Как защититься от нечисти и нежити

В народных верованиях, практикуемых человечеством, значительную часть составляют чисто прикладные, в том числе и связанные со способами противостояния всевозможной нечисти и нежити. Среди чисто российских народных средств первое место традиционно занимают поминание Бога, молитва, молебен, благословение, крест, Библия. Они спасают от происков леших, кикимор, покойников.

В некоторых случаях помогает несусветная ругань: ведьмы и кикиморы лишаются способности вредить, если их круто обругать, - автор не раз сам был тому свидетелем при посещении "нехороших" квартир. Бывало, что все мыслимые и немыслимые средства уже испробованы, а шумный дух все продолжает проказничать: возникают самовозгорания, в самых неподходящих местах появляются лужи воды, из кастрюли с борщом хозяйка половником извлекает старую подметку...

Вышедший из себя хозяин, иногда и обремененный ученой степенью, наконец-то решает использовать последнее из рекомендованных ему сердобольными, но "отсталыми", с его высоконаучной точки зрения, соседками, что еще недавно жили в деревне. Он принимает грозную позу и вначале стеснительно, а затем все более входя в роль, начинает изрыгать потоки крутой ругани в адрес обычно невидимого проказника. Потом обессиленно умолкает, испытывая изрядное смущение. И - все прекращается!

Защита дома от нечисти

А вот как выглядит та же самая ненаучная процедура в исполнении коренного деревенского жителя:

"...Пробудилась я. Пробудилась, гляжу: возле бочки стоит девочка! Вот така стоит девочка!

  • Тут кто, - говорит, - спит, мальчик или девочка?

Я молчу лежу. Она второй раз:

  • Тут кто, - говорит, - спит, мальчик или девочка?

Я молчу. Третий раз:

  • Тут кто лежит, девочка или мальчик? Счас задавлю! - И раз на меня!

Я - ни вздохнуть, ни охнуть. Ни туда ни сюда. Не могу, никак не могу. Че такое? Я никак. Крутилась-крутилась, крутилась-крутилась. Но, вспомнилось мне: надо материться, по матушке надо сказать, вот так. Я хочу сказать - никак не могу сказать. Но, сказала. Она соскочила с меня..." (Из В. П. Зиновьева).

Способ защиты при встрече с покойником

В некоторых случаях человека при встрече с покойником выручает самая обыкновенная хитрость:

"У одной женщины был мужик, и он скоро умер. Она долго горевала, как будет жить одна, справляться с хозяйством без него. И стал ходить к ней муж помогать. Она стала потихоньку худеть. Соседка спрашивает:

  • Ты чего, девка, думаешь все о муже?

И женщина рассказала ей, что муж все время приходит. И бабушка научила:

  • Ты сядь на порог, распусти волосы, сиди чешись и щелкай семечки. И он будет спрашивать: "Что ты ешь?" - отвечай: "Воши".

Так женщина и сделала. Когда она все это сказала, он плюнул и перестал к ней ходить". (Из В. П. Зиновьева).

Связь между призраком и человеком

Прежде чем перейти к еще одному, противоречащему "здравому смыслу", народному способу изничтожения нечисти, стоит напомнить, что между призраком и человеком существует какая-то очень глубокая связь. Она более выражена между призрачным двойником и оригиналом и несколько менее - между привидением и очевидцем. Но если последнему является призрак усопшего, то очевидец функционально становится как бы его оригиналом, поскольку фантом тогда формируется почти исключительно за счет эктоплазмы очевидца. В случаях наблюдаемых в быту привидений эта связь не всегда проявляется достаточно наглядно; ее можно распознать по симптомам, характерным для биовампиризма. Напротив, в случаях магнетических и особенно медиумических материализации фантомов связь последних с магнетизируемым или медиумом всегда очень четко выражена: любое внезапное резкое и достаточно сильное чисто физическое воздействие, приложенное к фантому, немедленно отзывается на магнетизируемом или медиуме, ведь фантом и человек в этом случае образуют как бы нечто единое! И самое главное: все наносимые призраку "телесные увечья" тут же передаются магнетизируемому или медиуму.

Борьба с тенью оборотня

А теперь познакомимся с бытующим во многих странах "магическим" способом обороны от призрачных напастей, якобы насылаемых - что особенно важно - реальными, живыми людьми с необычными способностями (колдуны, ведьмы, шаманы и пр.). Способ же заключается в том, чтобы бить по тени оборотня, то есть по тени, фантому человека, их напустившего. А тот, кто практикует подобное злодеяние, чтобы остаться неузнанным, придает своей "тени" образ сороки, свиньи, собаки, кошки, кобылы, медведя, волка, змеи и даже - предмета (!). Существенно, что рекомендация бить по тени оборотня возникла задолго до того, как аналогичные результаты были наглядно продемонстрированы в процессе магнетического и особенно медиумического фантомогенеза. И еще одно замечание: способ рекомендован только для борьбы с порожденной человеком нечистью, для нежити (покойник, леший, кикимора и пр.) более действенны молитва, ругань, хитрость - нежить живет своим "умом", нечисть же выполняет замысел того, кто ее породил, это как бы автомат с заданной программой, не подвластной чужим эмоциям, ругани и хитрости.

