гороскоп
Психология - статьи, советы » Психология саморазвития » Как удовлетворить желания в семье

Как удовлетворить желания в семье

Мы имеем склонность искать способы удовлетворения наших желаний в отношениях с родителями, детьми или братьями/сестрами.

Как удовлетворить желания в семье

Рассмотрим случаи, в которых члены семьи согласны и не согласны друг с другом относительно каждой из 16 основных потребностей, начиная со стремления к власти.

Власть

Стремление к превосходству или власти периодически создает потребность в ощущении собственной значимости и компетентности. Несмотря на то, что обычно удовлетворение данной потребности требует значительных достижений, молодые родители нередко склонны видеть нечто значительное в обыденном поведении своих детей. Например, многие молодые родители, усмотрев балетное па в неловких движениях малолетней дочери, с гордостью и чувством собственного достоинства хвастают, что у них растет Майя Плисецкая. Они воспринимают самые обычные проявления умственного развития ребенка как возможное свидетельство его гениальности. Стоит ребенку поймать мяч, и его уже представляют чемпионом. Каждый из этих примеров наглядно иллюстрирует удовлетворение родителями потребности во власти посредством ранних достижений ребенка.

Как удовлетворить желания в семье. Иногда родителям не удается достичь той степени значимости или влиятельности, на которую они рассчитывали. В таких случаях они переносят свои амбиции на детей в надежде, что дети вырастут и совершат то, чего не удалось им самим. Родители надеются на то, что их чадо станет великим спортсменом, удачливым бизнесменом, известным ученым и т.д. Таким образом они хотя бы косвенным образом смогут удовлетворить свое собственное стремление к превосходству и власти с помощью достижений своих детей.

Когда родители пытаются использовать детей для удовлетворения своих потребностей, они могут не понимать, что, действуя подобным образом, они оказывают огромное давление на собственных детей. Когда я был тренером детской баскетбольной команды, один из родителей сообщил мне, что в колледже его отпрыск непременно будет обладателем баскетбольной стипендии. Его сын играл хорошо, но только очень немногие ребята играют настолько хорошо, чтобы получить стипендию. Давление, которое отец оказывал на этого парня, было ужасным. Ребенок не мог чувствовать себя полноценным, если играл просто хорошо, ему нужно было играть исключительно хорошо.

Честолюбие

Значительные проблемы могут возникнуть в том случае, если у честолюбивых родителей растет нечестолюбивый ребенок, который сопротивляется родительским попыткам наставить его на путь, ведущий к славе и известности. Родители возлагают слишком большие ожидания на детей и устанавливают слишком высокую планку, которую не под силу взять детям, в результате в их отношениях появляется трещина. Честолюбивый родитель не может понять, как его ребенок может быть таким нечестолюбивым, и даже может сомневаться в нормальности ребенка. «Неужели у моего ребенка отсутствует сила воли?» - недоумевает родитель. С другой стороны, ребенок может считать родителя слишком строгим и деспотичным. Отстаньте от меня», - думает ребенок, уставший от чрезмерных требований.

Подобная история описана в романе Тенесси Вильямса «Кошка на раскаленной крыше». Большой Папа - властная личность, доминирующая над всеми домашними. Он - настолько важная персона в деловых кругах, что губернаторы и сенаторы посылают ему поздравительные телеграммы вдень его рождения. Напротив, Брик - его нечестолюбивый сын - бросает работу спортивного комментатора и боится жить своей жизнью в страхе, что не оправдает надежд Большого Папы. Когда между Бриком и Большим Папой в конце концов происходит разговор «по душам», Брик сообщает Большому Папе, что всю свою жизнь он хотел иметь отца, а не босса, и Большой Папа наконец осознает, что Брику нужно его признание.

Что происходит, если у нечестолюбивых родителей растет честолюбивый ребенок? У нечестолюбивых родителей (ощущающих слабую потребность во власти) сильное стремление к власти, влиятельности или компетентности вызывает дискомфорта; они активно избегают возможностей улучшения своего социального статуса. Чаще всего они предполагают, что их дети похожи на них и смогут довольствоваться весьма скромными достижениями; следовательно, они не станут поддерживать честолюбивые стремления детей.

