Абарис - персонаж мифологии Древней Греции

В тысячах километров к северу человек по имени Абарис заметил проблеск золота и понял, что Аполлон сошел на землю. Он взял свою золотую стрелу, стрелу Аполлона, и сообщил ей эту новость, добавив: «Мы должны найти его». Стрела поняла его слова, прочувствовала их и преисполнилась желания найти его. После этого Абарис взлетел на стреле, увлекаемый магнитным притяжением, и понесся к объекту своих мыслей, изредка останавливаясь для того, чтобы поесть и поспать.

Кто такой этот Абарис?

Легенда о нем оказалась настолько живучей, что в первой большой энциклопедии нового времени, в третьем издании Британской энциклопедии (1788-1797 гг.), ему отвели отдельную статью, в которой мы читаем:

Он написал книгу о прибытии Аполлона в страну гиперборейцев... Вымыслам и заблуждениям в отношении нашего Абариса нет числа, однако все согласны с тем, что он путешествовал по всей Греции, а оттуда в Италию, где он беседовал тет-а-тет с Пифагором, который благоволил к нему больше, чем ко всем своим ученикам, наставляя его в своем учении, особенно касательно воззрений на природу, более простым и исчерпывающим методом, чем в чем-либо другом. Это различие не могло не быть очень выгодным для Абариса.

Гиперборейцы, в свою очередь, относились к Пифагору так, словно он был равен в мудрости самому Аполлону. Греческие сказки повествуют о том, что он садился верхом на священную стрелу и летал на ней по воздуху, над реками и озерами, лесами и горами. Так, наши простолюдины, в особенности жители Гебридских островов, до сих пор верят, что волшебники и ведьмы летают на своих метлах, куда им заблагорассудится.

Упомянутый выше оратор Гимерий, хотя он был одним из тех, кто, судя по двоякому смыслу слова «гипербореец», по-видимому, принял Абариса за скифа, тем не менее точно описывает его личность и наделяет его очень благородным характером.

«Они рассказывают, - говорит он, - что Абарис Мудрец по происхождению был гиперборейцем, по речи казался греком, а своей одеждой и внешностью походил на скифа. Он прибыл в Афины с луком в руке, с колчаном на плечах, укутанный в плед, обвитый вкруг туловища позолоченным поясом, от которого до самых стоп тянулись штаны». Из этого понятно, что он был одет не как скифы, которые всегда были покрыты шкурами, но явился в одежде местного жителя-шотландца. Что касается его способностей, то Гимерий сообщает нам о том, что «он был приветлив и приятен в беседе, в ведении великих дел был скромным и трудолюбивым, был проницательным в текущих обстоятельствах и дальновидным в предотвращении будущих опасностей, искал мудрость, стремился дружить, мало доверял судьбе, тогда как все вверяли ему себя из-за его благоразумия». Ни Академия, ни кто другой не могли бы снабдить человека более подходящими качествами для путешествия так далеко за границу и к таким мудрым народам по делам столь же трудным, сколь и важным.

И если мы далее внимательно рассмотрим его умеренность в еде, питье и употреблении всего того, чего непрестанно жаждет наш естественный аппетит, соединим искренность и простоту его манер с основательностью и мудростью его ответов, а все это мы находим вполне подтвержденным, то нам нужно будет признать, что в то время в мире было мало людей, которые могли бы сравниться с Абарисом.

Был ли Абарис реальным человеком или нет

Однако к 1840-м годам рациональный скептицизм укрепился до такой степени, что свидетельства всех античных авторитетов были враз отвергнуты «Словарем греческой и римской биографии и мифологии» (1849 год), где мы читаем, что личность Абариса не историчная, а «исключительно мифическая». К счастью, столь самонадеянная позиция больше не пользуется поддержкой в академических кругах, поэтому нас не сочтут легковерными, если мы исследуем историю Абариса непредвзято.

Все древние источники сходятся во мнении о том, что несравненный Абарис был чужеземным жрецом Аполлона, обладавшим огромным личным обаянием и удивительными способностями. Он разыскал Пифагора и отдал ему золотую стрелу, с которой тот всегда путешествовал. Как и Пифагор, он, очевидно, производил огромное впечатление всюду, где появлялся. Он везде заводил друзей и давал благоразумные советы на безупречном греческом, в то же время спокойно «верша великие дела», обладая проницательностью и трудолюбием.

Что же касается удивительных способностей, помимо пророчеств, а также отказа от еды, то наиболее поразительной из них является его способность летать по воздуху на своей стреле, которую, по сообщениям некоторых, ему дал Аполлон. Встретив Пифагора, Абарис отдал ему эту стрелу, объявив его «гиперборейским Аполлоном», которого он искал. И Пифагор, как бы в подтверждение истинности его слов, показал ему свое золотое бедро.

Абарис- друидский жрец Альбиона

Британские ученые на протяжении многих веков очень старались найти доказательства того, что этот гиперборейский остров «за пределами земли кельтов» (Галлии) является Британией, а «примечательный сферический храм» - Стоунхенджем, тогда как «великолепный священный предел Аполлона» наводит на мысль о гробнице Эйвбери. Патриоты из разных частей Британии горели желанием объявить великолепного Абариса уроженцем их островов, о чем занятно пишет Годфри Хиггинс в 1830-х годах:

Aбарис, о котором уже упоминалось, был очень известным философом из гиперборейцев. По-видимому, уже довольно точно установлено, что он происходил с британских островов. Авторы с разных островов приложили немало усилий для того, чтобы завладеть им. Каждый истинный и преданный своей родине шотландец уверен в том, что Абарис родом с Гебридских островов. Господин Валленси свято убежден, как в библейских истинах, что он был ирландцем. Эта мысль кажется странной валлийцам, которые совершенно уверены в том, что Абарис приехал из Уэльса. А господин Борлейз не упустил шанс приписать Абариса к Корнуоллу. Пoxoже, он был жрецом Аполлона и ирландским или британским кельтским друидом.

Упомянутый Господин Валленси пытается доказать существование ирландского персонажа по имени Абрас, который, как он уверяет, путешествовал «в далекие края в поисках знаний, а затем, спустя продолжительное время, вернулся через Шотландию, куда он приехал на семь лет, принеся с собой новое религиозное учение. Этому воспротивились фриболги, вследствие чего началась кампания, продолжавшаяся двадцать семь лет, после чего была утверждена новая религия».

Под фриболгами Валленси, по-видимому, понимает Фир Волг, легендарное племя поселенцев, упоминаемое в «Книге о заселении Ирландии», чьи предки покинули Ирландию после великого бедствия и отправились в Грецию, где они были порабощены на 230 лет, после чего они вернулись (по-видимому, в то же время, когда израильтяне покинули Египет) уже в качестве завоевателей. Племя Фир Волг, в свою очередь, вытесняется его древним родственником - племенем Туата де Дананн, которое возвращается с севера, обретя сверхъестественные способности. Здесь есть несколько интригующих совпадений, но они все же недостаточно убедительны.

logo



Обязательные для заполнения поля помечены знаком *.

Если у Вас возникли проблемы с чтением кода, нажмите на картинку с кодом для нового кода.