Эзотерика » Тайны и загадки, пророчества » Истории про кошек » Иудина кошка - символ зла в искусстве

Что такое Иудина кошка? Кошки, как символ зла

В верхних коридорах Уффици выставлена серия гобеленов XVI века, посвященных Страстям Христовым. На первом из них изображена Тайная вечеря с короткой цитатой из Матфея (26: 23) «Он же сказал в ответ: опустивший со мною руку в блюдо, этот предаст меня».

Кошка на гобелене «Тайная вечеря»

На первом плане композиции находится кошка, которой один из учеников — видимо, Иуда — подает кусок хлеба. В Евангелии от Иоанна (13:27) сказано, что как только Иуда принял от Иисуса кусок хлеба, в него вошел Сатана. В этой изысканной художественной форме кошка предстает как эмблема дьявола; Иуда свидетельствует ему свое почтение, поднося животному хлеб, которому суждено будет стать символом Тела Христова.

Та же тема фигурирует во многих живописных полотнах Ренессанса и Нового времени. Тайная вечеря Луини в церкви Санта-Мария-дельи-Анджели в Лугано показывает Иуду с кошелем, с сребрениками в руках (немного рановато, так как Тайная вечеря еще даже не закончена) и с полосатой кошкой у ног. В своей превосходной книге «Культ кошки» Патрисия Дейл-Грин называет эту иконографию «Иудиной кошкой».

Кошка, как символ зла в искусстве

После XV века кошка все прочнее обосновывается в христианском искусстве как символ зла. Именно в этом качестве она изображена у ног Христа в сцене «Брака в Кане Галилейской» Андреа Босколи. Что стоит за этим странным символом?

Над головой кошки порхает птичка, привязанная за ножку к нитке, которую держит маленький мальчик. Сама кошка пятится от нападающей на нее собаки. Христос сидит совершенно спокойно, не обращая никакого внимания на собачий лай. Если эта кошка символизирует силы зла, то трудно понять, что она делает в складках одеяния Христа.

Пойманная птичка над кошкой напоминает о Святом Духе, которого иногда изображали соединенным золотыми нитями с рукой Бога Отца, парящего над головой Христа в сцене Крещения в водах Иордана. На кошку нападает собака, в точности как на Христа будут нападать солдаты и первосвященники перед распятием. Не символизирует ли эта деталь Крещение и Страсти Господни, на полпути между которыми и происходит Брак в Кане Галилейской, где Христос являет чудо превращения воды в вино?

Это чудо теологи часто рассматривают как предвестие пресуществления вина в кровь, впервые произошедшего на Тайной вечере и затем — на каждой святой мессе. Если такое толкование верно, то перед нами искупление кошки как христианского символа, ибо она здесь отождествляется с Христом и его Страстями и потому имеет полное право прятаться от собаки в платье Спасителя.

Значение кошки в народных верованиях

«Никогда не топи и не бей кошек, а то дьявол тебя заберет», — гласит старая пословица, часто цитируемая в старых книгах о кошках; впрочем, печальная история злоключений кошачьего рода свидетельствует, что представление это, увы, не укоренилось глубоко. Такие поговорки зиждятся на вере в то, что кошка животное священное.

В «Народных верованиях негров южных штатов» Пакелда приводится другая поговорка: «Хотя у кошки и девять жизней, достаточно забрать одну из них, и кошка станет являться тебе в виде призрака». Откуда же взялся такой разрыв между верованиями и практикой? Может быть, это всего лишь еще один признак низложения богини до беса? Может быть, народная мудрость сохранила память о высшем существе, о богине, в то время как жестокое обращение с кошками связано с образами ведьмовских бесов-фамильяров, относящихся к гораздо более поздней и оттого более знакомой истории?

В музее Барджелло хранится эмаль начала XVI века мастера Кули Нуайе из Лиможа (часть комплекта из двенадцати предметов, объединенных смежными темами). На ней два купидона бьют палками кошку. Кошка выглядит вполне домашней, но стоит на холме практически в геральдической позе, словно она — жертвенное животное. Купидоны, судя по всему, получают от избиения подлинное удовольствие.

Смысл этой эмали, которая почти наверняка была скопирована с гравюры, представляет собой ребус — не вполне ясна даже французская надпись, бегущая по краю изображения, что, предположительно, означает «Избиение кошки». Можно не сомневаться, что символизм этой эмали был понятен тому, кто заказал ее или гравюру, по которой ее сделали. Нам же о нем остается только догадываться.

Может быть, кошка — это дьявол, которого нужно побить? Есть множество гравюр и рисунков на темы ведовства, где дьявол предстает в образе козла, который есть не что иное, как пародия на Агнца Божьего — Христа.

Поза кошки и вправду напоминает каноническую позу агнца, который, кстати говоря, был официальным знаком и эмблемой ордена тамплиеров. Agnus стоящий на холме или алтаре, иногда с крестом, который он несет на сгибе передней ноги, иногда без него, часто фигурирует на геральдических и оккультных эмблемах — как, например, на фамильном гербе, на который претендовал алхимик Аэмспринк. Там он присутствует сразу и на щите, и на украшении над ним, хотя и выполняет роль прежде всего намека на фамилию автора.

Так что и геральдическая поза кошки на эмали, и то, что кошка эта белая, приводит на память многочисленные изображения Агнца Божьего, являющегося в христианской иконографии типичным символом Пасхи. Так может быть, это пародийное изображение силы, противоположной Христу, то есть Антихриста?

Thu, 24 Feb 2022 00:33:03 +0300




Обязательные для заполнения поля помечены знаком *.

Если у Вас возникли проблемы с чтением кода, нажмите на картинку с кодом для нового кода.