можно примирить квантовую теорию с уравнениями электромагнетизма.

Белый Орел этого козыря Таро соответствует Красному Орлу на карте Супруга, Императора. Здесь нам следует остановиться, ибо в этих высших картах содержатся символы совершенства: как начального совершенства Природы, так и финального совершенства Искусства; не только Исиды, но и Нефтиды. Поэтому детали работы относятся к последующим картам, особенно Ату VI и XIV.

На заднем плане карты видна Арка или Дверь - так истолковывается буква Далет. Подводя итоги, можно назвать эту карту Вратами Неба. Но символ так красив и так всеобъемлющ, что ученик, ослепленный любым из его частных проявлений, рискует отклониться в сторону. В этой карте, как в никакой другой, важно не обращать внимание на деталях, но сосредоточиться на целом.

V. Император

В Таро Тота Алистера Кроули карта Император соответствует букве Цадди и зодиакальному знаку Овна. Этим знаком управляет Марс, и поэтому Солнце в экзальтации. Таким образом, знак Овна сочетает в себе энергию в самой материальной форме и идеей власти. В изначальной, звукоподражательной форме языка этому соответствует звук Ц. Он происходит от санскритского корня со значениями «голова» и «возраст», а сегодня встречается в таких словах, как «царь», «цезарь», «сенат», «сеньор».

Значение карты Таро Императора: на карте изображена мужская фигура в короне, в императорском облачении и с соответствующими регалиями. Император сидит на троне, столбы которого украшены головами гималайских диких баранов, поскольку «Овен» - это баран. У его ног возлежит Агнец с Флагом, подтверждая соответствие барану и на низшем плане. Ведь баран по природе своей - зверь дикий и храбрый, одиноко живущий в горах; когда же его укрощают и приучают лежать на зеленых пастбищах, не остается ничего, кроме послушного, трусливого, стадного и сочного животного. Такова теория управления.

Император Таро Тота - одна из важнейших алхимических карт; вместе с Ату II и III он входит в триаду Сульфура, Меркурия и Соли. Его руки и голова образуют треугольник, направленный вверх, а скрещенные ноги - крест. Эта фигура есть алхимический символ Сульфура. Сульфур - мужская энергия Вселенной, Раджас индийской философии. Это быстрая созидательная энергия, начальная стадия всего Бытия. Сила Императора есть обобщение отцовской силы; отсюда такие символы карты, как пчелы и лилии. Говоря о качествах этой силы, нужно отметить, что она представляет собой действие неожиданное, насильственное, но непостоянное Прилагаемая слишком долго, эта сила сжигает и разрушает. Отличайте ее от Творческой Энергии букв Алеф и Бет: эта карта находится уже ниже Бездны.

Император Таро держит скипетр, увенчанный головой барана (причина объяснена выше), и державу с мальтийским крестом; это означает, что его энергия успешно нашла выход, его правление установлено.

Есть здесь еще один важный символ. На щите изображен двуглавый орел, увенчанный малиновым диском. Он представляет золотую тинктуру алхимиков, в то время как белый орел его супруги Императрицы - лунное серебро. Наконец, отметим, что белый свет, ниспадающий на Императора, указывает на положение этой карты на Древе Жизни. Его власть исходит от Хокма, творческой Мудрости, Слова, и применяется к Тифарет, организованному человеку.

VI. Иерофант

Эта карта соответствует букве Вау, название которой означает «гвоздь». Девять гвоздей видны в верхней части карты таро Иерофант; они удерживают окно позади главной фигуры картины. Карта соотносится с Тельцом, поэтому трон Иерофанта окружен слонами, у которых тельцовская природа, а сам он фактически сидит на быке. Вокруг него - четыре животных, называемых Херувимами, - по одному в каждом углу карты. Это стражи любого святилища, но здесь их важность заключается прежде всего в том, что они указывают на одно конкретное таинство, на главную цель и сущность всякой магической работы - объединение микрокосма с макрокосмом. Поэтому окно призрачно, а перед Проявляющим Таинство видна гексаграмма, представляющая макрокосм. В ее центре находится пентаграмма с танцующим мальчиком. Она символизирует закон нового Зона Гора-Ребенка, сменившего Эон «Умирающего Бога», который правил миром две тысячи лет. На карте таро Иерофант изображена женщина с мечом; в иерархии нового Зона она представляет Багряную Жену. Этот символизм разрабатывается дальше в окне, где позади фаллического головного убора Иерофанта видна цветущая пятилепестковая роза.

Образы змея и голубя отсылают к стиху 57 из первой главы «Книги Закона»: «Есть любовь и любовь. Есть голубь, и есть змей».

С этим символом мы вновь встретимся в козыре под номером XVI.

Фон всей карты - темно-синий; это цвет звездной ночи Нуит, из чьей утробы рождаются все явления.

Телец, зодиакальный знак этой карты, сам по себе является Херувимом-Быком, то есть элементом Земли в самой сильной и уравновешенной форме

Этим знаком управляет Венера; ее представляет женщина перед Иерофан-том.

