Что означает кошка на картах Таро

Если обратиться к оккультной иконографии, берущей начало в средневековой традиции, мы найдем кошку еще и на одной из карт Таро.

Кошка на картах Жонглер и Дурак

На иллюстрации с арканами Дурак и Жонглер из изданной в 1781 году книги Кура де Жеблена видно кошку, скачущую на задних лапах у ног Дурака. В картах более позднего времени кошку поменяли на собаку, но причины этой перемены не должны нас сейчас волновать. Рисунки Кура де Жеблена довольно легковесны и едва ли могут быть сочтены произведениями искусства, но тем не менее содержат весьма интересный изобразительный ряд, не последнюю роль в котором играет символизм кошки.

С оккультной точки зрения Дурак и Жонглер с рисунка де Жеблена связаны между собой самым непосредственным образом. Дурак олицетворяет человека, отправляющегося в духовное путешествие; считается, что в узелке, который он несет на спине, сокрыты многие сокровища (разумеется, внутреннего характера), но он не понимает их истинной ценности. На следующей карте он уже вынул свои сокровища из мешка и разложил перед собой на столе. Теперь он — Жонглер, или Фокусник, владеющий магией и готовый пустить эти предметы в ход. Если рассмотреть внимательнее узелок, который Дурак несет на палке, мы увидим, что нижняя его часть похожа формой на полумесяц. Значит, «внутренние сокровища» каким-то образом связаны с луной. С нею же связана, как мы знаем из всего вышеизложенного, и скачущая у ног кошка. Но есть ли какие-нибудь отсылки к луне во второй карте, представляющей стадию духовного развития Дурака в Жонглера? Да, они есть, но в этой, второй, карте луна пребывает в гармоничных отношениях с солнцем.

В иконографии Жонглера есть один очень интересный символ. Он зашифрован в его образе дважды — в форме его необычной шляпы и в двух предметах на стоящем перед ним столе, призванных, видимо, обозначать две монетки. Современные оккультисты изящно называют его лемнискатой, но в просторечии это просто восьмерка. В эзотерическом символизме восьмерка представляет соединение солнца и луны в виде двух окружностей, соприкасающихся в единственной точке. С алхимической и оккультной точки зрения союз солнца и луны есть символ гармоничного объединения и слияния мужского и женского принципов внутри человеческого существа. Адепты, взыскующие обретения внутреннего совершенства, утверждают, что достичь последнего невозможно, пока солярные и лунарные энергии не сольются друг с другом. Именно поэтому в христианском и оккультном искусстве лемниската служит эмблемой единства.

Карты в символизме лемнискаты

Если еще раз обратиться к двум этим картам в свете символизма лемнискаты, станет ясно, что на карте Дурак изображен очень односторонний человек. Все его символы носят лунарный характер — вплоть до головного убора в форме опять же полумесяца. Однако в следующей карте лунный принцип предстает уже сбалансированным и более не выводится в образном ряду карты на первый план. В Жонглере луна пребывает в уравновешенных отношениях с солнцем, как недвусмысленно указывают форма шляпы и монетки на столе, а герой готов приступить к работе над собой, возможности для которой открылись ему, когда он встал на духовный путь. На двух этих картах присутствуют и другие оккультные символы, но они нас сейчас не интересуют. Достаточно будет заметить, что пояс Дурака украшен четырьмя разделенными пополам кругами, представляющими четыре фазы Луны (полную, молодой месяц, старый и между четвертью и полнолунием) и подтверждающими, что число четыре (как и число три) в тайном символизме связано с ночным светилом.

Но главный предмет нашего интереса в этих двух картах — конечно, кошка. Можно предположить, что эта кошка олицетворяет низшие страсти, ассоциируемые обычно с луной. Это вполне разумное допущение, ибо кошку связывали с дьяволом, а царство демонов — с лунной сферой. Говорят, что рога демонов символизируют полумесяц, потому что демоническая обитель —- Луна. Возможно, этим и объясняется, почему кошка на карте вцепилась Дураку в ягодицы: факт вступления человека на путь духовных устремлений вряд ли может оставить демонов равнодушными. Им нестерпимо видеть, как человек совершенствует свою душу — ведь тогда она ускользнет из их когтей. Обычному человеку страшиться нечего — демоны знают, что со временем его душа благополучно вернется к ним, и не станут открыто нападать на него. Но тот, кто осознанно стремится облагородить свой внутренний мир, готов отвергнуть демонические влияния, и демоны принимаются шумно протестовать.

Кошка на карте Таро

Между кошкой на карте Таро и популярным среди ведьм фамильяром есть непосредственная связь: оба они символически воплощают демоническое начало. Однако символизм карт Таро более высокого порядка, чем ведьмовской. Два начальных аркана — Дурак и Жонглер — возвышенно и тонко показывают нам, как можно встроить кошку в программу личного духовного развития.