Вот как согласно быличкам происходит этот примечательный бой с тенью оборотня:

"...В их деревне жили мать с дочерью. Дочери годов восемнадцать было, а матери под шестьдесят - худенька такая, горбатенька. И вот они ночами жили в пещерах, в скалах, а днем дома. Превращались в птиц страшных и нападали на людей. Напугали раз его сестру, Анной звали. Дак вот, один старик его научил:

  • Ось снимай с передка, а как они свиньей или птицами побегут, бей в тень.

Он так и сделал. Утром пошли, а у нее, у матери, все расшиблено". (Из Б. П. Зиновьева).

Быличку эту рассказал житель города Нерчинска Читинской области Федот Федорович Колмаков 1902 года рождения. А сам в свою очередь услышал от одного старика в 1924 году. Записана же быличка в 1969 году.

Как черные маги создавали призраков

Подобное же поверье существует и в Исландии. О нем сообщает Р. Мазелло в книге "Падшие ангелы... и духи тьмы". В разделе "Послания" он пишет: "Исландский фольклор приводит много примеров того, как люди, превосходно владеющие черной магией, могли сами создавать призраков... или так называемые "послания". Они назначались для совершения убийства. Вот история, которая иллюстрирует их намерения.

За симпатичной вдовой, живущей на ферме, ухаживало много мужчин из поселка, но она не собиралась выходить замуж. Получив отказ, все, кроме одного известного в округе колдуна, смирились, а тот, обидевшись, затаил злобу.

Однажды летним днем вдова готовила ужин для рабочих фермы. Зайдя в кладовую, она вдруг почувствовала себя странно и, оглянувшись, увидела, как по стене ползет черная тень с белым пятном в центре. Женщина поняла, что это "послание" колдуна, и ударила кухонным ножом в это белое пятно - единственное уязвимое место. Тень моментально исчезла, а вместе с ней пропал и нож. Только на следующее утро, выйдя во двор, вдова обнаружила свое оружие - нож лежал воткнутым в человеческую кость".

Согласно былинкам помогает и стрельба по тени (фантому) оборотня:

"Потом случай был... Бабушка рассказывала. Она шла, и вот видит она: ну, птица кака-то летит и все за ими. И вот раза три... А потом отец ее вышел, и вместе он с ней пошел, с бабушкой, и в нее выстрелил. Чувствует, что он в нее попал, в эту птицу, она не падат, ниче... А потом бабушка пришла, дряхла кака-то бабушка. И это... короче, он в тень-то выстрелил - она упала, птица-то (по земле тень-то идет...). Они наутро пришли, значит, к соседке. А у нее рука перевязана и на ноге че-то, но, в общем, кровь. Бабушка спросила (она уже старуха, ей девяносто было):

  • Ну, че у тебя рука-то?
  • Да я вчера упала, - говорит, - но, зашиблась просто.

А потом это... - бабушка рассказыват, - мы пошли подсматривать (ну, ее не стало, птицы-то, ниче), у ней ставни закрыты и шторки там. Мы ставень один открыли и смотрим: а у ней видно, что выстрелено было, прострелено дробью, рука прострелена, нога... Она как раз перевязывалась, примочки там делала". (Из В. П. Зиновьева).

Эту быличку в 1976 году рассказал житель села Газимуровский Завод Газимурозаводского района Читинской области Виктор Константинович Кузнецов 1952 года рождения.

Способы борьбы и защиты от домового

А вот в отношении такой нежити, как домовой, способы борьбы практически отсутствуют, и понятно почему: главное назначение этого персонажа народной демонологии - охранять человека, а не вредить ему: он помогает по хозяйству, отводит беду, общается с людьми, предсказывает будущее, дает советы. За непослушание же, за нарушение обычаев наказывает. Иногда шалит и даже вредит, но его можно задобрить, надо только понять, что ему надо. Бывает, встреча с домовым даже подсказывает человеку правила безопасности при столкновении с нежитью:

"Лежит женщина одна ночью и слышит, что прядет кто-то. Посмотрела: она сидит, суседка, суседиха. Вся в тряпье, в рубцах, страшная, маленькая. "Не смотри на меня, - говорит, - а то такая же будешь". И скоро у нее пожар был. Все сгорело, и она тоже. Нельзя смотреть на них, не к добру они показываются". (Из "Нежити").

Но не все встречи подобного рода заканчиваются столь трагически:

"С моим дядькой так было. Лег он вместе с сыном спать. А сыну было лет десять. Сыну не спалось. Он открыл глаза и увидел как бы поросячий нос. И он так чмокает, как поросенок. И лезет к нему, а он к отцу под бок. И накрылся одеялом со страху. Потом дядька мой до поросячьего визгу напился, у него вытащили часы и зарплату. Потом моей тетке объяснили: это не к добру, когда видишь домового явно". (Из "Нежити").

Однако наибольшее впечатление на нас производят призраки усопших. Обладая веществом, энергией и информацией, а также своего рода самосознанием, эти странные создания неведомой реальности иногда настойчиво взывают к нам, пробуя решить с нашей помощью проблемы, когда-то волновавшие их живых прототипов. В ряде случаев им удается до нас достучаться. И тогда мы воспринимаем их невероятное вмешательство в нашу жизнь и даже судьбу как некие непостижимые замогильные отголоски.

logo



Обязательные для заполнения поля помечены знаком *.

Если у Вас возникли проблемы с чтением кода, нажмите на картинку с кодом для нового кода.