В главе III «Книги Закона» (стих 11) сказано: «Пусть женщина опояшется мечом передо мною». Эта женщина - Венера, и теперь она в Новом Зоне; она больше не является лишь сосудом для мужчины, но вооружена и воинственна. В этом знаке экзальтирована Луна; ее влияние представлено не только женской фигурой, но и девятью гвоздями.

В настоящее время невозможно объяснить эту карту во всех подробностях, ибо лишь дальнейший ход событий покажет судьбу нового потока посвящения. Сейчас Эон Гора, Ребенка. Хотя лицо Иерофанта кажется милостивым и улыбающимся, а сам Ребенок - счастливым в своей безнравственной невинности, трудно отрицать, что в выражении лица Посвятителя есть что-то таинственное и даже зловещее. Кажется, он радуется очень тайной шутке над кем-то Есть в этой карте что-то отчетливо садистское, и не случайно, поскольку ее сюжет берет начало в мифе о Пасифае, прототипе всех легенд о богах-Быках. Эти легенды сохранились в таких религиях, как шиваизм, и даже (после многочисленных искажений) в самом христианстве.

Символика Жезла необычна; три пересекающихся кольца на его вершине могут представлять три Зона - Исиды, Осириса и Гора. Верхнее кольцо отмечено багряным цветом Гора, а два нижних - зеленым цветом Исиды и бледно-желтым Осириса. И все эти цвета нанесены поверх темного индиго-цвета Сатурна, Владыки Времени. Ибо ритм Иерофанта таков, что он совершает движения лишь с интервалами в 2000 лет.

VI. Влюбленные (или братья)

Эта карта и ее близнец под номером XIV, «Искусство», - самые сложные и туманные из всех Ату. Каждый из символов карты таро Влюбленные сам по себе двойной, так что смысл ветвится, и объединить его можно только при помощи ряда свадеб, отождествлений и некоторой формы гермафродитизма.

Соответствия же карты таро Влюбленные - сама простота. Ату VI связан с Близнецами, управляемыми Меркурием, и с еврейской буквой Заин, название которой означает «меч». Поэтому на карте изображена Арка из Мечей, под которой происходит Королевская Свадьба. Меч - это прежде всего инструмент разделения. В интеллектуальном мире - а это мир масти Мечей - он представляет анализ. Эта карта вместе с Ату XIV составляет исчерпывающую алхимическую максиму: solveetcoagula.

Значение карты Таро Тота Алистера Кроули - это одна из самых фундаментальных карт. И это первая карта, на которой изображено более одной центральной фигуры. (Обезьяна Тота в Ату I - всего лишь тень.) В своей изначальной форме она рассказывала историю Творения.

«Есть ассирийская легенда о женщине с рыбой, и еще легенда о Еве и Змее - ведь Каин был дитя Евы и Змея, а не Евы и Адама, и поэтому, когда он покончил со своим братом (первым убийцей, приносившим живых существ в жертву своему демону), Каин получил начертание на чело его. Это «начертание Зверя», о котором говорится в Апокалипсисе102, и знак Посвящения. Пролитие крови необходимо, ибо Бог не слышал детей Евы, пока кровь не пролилась. И это внешняя религия; но Каин не говорил с Богом и не имел начертания на челе, и потому сторонились его все люди, пока он не пролил кровь. И эта кровь была кровью его брата. Это таинство шестого ключа Таро, который следовало бы называть не «Влюбленными», но «Братьями».

В центре карты таро Влюбленные стоит Каин; в его правой руке Молот Тора, которым он убил брата, весь обагренный кровью того. Левую же ладонь держит он открытой в знак невинности. На его правой руке - его матерь Ева; вокруг нее обвился змей, раскрывший свой капюшон позади ее головы. На левой же его руке - фигура, напоминающая индусскую Кали, но гораздо более соблазнительная. Однако я знаю, что это Лилит. А над ним - Великая Сигилла со Стрелой, направленной вниз и пронзающей сердце ребенка. Этот ребенок -Авель. Смысл данной части изображения неясен, но это правильный рисунок карты Таро и правильная магическая притча, из которой еврейские книжники, не имевшие полного Посвящения, выкрали свою легенду о Грехопадении и последующих событиях.» Очень важно то, что почти каждое предложение в этом фрагменте по видимости противоречит смыслу предыдущего.

Это потому, что противодействие всегда равно и противоположно действию. В мире интеллектуальном, где нет больших промежутков времени, и то, и другое происходит, или должно происходить, одновременно: формулирование любой идеи создает противоречащую идею почти в тот же самый миг. В любом тезисе содержится антитезис. Это необходимо для сохранения равновесия Вселенной. Эта теория уже объяснялась в обзоре Ату I, Фокусника, но теперь о ней вновь нужно упомянуть для истолкования данной карты.

Ключ – в том, что на этой карте изображено Сотворение Мира. Иерархи придавали этому секрету запредельное значение. Поэтому Посвященные, подготовившие Таро к использованию во время Зона Осириса, заменили изначальную карту, вышеописанную в фрагменте из «Видения и Голоса». Их заботило сотворение новой, их собственной, Вселенной, они были отцами Науки. Их методы работы, собирательно известные как Алхимия, никогда не были открытыми для публики. Интересно, что все достижения современной науки за последние пятьдесят лет дали разумным и образованным людям возможность задуматься о том, что наука в целом повернула назад, к алхимическим целям и (mutatis mutandis) методам.