В определенном смысле стол, за которым стоит Жонглер, представляет собой трансформацию кошки. Звучит абсурдно, но с оккультной точки зрения — вполне логично. У кошки четыре ноги, и у стола тоже. Кошка есть символ демонов, обитающих в центре земли; стол сделан из земного материала, а его четыре ноги можно рассматривать как символы стихий физического мира — Огня, Воды, Воздуха и Земли. Сам Жонглер принимает это как должное, и Кура де Жеблена вполне можно простить за то, что он внес в рисунок некоторые изменения с целью продемонстрировать связь между демонической кошкой, которая нападает на человека, и столом, служащим его практическим нуждам.

Обратите внимание на сами ножки стола — они весьма любопытны. Ввиду стандартных законов перспективы весьма маловероятно, чтобы левая нога Жонглера оказалась перед левой передней ножкой стола, а между тем именно там она и помещается. Зачем Куру де Жеблену так грубо нарушать очевидные законы изображения пространства? У кошки одна лапа тоже не видна — она скрыта ногой идущего человека. Перед нами пример тонкого символизма, к которому обращается оккультист, когда желает говорить о тайных вещах.

Дураку предстоит изменить все, если он намерен продолжать следовать духовным путем. Ему придется найти себе другую шляпу: вместо эксцентричной лунарной — более уравновешенную, в форме лемнискаты. Шляпа есть знак его образа мыслей, следовательно, речь идет об изменении состояния ума и отношения к действительности. Дурак разворачивает свой узелок и исследует его тайные недра. Все секреты теперь разложены перед ним на ярком свете осознания. Узелок — символ внутренней жизни, жизни души и эмоций. Когда узелок несут на спине, это, пожалуй, слишком близко к голове — как и в жизни, где разум и чувства нередко путаются друг с другом.

У Жонглера мышление уже более гармонично и отделено от эмоций, о чем свидетельствуют предметы на столе. Кошка — символ низшей природы. Дурак несет в руке палку — словно специально для того, чтобы постоянно отбиваться от низменных страстей, которые так и норовят вцепиться ему в интимные части. Безмятежный Жонглер уже нашел применение кошке: он не дерется с ней, да и палку, кажется, выкинул, и лишь поднимает к небесам ее уменьшенную версию, словно предлагая в дар высшим силам. Может быть, большая палка стала магическим жезлом, при помощи которого Жонглер трансформировал пресловутые низменные страсти и поставил их себе на службу, превратив в волшебный стол, не подчиняющийся физическому пространству? Демоническое начало стало полезным предметом, символом четырех стихий, из которых сотворен наш мир.

Есть в этих двух странных картах нечто еретическое. Последняя крупная ересь в Европе уходила корнями в египетский гностицизм, последователи которого настаивали, что мир создан не Богом, а дьяволом. Все, что сотворено из четырех стихий, — от дьявола; вот почему все земное необходимо разрушить и подвергнуть трансформации, и использовать впредь лишь как инструмент духа. Возможно, в этом и состоит тайное послание кошки у ног Дурака?

На современной карте изображен бедно одетый человек, идущий слева направо, с узелком на спине и каким-то животным позади. Отсюда можно сделать вывод, что во дни формирования легенды о Дике Уиттингтоне существовала оккультная традиция, связывавшая странника с кошкой. И, вероятно, не случайно на популярных плакатах Дик Уиттингтон идет с узелком на спине и котом у ног. Что это — свидетельство исторической памяти народа или случайно выживший элемент оккультной тайны, какие часто встречаются в народных сказках?

Оккультное происхождение этой карты может пролить некоторый свет на загадку кошки. Подлинный возраст карт Таро историкам неизвестен, но есть свидетельства в пользу того, что в конце XIV века они уже были в ходу в Италии в качестве игральной колоды. Никто не знает, когда их впервые стали использовать для гадания, но нет никаких сомнений, что уже к XVI веку колода Таро, визуально напоминавшая известные нам современные варианты, использовалась для предсказания будущего1. Дурак — единственная непронумерованная из двадцати двух карт Старших арканов, и хотя принято считать, что на ней изображен придворный дурак, или шут, герметическая традиция опровергает подобные представления. Оккультист сказал бы, что настоящий посвященный, с точки зрения окружающих, может вести себя как дурак, потому что он обладает тайными знаниями, определяющими его поступки и недоступными пониманию профанов. Да, он может выглядеть дураком, но на самом деле это мудрый и хитрый человек, прячущий свое истинное лицо за маской безрассудства. Есть ли в оригинальной иконографии какие-то символы, позволяющие предположить, что персонажа карты и вправду следует рассматривать как посвященного? Как ни странно, самый значительный такой символ — наполовину спущенный чулок на одной из ног Дурака. Этот символизм, в весьма любопытной форме сохранившийся до наших дней в некоторых масонских уставах, широко использовался в искусстве позднего Средневековья для указания на то, что изображаемое лицо прошло некое посвящение. Что изначально стояло за символизмом чулка, уже кануло в прошлое, но данный мотив со всей очевидностью был популярен в алхимической, розенкрейцерской и в целом оккультной иконографии.

