В эзотерической философии он символизирует высшую тайну мироздания. Следует отметить, что черный цвет и тьма - понятия различные. Черное ассоциируется с мраком и землей и является подлинной эмблемой всего скрытного, тайного и неизвестного. У многих народов чернота связывается с ночью, а ночь - со злом и колдовством. Ночью человеческая жизнь подвергается наибольшей опасности.
Символика черного цвета
Черный - символизирует тьму, мрак, траур, смерть, поглощение, а также тяжесть, беспросветность. Он отягощает, усиливает влияние рядом стоящего цвета. Черная дорога - это дорога раздумий о темных сторонах мира и жизни.
Часто черный цвет ассоциируется с пустотой и горем. С развратом и Черной Девой. С опасной, инфернальной стихией. С иррациональностью времени.
В буддизме черным характеризуется темнота скрытого Бытия. Черным цветом в христианстве наделяются Дьявол и Ад. Отсюда и цвет панихид - черный. Индуизм связывает этот цвет с чувственным движением «вниз». Каббала считается с царской властью черного цвета и соотносит его с пониманием ощущений.
И при посвящении в высшие степени масонства черный бархат ложи или мантии старшего святого брата говорит о «цвете смятения - цвете первоначала Премудрости».
В древней Мексике при ритуальном жертвоприношении человека лица и руки жрецов были окрашены в черный цвет. Черные глаза и поныне считаются опасными, завистливыми. В черное одеты зловещие персонажи, появление которых предвещает смерть. Вспомним черного человека, являвшегося Есенину и Моцарту, черную руку детских страшных историй и т. п. Нагнетание этого цвета характерно для магических текстов, например, в латышском заговоре говорится: «Черный мужик с бабой едут по дороге, глаза позади. У черного мужика черные лапти на ногах, черные чулки, черная сорочка, черные штаны, черная куртка, черный конь, черное седло, черная узда, черный батог...»
Чувство цвета является одной из самых первичных форм нашего познания внешних признаков предметов. В глазах восточного художника или философа цвет представляет внешнюю сторону Природы. Для того, кто желает пробиться сквозь пелену физической наружности предметов и сосредоточить свой разум на вечном пи, скрытом в вещах, а также в его собственной душе, соблазн цвета является серьезной помехой на пути к пониманию глубочайшей сущности и природы вещей и на пути к достижению первоначального единства с ними на самом глубинном уровне духовной жизни.
Отсюда также становится понятной та особая функция, которую играет черный цвет в восточной живописи. В полихромных картинах черный обычно действует как преграда хроматическим цветам. Он указывает на конец всех цветов, а следовательно, на конец жизненного дыхания, наполняющего природу. В живописи тушью, напротив, черный есть жизнь; он являет неограниченные возможности выражения и развития. Черный здесь - это не абсолютный черный. Ибо в его отрицании всех цветов, несомненно, сняты все цвета.
Согласно аналитической психологии цвета, в качестве предпочтительного черный выражает откровенное отвращение к происходящему. Здесь и оппозиционность, и даже негативизм. Импульсивно -разрушительное поведение. Устремления к агрессии. Конфликтность и четкая позиция протеста.
Черный - это абсолютное поглощение всех цветов и «света» с его условностями, моралью и правопорядком.
В настоящее время критерии кардинально изменились, и черный цвет стал символом утонченности и элегантности. Черные одежды носят обычно проповедники, духовные люди. Поэтому в нем можно видеть и помощь слабовольным пациентам в укреплении силы духа.
Значение черного цвета
Таким образом, черное может иметь и благоприятное значение. Оно воспринимается так, например, в засушливых районах Африки, где мало воды и черные тучи сулят плодородие и изобилие. Духам -хранителям, посылающим дождь, приносят в жертву черных быков, коз или птиц, а жрецы при этом тоже облачаются в черное. У тюрских народов слово «кара» - «черный» обозначало север, темное небо которого с яркой полярной звездой служило основой для ориентации в ночи, и этим же словом обозначали все главное, большое. Поэтому «кара» служило и титулом человека - «черный», т. е. великий, могучий.
Существует связь между черным цветом и сексуальной привлекательностью. У африканского племени ндембу женщины с очень черной кожей высоко ценятся как любовницы, но не как жены. Любовная страсть покрыта темнотой и тайной; стало быть, черное может символизировать нечто сокровенное и страстно желанное. У арабов выражение «чернота глаз» означает возлюбленную, «чернота сердца» - любовь.
Черный цвет чрезвычайно популярен у женщин. Это до сих пор удивляет психологов: нравится одно, выбирают другое, а носят третье... Здесь -то мы и видим всю «противоречивость» логики женского интеллекта. Сознанию нравится белый, для мужа выбирается серый, а для себя - черный. Возможно потому, что этот цвет выражает нечто сокровенное и страстно желаемое.
Черный цвет совершенно противопоказан детям как цвет угрозы, навсегда закрывшейся двери, конца и смерти. Его редкое предпочтение свидетельствует о преждевременно созревшей сложной психике или о стрессе, перевернувшем жизнь ребенка. Чем предпочтительнее черный цвет, тем сильнее угроза, тем драматичнее состояние ребенка.
Если в юности наряду с черным предпочитаются желтый и фиолетовый, то может проявиться яркая натура драматического актера. Если при этом также предпочитается или отвергается сине -зеленый цвет, то может возникнуть ситуация, когда бурный сценический успех ведет в неврологический диспансер.
Как поглощающий все цвета спектра, черный цвет великолепно сказывается на состоянии организма, объединяя в себе все их лечебные свойства. Поэтому в отдельных случаях он может рекомендоваться в качестве общеукрепляющего средства лицам с ослабленным здоровьем.
Черный цвет сублимирует в себе хроматический архетип иррационализма.
Временной аспект черного сублимата - будущее: «Не знаем, куда придем... Нам туда не заглянуть никогда...»
Черный - это абсолютный предел, за которым жизнь прекращается. Он передает идею небытия, исчезновения. Белый цвет - это чистый лист, на котором еще будет написана история, а черный цвет - конец, за которым уже ничего не будет. Белый и черный - начало и конец. Человек, который выбирает черный, стремится скрыть свой внутренний мир от окружающих, восстает против судьбы, склонен действовать опрометчиво и безрассудно. Каждый вечер мы с удовольствием возвращаемся в ночь для восстановления сил. Но именно он дает начало и всему новому. Жизнь начинается с неизвестности. Человек, отрицающий черный, демонстрирует желание не отказываться от чего -либо, контролировать свои действия и решения.