К соблюдению секретности алхимиков вынуждала мощь преследовавших их церквей. Как бы яростно фанатики ни грызлись между собой, все они были равно озабочены тем, чтобы уничтожить новорожденную Науку, которая, как они инстинктивно понимали, должна была положить конец невежеству и слепой вере как основе их власти и богатства.

Тема этой карты – Анализ, за которым следует Синтез. Первый вопрос, задаваемый наукой, – «Из чего состоят вещи?» Ответив на него, она ставит следующий вопрос: «Как их переставить для нашей вящей пользы?» В этом - вся работа Таро.

Мужская фигура в Таро под капюшоном, занимающая центральную часть карты, - это другая форма Отшельника, который будет объяснен в Ату IX Сам же он, в свою очередь, - одна из форм бога Меркурия, описанного в Ату I. Этот муж плотно укутан в саван, как бы указывая на то, что первопричина вещей находится по ту сторону проявления и разума. (Как известно, в самом конечном счете возможны только две операции - анализ и синтез.) Он стоит в Знаке Входящего, как бы испуская таинственные силы творения Вокруг рук его обвит свиток, указывающий на Слово, которое есть и его сущность, и его послание. Но Знак Входящего - это еще и Знак Благословения; таким образом, действие этого персонажа карты является празднованием Герметической Свадьбы. За ним видны фигуры Евы, Лилит и Купидона. Эта символика включена для того, чтобы сохранить в какой-то степени изначальную форму карты и показать ее непрервавшуюся связь с прошлым. На колчане Купидона начертано слово «Телема», которое есть Слово Закона. Стрелы же его суть диап1ат Воли. Таким образом показано, что эта фундаментальная формула магической работы, анализа и синтеза, сохраняется из Зона в Зон.

Теперь можно обратиться и к самой Герметической Свадьбе. Эта часть карты в упрощенном виде передает содержание «Химической Свадьбы Христиана Розенкрейца», шедевра слишком длинного и многословного, чтобы с пользой цитировать его здесь. Скажем лишь, что сущность анализа - непрерывный маятник противоречивых идей. Это глиф двойственности. Царственные персоны, изображенные на карте, - это Черный Король, или Король-Мавр, в золотой короне и Белая Королева в короне из серебра. Его сопровождает Красный Лев, ее - Белый Орел.Это символы мужского и женского принципов Природы; таким образом, они, на разных стадиях проявления, - Солнце и Луна, Огонь и Вода, Воздух и 3емля В химии они фигурируют как кислоты и щелочи или (на более глубоком уровне) металлы и неметаллы, если употреблять эти понятия в самом широком философском смысле и включить в первое водород, а в последнее кислород. В том смысле фигура под капюшоном представляет протеический элемент углерод, семя всякой органической жизни.

Дальнейшие символы мужского и женского - регалии Короля и Королевы; он держит Священное Копье, а она - Святой Грааль; их свободные руки соединены, как при свадебной церемонии. Регалии поддерживают два ребенка-близнеца, причем в перекрестном положении: белый держит не только Чашу, но и розы, черный же, держась за отцовское Копье, имеет при себе дубинку -равнозначный символ. В самом низу - плод Свадьбы в примитивной и при этом составной форме: крылатое Орфическое яйцо. Это яйцо представляет собой сущность жизни, появляющейся благодаря этой формуле мужского и женского. Оно продолжает символизм Змеев, которыми вышита мантия Короля, и Пчел, украшающих одеяние Королевы. Яйцо серое - в нем смешиваются белое и черное; это означает сотрудничество трех Вышних Древа Жизни. Цвет Змея -пурпурный, соответствующий Меркурию в Шкале Королевы; подразумевается влияние этого бога, проявленного в Природе. Крылья имеют малиновый оттенок, соответствующий (в Шкале Короля) Бина, Великой Матери. Итак, в этом символе содержится полный глиф равновесия, необходимого для начала Великого Делания. Но последняя тайна еще не разрешена. Замысел создания жизни совершенен, но природа этой жизни еще сокрыта. Она может принять любую форму из возможных, но какую именно? Это зависит от воздействий во время беременности.

Фигура, парящая в воздухе, представляет некоторую трудность. Традиционно ее истолковывают как Купидона, причем не совсем понятно, какое отношение Купидон может иметь к Близнецам.

Рассмотрение положения соответствующего пути на Древе Жизни ничего нам не дает, поскольку Близнецы ведут от Бина к Тифарет. Итак, Купидон создает целую проблему. Римское божество обычно представляет собой более материальный аспект того греческого божества, от которого оно произошло, - в данном случае Эроса. Эрос - сын Афродиты, а отцом его по разным преданиям был Арес, Зевс или Гермес, то есть Марс, Юпитер или Меркурий. Внешний вид Купидона на этой карте заставляет предположить, что его настоящий предок - Гермес; его вообще не так уж легко отличить от юного Меркурия, ибо они оба своенравны, безответственны и любят подшучивать. Но у данного образа есть особенные черты: лук и стрелы в золотом колчане (иногда Купидона изображают с факелом), золотые крылья и повязка на глазах. Поэтому может оказаться, что он представляет разумную (и в то же время бессознательную) волю души объединиться со всем и вся, как уже объяснено в общей формуле относительно агонии разд елейности.