Откуда кошка пришла в символическую структуру этого аркана? Если мы считаем карту Дурак эзотерическим, а не экзотерическим явлением, то и кошку нужно рассматривать в этом контексте. В целом считается, что, если животное или некая те- риоморфная форма изображается у ног человека, то создание это символизирует преодоление какого-то внутреннего зла. Известны многочисленные изображения святого архангела Михаила, побеждающего змееподобного Сатану, или святой Маргариты, попирающей дракона, или иконографический стандарт Девы Марии, стоящей на полумесяце. Все они акцентируют идею торжества человеческого духа над неким злом или пороком. Архангел Михаил в христианских легендах сражается с дьяволом за души недавно умерших и неизменно побеждает его в этой битве; девственницу

Маргариту, сидевшую в тюрьме, проглотил дракон, но, как только она сотворила крестное знамение, брюхо его отворилось и выпустило святую на свободу. Подобные сюжеты, изображенные на великом множестве икон и картин, можно рассматривать как завуалированные намеки на посвятительные обряды, позволяющие человеку проникнуть в высший мир, запомнить увиденное и услышанное, а затем вернуться к обыденной жизни, сбросив, как змея кожу, часть своего существа, олицетворяемого демонической или животной формой.

Если ненумерованный аркан Таро подчиняется этой закономерности, что именно в нем символизирует кошка? Что именно посвященный сбросил и заключил в кошачью форму, которая следует за ним в его земных странствиях? Памятуя о том, что в средневековой культуре кошку, особенно черную, связывали с дьяволом, символизм этот можно истолковать очень просто. Если интерпретировать Дурака именно так, то в нем можно увидеть посвященного, отказавшегося от темной части своего «я» и достигшего благодаря этому внутренней чистоты. Тут прослеживается очевидная параллель с убиением диавола архангелом Михаилом. Но есть в этой картинке и не столь очевидная связь с полумесяцем, на котором стоит Дева Мария. Не будем забывать, что кошка с древнейших времен ассоциировалась с луной. Такой вариант толкования вполне соответствует оккультным представлениям: из иконографии Таро явствует, что кошка не друг человеку и на самом деле пытается схватить его за ноги. Так же обстоит дело и со многими изображениями архангела Михаила, на которых дьявол отнюдь не убит, а просто помещен туда, где ему и место, — под ноги человеку. Преодолев низшую фракцию своего существа — дьявола, присутствующего в каждом из нас, — посвященный вовсе не умертвил его и теперь должен постоянно оставаться начеку, чтобы демонические силы не попытались вернуть себе утраченное.

Кошки в колоде Карен Кайкендалл

Есть одна весьма примечательная современная колода, во многом обязанная артистическим вдохновением кошачьей мудрости. Созданная за два года Карен Кайкендалл и выпущенная в 1985 году, она чрезвычайно изобретательно вплетает кошачью образность и в Старшие, и в Младшие арканы Таро. Символизм Таро Людей-Кошек не в полной мере носит оккультный характер, поскольку соединяет, условно говоря, антропологические элементы с такими, которые не назовешь иначе, как научно-фантастическими.

Каждая из пяти частей колоды Таро (Старшие арканы и Жезлы, Чаши, Мечи и Пантакли Младших), ассоциирующиеся соответственно с пятью алхимическими элементами, связана с одним из Пяти Королевств, называемых Ва- пала (народ Неба), Тваихик (народ Песков), Аженгир (народ Соли), Тносс (народ Огня) и Каулаве (народ Камня).

Легенды и верования этих земель целиком проникнуты кошачьим символизмом; кошки присутствуют на каждой карте. Особенно красноречива в этом отношении карта Луна, на которой серп молодого месяца как бы вырастает изо рта лунной богини, а хвост барса повторяет его форму. Трехконечное навершие копья в руке женщины тоже имеет оккультное происхождение и, без сомнения, символизирует тройную природу лунной богини, которую древние называли Гекатой и от которой пошло нумерологическое соотнесение числа 3 с луной. Сходным образом и два демона в оригинальной иконографии карты Дьявол у Кайкендалл превратились в двух кошек, которых можно воспринимать как демонических фамильяров.

Жезл с кошачьей головой в руках этого тевтонского Дьявола тоже напоминает о древней оккультной традиции; этот мотив неоднократно встречается на средневековых гравюрах, изображающих колдунов и ведьм, вызывающих штормы, которые топят корабли магическими средствами. На одной такой гравюре сидящий на первом плане колдун держит посох, на который насажен череп какого-то мелкого животного. Весьма вероятно, что череп этот кошачий, так как в те времена люди верили, что ведьмы и вправду приносят в жертву кошек для того, чтобы при помощи черной магии вызывать бури.

logo



Обязательные для заполнения поля помечены знаком *.

Если у Вас возникли проблемы с чтением кода, нажмите на картинку с кодом для нового кода.