Любознательность

Родители, которые помогают детям делать домашние задания, представляют собой самый распространенный пример удовлетворения родительской любознательности в рамках отношений между родителями и детьми. Родителям нравится делать домашние задания, они помогают им удовлетворять их потребность в любознательности. Семьи также реализуют потребность в любознательности, путешествуя вместе и открывая для себя новые места.

Родители, обладающие интеллектуальным складом ума, обычно надеются, что их дети получают удовольствие от занятий в школе и что они будут получать хорошие отметки. Например, Кевин - одиннадцатилетний сын двух учителей. Он так много времени проводит за чтением книг, что соседские ребятишки не слишком часто приглашают его поиграть вместе. Родители не замечают возрастающей социальной изоляции сына, а вместо этого радуются, что ему нравится чтение, потому что они считают подобное поведение «естественным» для своего сына. Их собственная любознательность предполагает высокую оценку образования, и они счастливы, что Кевин разделяет их ценности.

Интеллектуальные родители могут быть разочарованы, если их детям не нравится школа. Они могут воспринимать негативное отношение ребенка к школе как признак отказа от семейных ценностей. «Смиты из Балтимора всегда были интеллектуалами, - говорят они ребенку. - Ты должен поддерживать эту традицию и уделять больше внимания своим отметкам». Но у ребенка другие интересы, и он не получает удовольствия от занятий. Он не такой, как его родители и деды, но его семье не нужен член семьи, не похожий на них самих. Их точка зрения обусловлена их собственной системой потребностей; это наглядный пример того, что я называю проекцией собственных ценностей или просто самоуверенностью.

Признание

Самый ценный подарок, который родители могут сделать своим детям, - это воспринимать их такими, какие они есть. Если родители так и поступают, у детей развивается общее ощущение уверенности в себе. В противном случае дети могут провести большую часть жизни в попытках снискать признание со стороны родителей. Если родители отказываются принять ребенка таким, каков он есть на самом деле, ребенок может страдать от неуверенности в себе и чувствовать себя озлобленно или подавленно.

Психоаналитики исследовали влияние признания родителей на психологическое развитие человека. Они пришли к выводу, что неприятие родителями индивидуальности ребенка в течение первых лет его жизни может привести к возникновению у него серьезных психологических проблем. Эти проблемы могут быть такими труднопреодолимыми, что человек не может справиться с ними и в последующей взрослой жизни.

Не только детям необходимо признание родителей, но и самим родителям также необходимо признание со стороны детей. Психологи иногда называют «зависимыми» родителей, для которых характерна сильно выраженная потребность в признании со стороны детей. Зависимые родители используют детей, чтобы избавиться от собственных проблем. Им не хватает уверенности в себе, и они слишком болезненно воспринимают любой намек на неодобрение, критику или неприятие со стороны детей. Они требуют постоянного подтверждения того, что их любят, и в надежде, что их оценят и одобрят, при каждом удобном случае напоминают детям о тех жертвах, которые они совершили для их блага.

Критика

Несмотря на то, что зависимые родители слишком болезненно относятся к критике в свой адрес, они имеют привычку критиковать всех остальных, включая собственных детей. Они пытаются запугать детей и запретить им критиковать их, поскольку их уровень признания не приемлет никакой критики. В конце концов получается порочный круг: (1) зависимые родители критикуют детей; (2) критика родителей озлобляет ребенка; (3) когда ребенок злится и пытается ответить на критику, зависимые родители чувствуют себя еще более неуверенно и критикуют ребенка еще больше. Подобные сражения могут длиться годами безо всякого намека на заметное улучшение отношений.

Зависимые родители пытаются как можно дольше держаться за своих детей, не позволяя им взрослеть и покидать отчий дом. Хорошим примером является случай с Питером Хелфготтом, который всеми возможными способами препятствовал тому, чтобы его музыкально одаренный сын Дэвид повзрослел и стал независимым человеком.

Когда Дэвид получил приглашение поехать в Америку учиться музыке, Питер наложил вето, и Дэвид остался дома. Позднее Питер пытался помешать переезду Дэвида в Лондон, где последний собирался учиться в Королевском Колледже Музыки. После того как Дэвид уехал, несмотря на запрет отца, Питер порвал с ним всякие отношения. В результате после победы в престижном музыкальном конкурсе у Дэвида случился эмоциональный срыв, потребовавший помощи психиатров, и его пришлось госпитализировать.