В алхимической символике фигуре Купидона не придается какого-то особого значения. Но в каком-то смысле он -источник всякого действия, либидо для выражения Нуля через Два. С другой стороны, его можно рассматривать как интеллектуальный аспект влияния Бина на Тифарет, ибо в одной из традиций название этой карты - «Дети Голоса, Оракул Могущественных Богов». С этой точки зрения Купидон - символ вдохновения, нисходящего на фигуру в капюшоне, которая в данном случае есть пророк, управляющий соединением Короля и Королевы. Стрела Купидона представляет духовный разум, необходимый для алхимических операций, а не просто жажду выполнять их С другой стороны, стрела - это символ направления, и поэтому вполне уместно греческое слово «Телема» на колчане. Нужно заметить, что знак противоположной карты - Стрелец, то есть Лучник, но такая фигура не присутствует в Ату XIV ни в какой форме. Эти две карты дополняют друг друга и их нельзя изучать по отдельности, если желательно полное толкование.

VII. Колесница

Эта карта Таро Тота Алистера Кроули представляет первый энергичный натиск этого элемента. Еще он соответствует пути, ведущему от Великой Матери Бина к Гебура, и, таким образом, влиянию Вышних, нисходящему сквозь Завесу Воды (то есть кровь) на энергию человека. Таким образом, Рак вдохновляет и тем самым дополняет Иерофанта, который, по другую сторону Древа Жизни, направляет вниз огонь Хокма. На рисунок настоящей карты очень повлиял Козырь, изображенный Элифасом Леви." Балдахин Колесницы имеет цвет Бина - синий, как ночное небо. Поддерживающие его столбы суть четыре столпа Вселенной, режим Тетраграмматона. Алые колеса представляют изначальную энергию Гебура, вызывающую вращательное движение.

Толкование карты Таро Тота: В Колесницу впряжены четыре сфинкса, составленные из частей четырех Херувимов: Быка, Льва, Орла и Человека - мужской фигуры в Таро. Их части перемешаны, и потому вся композиция представляет шестнадцать субэлементов. Колесничий одет в янтарного цвета доспехи, уместные для этого знака. Он скорее восседает на колеснице, как на троне, чем управляет ею, поскольку вся система движения совершенно сбалансирована. Его единственная функция - держать Святой Грааль.

На его панцире видны десять Звезд Ассия, наследие небесной росы его Матери. На гребне его шлема сидит краб, символ зодиакального знака. Забрало шлема опущено, ибо никто из живых не может видеть его лицо. По той же причине ни одна из частей его тела не обнажена. Рак - это дом Луны; таким образом, эта карта в чем-то аналогична карте Верховной Жрицы. Но, кроме того, в Раке экзальтирован Юпитер, и это заставляет нас вспомнить о карте Фортуны (Ату X), связанной с Юпитером. Главная деталь карты находится в центре - это Святой Грааль. Он имеет цвет Юпитера, чистый аметистовый, но формой напоминает Луну и Великое Море Бина. В центре чаши видна сияющая кровь - подразумевается духовная жизнь, свет во тьме. Испускаемые ею лучи вращаются, чем подчеркивается юпитерианский элемент в символе.

VIII. Регулирование

В старой колоде Таро Тота Алистера Кроули эта карта называлась Справедливостью Это слово не имеет никакого смысла, кроме чисто человеческого и потому относительного; следовательно, его нельзя считать одним из фактов Природы. Согласно любой теологической или этической системе, Природа не справедлива: она точна. Эта карта соответствует знаку Весов, управляемому Венерой. В нем экзальтирован Сатурн. Таким образом, ее символ - всеобщее равновесие. Это финальное урегулирование формулы Тетраграмматона, когда Дочь, освобожденная браком с Сыном, восходит на трон Матери; так она наконец '"пробуждает древность Отца Всего»'".

Однако как высший символ, символ за пределами всяких планетарных и зодиакальных соображений, эта карта является женским дополнением к Дураку, ибо буквы Алеф и Ламед составляют тайный ключ к «Книге Закона», а это - основание полной каббалистической системы, которая глубже и тоньше, чем любая другая. Детали этой системы еще не раскрыты. Но, тем не менее, было сочтено правильным намекнуть на ее существование, уравняв рисунки этих двух карт. Итак, Богиня изображена танцующей и напоминающей Арлекина не только потому, что Весы - знак Венеры, но и потому, что она - партнерша Дурака. Мы видим молодую стройную женщину, балансирующую на носках. Она увенчана страусовыми перьями Маат, египетской богини Справедливости, а на лбу ее - змей Урей, Владыка Жизни и Смерти. Она в маске, а выражение лица демонстрирует тайное внутреннее удовлетворение ее господством над любым элементом неравновесия во Вселенной.

Это состояние символизируется Магическим Мечом, который она держит двумя руками, и весами, в сферических чашах которых она взвешивает Вселенную: Альфа-Начало полностью уравновешивается Омегой-Концом"2. Это Судья и Свидетели"3 Страшного Суда; Свидетели, в частности, символизируют тайный курс суда, когда весь текущий опыт впитывается, превращается и, наконец, передается, благодаря действию Меча, в дальнейшее проявление. Все это происходит в образуемом женской фигурой ромбе, в котором скрывается vesicapiscis; именно через него утонченный и отрегулированный опыт переходит в свое следующее проявление.

Женская фигура балансирует перед троном, составленным из шаров и пирамид (их число - четыре, что символизирует Закон и Ограничение), которые поддерживают такую же, как и она сама, беспристрастность, но на совершенно безличном плане. Они образуют рамки, в которых происходят все действия. За их пределами, в углах карты, изображены уравновешивающие друг друга сферы света и тьмы, а лучи, исходящие от этих сфер, образуют занавес; это взаимодействие всех тех сил, которые Регулирование суммирует и о которых принимает решение. Следует погрузиться глубже в философию; этот Козырь изображает Женщину Удовлетворенную. Равновесие несовместимо с любыми индивидуальными предрассудками; поэтому во Франции эта карта должна бы называться justesse. Природа скрупулезно точна. Нельзя уронить булавку, не вызвав соответствующей реакции на каждой звезде. Даже такое действие нарушает равновесие Вселенной.

IX. Отшельник

Эта карта соответствует букве Иод, название которой означает «рука». Поэтому рука, которая по преимуществу является орудием, или инструментом, видна в самом центре картины. Буква Йод - основа всех других букв еврейского алфавита, которые суть лишь комбинации ее различных форм. Йод - первая буква Тетраграмматона, символизирующая Отца, который есть Мудрость; он - высшая форма Меркурия, Логос, Создатель всех миров. Соответственно, его представитель в физической жизни - сперматозоид; вот почему карта носит название «Отшельник». Значение карты Таро Тота Алистера Кроули: сама фигура Отшельника напоминает букву Йод, а цвет его одежды - это цвет Бина, в которой он вынашивается. В руке он держит Лампу, в центре которой - Солнце, изображенное похожим на Сигиллу великого Царя Огня (Йод - это тайный Огонь). Кажется, что он созерцает орфическое яйцо зеленоватого цвета - возможно, даже поклоняется ему, поскольку оно обозначает Вселенную. Змея, обвивающая яйцо, многоцветна; это указание на радужную переливчатость Меркурия. Ибо он не только творит, но и является флюидической сущностью Света, то есть жизни Вселенной.

Таким образом, высшим символическим значением этой карты является Плодовитость в самом возвышенном смысле, и это отражается в соотнесении карты со знаком Девы, представляющим другой аспект того же качества. Дева - знак земной и ассоциирующийся с Зерном, поэтому фоном карты служит пшеничное поле. Дева представляет низшую, самую восприимчивую, самую женственную форму Земли и образует кору над Гадесом. Знак Девы не только управляется Меркурием - Меркурий в нем и экзальтирован. Сравните с Десяткой Дисков и вспомните общую доктрину о том, что кульминация Нисхождения в Материю является сигналом к возрождению в Духе.

Это Формула Принцессы, и так осуществляется Великое Делание. Эта карта заставляет вспомнить легенду о Персефоне, и в ней содержится учение. В Меркурии сокрыт свет, равно проницающий все части Вселенной; один из титулов Меркурия - Психопомп, проводник душ через низшие сферы. На эти качества указывает его змеиный жезл, фактически вырастающий из Бездны; это сперматозоид, развившийся как яд и проявляющий зародыш. За Меркурием следует усмиренный им Цербер, трехглавый Адский Пес В этом Козыре показана вся мистерия Жизни в ее самых тайных трудах. Иод = Фаллос = Сперматозоид = Рука = Логос = Дева. Это не просто Эквивалентность, но совершенное Тождество Пределов, Проявления и Метода.

X. Фортуна

Эта карта Таро Тота Алистера Кроули соответствует планете Юпитер - «Большой Фортуне» в астрологии - и букве Каф, название которой означает «ладонь». Согласно одной из традиций, по линиям на ладони можно читать судьбу человека. Было бы слишком узко считать Юпитер доброй судьбой; он представляет элемент удачи. Невычислимый фактор. Эта карта представляет Вселенную в ее постоянно меняющемся аспекте. Вверху - звездная твердь. Форма звезд кажется искаженной, хотя они уравновешены: некоторые сияют, другие - темные. От них через твердь прорываются молнии, сбивающие ее в массу синих и фиолетовых «перьев». Посреди всего этого подвешено колесо с десятью спицами, соответственно числу Сефирот и номеру Сефиры Малкут, управляющей физическими делами.

На колесе видны три фигуры: вооруженная" мечом Сфинкс, Германубис и Тифон; они символизируют три формы энергии, управляющие движением феноменов. Природа этих качеств требует тщательного описания. В индусской системе есть три Гуны - Саттва, Раджас и Тамас. Слово Гуна непереводимо. Это не просто элемент, качество, форма энергии, фаза или потенция; все эти понятия входят в понятие Гуны. Все качества, которые только можно приписать чему бы то ни было, можно отнести к одной или более из этих Гун. Тамас - это тьма, инерция, лень, невежество, смерть и тому подобное; Раджас - это энергия, возбуждение, огонь, сияние, беспокойство; Саттва - покой, разумность, ясность и равновесие. Они соответствуют трем главным индусским кастам.

Один из важнейших афоризмов индусской философии гласит: «Гуны вращаются». Это означает, что, согласно доктрине постоянных перемен, ничто не может вечно оставаться в любой фазе, где доминирует одна из Гун; какой бы плотной и тупой вещь ни была, настанет время, когда она придет в движение. Окончанием усилия и наградой за него является состояние ясного спокойствия, но и оно в конце концов погрузится в изначальную инертность.

В европейской философии Гуны представлены тремя качествами: Сульфуром, Меркурием и Солью, о которых мы уже говорили при обсуждении Ату I, III и IV. Но в этой карте соответствия немного иные. Сфинкс состоит из четырех Херувимов, показанных в Ату V: быка, льва, орла и человека. Они соответствуют четырем магическим добродетелям: Знать, Желать, Сметь и Молчать*Это те же четыре элемента, которые, суммируемые в пятом, Духе, образуют Пентаграмму Соответствующая магическая добродетель - 1ге, Идти. «Идти» - это знак Божества, как мы уже объясняли, говоря о ремне от сандалии, или Анх, или Стих Апза1а, который идентичен астрологическому символу Венеры, охватывающему все Сефирот.

XI. Повешенный

Эта карта, связанная с буквой Мем, представляет элемент Воды. Пожалуй, лучше было бы сказать, что она представляет духовную функцию воды в организационной структуре посвящения; это крещение, которое также является смертью. В Зоне Осириса данная карта представляла высшую формулу адептства, ибо фигура утопленного или повешенного человека обладает особым смыслом. Ноги человека перекрещены так, что правая образует прямой угол с левой, руки же вытянуты под углом 60 градусов, составляя таким образом равносторонний треугольник. Это дает нам символ Треугольника, увенчанного Крестом, изображающий нисхождение света во тьму для ее искупления. Вот почему у головы и конечностей видны зеленые диски: зеленый, цвет Венеры, означает Милость. Воздух над водой также зеленый, пронизанный лучами белого света Кетер. Вся фигура подвешена к кресту Анх (это одна из форм Розы и Креста), и вокруг левой ступни обвивается Змей, творец и разрушитель, управляющий всякими переменами. (Это будет видно из следующей карты.)

Стоит отметить, что по мере проявления искупающего элемента он явно становится темнее и плотнее; но зеленый - это цвет Венеры, цвет надежды, скрытой в любви. Все это связано с формулой Розы и Креста, уничтожения «я» в Возлюбленном как условия продвижения вперед. В низшей тьме смерти начинает шевелиться змей новой жизни. Прошлый Зон, Зон Осириса, прошел под знаком Воздуха, который нельзя назвать недружественным по отношению как к Воде, так и к Огню. Отличительной чертой того периода был компромисс. Но теперь, под властью Огненного владыки Зона, водный элемент (когда речь идет о воде под Бездной), определенно враждебен, если только противоположность не является правильной противоположностью, подразумеваемой при свадьбе. Но в этой карте Таро Тота Алистера Кроули единственный вопрос - «искупление» потопленного элемента, и потому все обращено вспять. Эта идея жертвы, подвергнутая окончательному анализу, оказывается ложной.

В этой карте есть какая-то странная, незапамятная, отжившая красота. Это карта Умирающего Бога; в настоящей колоде она лишь играет роль кенотафии. Она говорит: «Если когда-нибудь дела опять пойдут плохо, если снова наступят Темные Века, вот как можно будет все исправить». Но если что-то нужно исправлять, это значит, что оно очень искривлено. Главнейшей целью мудрого должно быть избавление человечества от этой наглости самопожертвования, от этого бедствия целомудрия; веру должна убить уверенность, целомудрие должно погибнуть от экстаза.

XVIII. Луна

Восемнадцатый Козырь Таро Тота Алистера Кроули соответствует букве Коф, а в Зодиаке – Рыбам. Он называется «Луна».

Рыбы – последний из Знаков; он представляет последнюю стадию зимы. Его можно назвать Вратами Воскресения (название буквы Коф означает «затылок» и связано с возможностями мозжечка). В системе старого Зона Солнце воскресало не только от зимы, но и от ночи; и эта карта символизирует полночь.

«Утро прорастает в полночь» – писал Ките[146]. Поэтому в нижней части карты, под водой отвратительных оттенков, показан священный Жук, египетский Хефра, несущий в своих челюстях Солнечный Диск. Это тот Жук, который проносит Солнце Молчащее сквозь мрак Ночи и горечь Зимы.

Ландшафт над поверхностью воды непривлекателен и зловещ. Мы видим некую тропу или реку серного цвета с примесью крови, выходящую из пропасти между двумя бесплодными горами; девять капель нечистой крови в форме букв Йод падают на нее с Луны.

Луна, причастная и к высшему, и к низшему и наполняющая все в промежутке между ними, – самая универсальная из Планет. В своем высшем аспекте она является Связующим Звеном между человеческим и божественным, как показано в Ату II. В настоящем же Козыре, представляющем ее низший аватар, она соединяет земную сферу Нецах и Малкут, кульминацию всех высших форм в материи. Это убывающая луна, луна колдовства и отвратительных деяний. Она – ядовитая тьма как условие возрождения света.

Этот путь охраняется Табу. Луна – нечистота и колдовство. На холмах стоят черные башни безымянной тайны, страха и ужаса. Все предрассудки, мертвые предания и наследственные отвращения соединяются, чтобы затмить ее лик перед глазами людей. Чтобы ступить на эту тропу, требуется непобедимое мужество. Жизнь здесь непостижима и обманчива. Огненное чувство наталкивается на препятствие. У луны нет воздуха. Рыцарь в своем поиске вынужден полагаться на три низших чувства: осязание, вкус и обоняние. Такой свет, который возможен здесь, смертоноснее, чем тьма, и тишину ранит вой дикого зверья.

К какому богу взывать нам о помощи? Это Анубис, страж сумерек, бог таро на пороге, бог-шакал Хема147, в своей двойной форме стоящий между Путями. У его стоп, настороже, ждут сами шакалы, готовые пожрать туши тех, кто не видел Его или не знал Его Имени. Это порог жизни; это порог смерти. Все сомнительно, все таинственно, все пьянит Это не благотворное, солнечное опьянение Диониса, но страшное безумие пагубных наркотиков; опьянение чувств после того, как разум был отменен ядом сей Луны. Это то самое, что написано об Аврааме в «Книге Начала»148: «Напал на него ужас и мрак великий»149 Нам напоминают о ментальном эхо бессознательной реализации, о той высшей несправедливости, которую мистики постоянно прославляли в своих рассказах о Темной Ночи Души. Но лучшие люди, люди настоящие никогда не говорят об этом такими словами. Какие бы ужасы ни терзали душу, какие бы гнусности ни отвращали сердце, какие бы страхи ни нападали на разум, ответ один и тот же на каждой стадии: «Как великолепно это Приключение!»

XIX. Солнце

Эта карта изображает, говоря языком геральдики, «Солнце с изображением розы на горе верт». Это одна из самых простых карт; она представляет Херу-ра-ха, Владыку Нового Эона, проявляющегося для человеческого рода как Солнце духовное, моральное и физическое. Он Владыка Света, Жизни, Свободы и Любви. Целью этого Эона является полное освобождение человечества. Роза символизирует расцвет солнечного влияния. Вдоль краев картины мы видим знаки Зодиака в их нормальном положении: Овен восходит на востоке и так далее. Свобода приносит здравомыслие. Зодиак - это своего рода детское изображение тела Нуит, дифференциация и классификация, избранный ремень, один из поясов Нашей Владычицы бесконечного пространства. Удобство описания извиняет механизм. Зеленый холм представляет плодородную почву, а его форма - так сказать, устремление к небесам. Но вершина холма окружена стеной, указывающей на то, что устремление Нового Зона не означает отсутствия контроля. Перед стеной мы видим двух детей, которые (в той или иной форме) так часто встречались нам в символике Таро. Они представляют мужское и женское, вечно юное, бесстыдное и невинное. Они танцуют в свете и при этом пребывают на земле. Это символ новой стадии, ожидающей человечество, в которой полная свобода есть и причина, и следствие нового притока солнечной энергии на землю. Отменены ограничения таких идей, как грех и смерть в их старом смысле. У ног детей - самые священные знаки старого Зона, сочетание Розы и Креста. Они уже поднялись над этими символами, но и все еще опираются на них.

Значение карты Таро Тота Алистера Кроули: она символизирует расширение идеи Розы и Креста. Крест теперь расширился и стал Солнцем, от которого, конечно же, он изначально и произошел. У него двенадцать лучей - это число не только знаков Зодиака, но и самого священного титула самых святых Древних: Хуа. (Слово ХУА, «он», имеет числовое значение.) Исчезло ограничение мирского закона, который всегда ассоциируется с числом четыре. Нет больше четырех концов Креста, ограниченного законом; созидательная энергия Креста распространяется свободно; его лучи во всех направлениях пронзают тело Нашей Владычицы Звезд.Что же касается стены, то нужно отметить, что она полностью охватывает кольцом вершину холма. Этим подчеркивается, что формула Розы и Креста все еще действенна в земных делах. Но теперь существует тесный и четкий союз с небесным, чего не было раньше.Также очень важно заметить, что формула Розы и Креста (на которую указывает опоясанный стеною холм) огненно переменилась, «в чудо - клады превратилась»; ибо холм - зеленый, хотя по идее должен быть красным, а стена- красная, хотя по идее должна быть зеленой или синей. Подразумевается, что одним из великих достижений Нового Зона должно стать разрешение, простое и непредвзятое, грозных проблем, вызванных ростом цивилизации.

Человек слишком далеко ушел от социальной системы, хотя это и не была система, пещерных людей, от первобытного понятия собственности в человеческой плоти. Человек слишком далеко ушел от грубой анатомической классификации души любого данного человеческого существа; и, как следствие, очутился в ужасном болоте психопаталогии и психоанализа. Тяжелы и утомительны предубеждения народа, морально появившегося на свет за 25000 лет до нашей эры. Во многом по причине своей несгибаемости люди родились под другим духовным законом; их не только преследуют предки, но и смущает их собственная неуверенность в точке опоры. Задача пионеров Нового Зона - исправить это.

XX. Эон

В этой карте необходимо было полностью уйти от традиции Таро, чтобы эту самую традицию сохранить. Старая карта называлась «Ангел» или «Страшный Суд». На ней изображался Ангел, или Посланник, трубящий в фанфару, к которой был привязан флаг с символом Зона Осириса. Под ним раскрывались могилы и восставали мертвецы. Их было трое. У среднего из них руки были подняты и согнуты под прямым углом в плечах и локтях, как бы образуя букву Шин, связанную с Огнем. Соответственно, карта изображала разрушение мира Огнем. Это разрушение произошло в 1904 году по общей хронологии, когда огненный бог таро Гор занял место Иерофанта на востоке вместо воздушного бога Осириса. И в начале этого нового Зона уместно изложить послание ангела, принесшего весть о нем на Землю. Итак, новая карта должна быть адаптацией Стелы Откровения.

Вокруг всей верхней части карты тянется тело Нуит, звездной богини, символа неограниченных возможностей. Ее супруг - Хадит, вездесущая точка зрения, единственная философски основательная концепция Реальности. Он изображен как огненный шар, представляющий вечную энергию; крылья шара демонстрируют его силу Идти. От брака этих двоих рождается дитя-Гор. Здесь он, однако, известен под особым именем, Херу-ра-ха. Это двойной бог таро: его экстравертная форма - Ра-хур-хуит, а пассивная, или интровертная - Хур-па-краат. По характеру он солнечный бог и поэтому показан приходящим в золотом свете. Весь этот символизм подробно объяснен в «Книге Закона». Кстати, следует отметить, что имя Херу тождественно Хру, имени великого Ангела, поставленного над Таро. Наше новое Таро поэтому можно считать серией иллюстраций к «Книге Закона»; все они пропитаны учением этой книги.

XXI. Вселенная

Первой и наиболее очевидной характеристикой данного козыря Таро Тота Алистера Кроули является то, что он стоит в самом конце и, таким образом, дополняет Дурака. Ему соответствует буква Тау. Итак, обе эти карты составляют слово «Ат», что означает «Сущность». Вся реальность, следовательно, представляет собой переход от первой буквы к последней. Началом было Ничто; поэтому концом тоже должно быть Ничто, но Ничто в его полном расширении, как уже объяснялось ранее. В качестве основы такого расширения было выбрано число 4, а не 2, - отчасти, несомненно, просто для удобства, чтобы расширить «мир дискурса»155, отчасти же для подчеркивания идеи ограничения.

Название буквы Тау означает «крест», то есть расширение, распространение; и это расширение виделось четырехсторонним, поскольку так удобнее строить вращающийся символ Тетраграмматона. В случае числа 2 единственным исходом может быть возвращение к единству или к негативному; двойка не может быть удобным символом никакого непрерывного процесса. Четверка же поддается не только жесткому расширению в факты природы, но и преодолению пространства и времени посредством постоянных самовозмещающих перемен. Буква Тау соответствует Сатурну, самой внешней и самой медленной из семи священных планет, обладающей качествами инертности и тяжести; поэтому с данным символом соотнесли элемент Земли. Для примитивного мышления было достаточно трех исконных элементов - Огня, Воздуха и Воды; Земля и Дух были добавлены позже, и их нет среди изначальных Путей системы «Сефер Йецира». Мир Ассия, мир материальный, упоминается лишь как «подвеска» к Древу Жизни.

Таким же образом и элемент Духа приписывается букве Шин в качестве дополнительного украшения; таким же образом и Кетер соотносят с верхним острием буквы Йод в Тетраграмматоне. Нужно всегда различать символы философской теории и основанные на них более проработанные символы, необходимые для практической работы. Сатурн и Земля обладают определенными общими качествами. Это тяжесть, холод, сухость, неподвижность, инертность и т. п. При этом Сатурн появляется в Шкале Королевы, шкале Наблюдаемой Природы, как черный цвет, соответствующий Сефире Бина.

Оцените статью:
Рейтинг: 5 (Голосов: 14)

Комментарии

Добавить комментарий

Поля отмеченные * обязательны.

Если не можете разобрать код, нажмите на него. Картинка будет заменена.
 
ПРОВЕРЬТЕ СЕБЯ ОНЛАЙН

Загрузка...

ПОПУЛЯРНЫЕ ТЕСТЫ


ЧТО ПОЧИТАТЬ