Иногда именно ребенок (а не родитель) бывает зависимым. Зависимые дети часто ищут признания со стороны взрослых и болезненно реагируют на неодобрение и критику. Потребность в постоянном внимании со стороны взрослых часто заставляет их неадекватно вести себя как в школе, так и дома. Такие дети нередко испытывают вспышки раздражения, приступы меланхолии, становятся безынициативными. Справиться с поведенческими проблемами зависимых детей бывает очень трудно, так как сколько бы внимания и любви не проявляли родители, ребенку все равно этого мало, он чувствует себя обиженным и неудовлетворенным. Чтобы выработать в таком ребенке чувство уверенности в себе и уменьшить его потребность в признании, нередко требуется профессиональная помощь.

С другой стороны, родители и дети с небольшой потребностью в признании чувствуют себя спокойно и уверенно. Родители с небольшой потребностью в признании удовлетворены сознанием того, что дети их любят, и не требуют постоянного подтверждения этой любви. Они способны отличить свои собственные потребности от потребностей своих детей и не воспринимают проявления детской независимости как нечто угрожающее. В свою очередь, детей с небольшой потребностью в признании редко приходится успокаивать.

Порядок

В жизни многих людей семья является одним из самых важных источников стабильности. Большую часть своей жизни нас утешает сознание того, что существует какой-то символ постоянства, будь то семейный бизнес, ферма или родительский дом. И если дом или ферма продаются, перемена может быть очень болезненной, так как мы теряем нечто, привносившее надежность и упорядоченность в нашу жизнь.

Все вышесказанное предполагает, что мы имеем склонность удовлетворять наше стремление к упорядоченности с помощью семейных отношений. Именно потребностью в порядке объясняются семейные привычки, традиции и ритуалы. Некоторые семьи каждый день собираются в одно и то же время за обедом или проводят вместе выходные. Они могут каждый год всей семьей отмечать День Благодарения, проводить каждое лето в деревне или играть в гольф в День Отца. Циклическая природа семейной активности создает психологически важное для членов семьи ощущение порядка, стабильности и предсказуемости.

Иногда стремление к порядку может стать источником конфликтов в семье. Чаще всего подобные конфликты возникают в том случае, когда у родителей наблюдается сильно выраженная потребность в порядке, в то время как у детей эта потребность выражена слабо. Родители требуют соблюдения определенных правил, предписаний и распорядков, с которыми дети не согласны. Родители, привыкшие к аккуратности и упорядоченности, недоумевают, как это их ребенок может быть таким неопрятным и неорганизованным. Ребенок разбрасывает одежду по всей комнате, редко убирает за собой посуду и забывает расписание уроков. Ребенок может жаловаться, что у него слишком строгие, придирчивые или «правильные» родители.

Отличным примером того, как родитель может использовать семью для удовлетворения потребности в порядке, является Джеймс. Почти каждое действие членов его семьи подчинено правилам, которые он установил. Когда домашний компьютер подключили к сети Интернет, Джеймс определил, что каждый из детей будет пользоваться сетью ровно четыре часа в неделю, причем не более получаса за один сеанс. В начале каждой недели он выдавал детям восемь карточек, и когда один из отпрысков изъявлял желание «побродить» по сети, Джеймс отбирал у ребенка одну карточку, а затем устанавливал таймер ровно на полчаса. Дети должны были использовать за неделю все восемь карточек и, таким образом, проводили в сети ровно четыре часа каждые семь дней.

Накопительство

Многие родители получают удовольствие от накопительства с целью оставить наследство своим детям. Пожилые родители могут испытывать чувство глубокого удовлетворения от мысли, что после того, как они умрут, их деньги и имущество перейдут к детям. Семьи также хранят картины, драгоценности и сентиментальные сувениры, передающиеся из поколения в поколение.

Люди со склонностью к накоплению часто надеются, что у их детей выработаются сходные привычки. Для них важно, чтобы дети научились ценить «заработанную копейку». Они заставляют детей самостоятельно зарабатывать деньги на карманные расходы, а затем приучают их собирать эти деньги. Существует другая модель в поведении родителей: они оказывают материальную поддержку своим взрослым детям, дабы оградить своих великовозрастных чад от бедности. Опасность подобного поведения заключается в том, что дети могут так и не научиться бережливости. По крайней мере, именно к такому выводу пришли Томас Дж. Стенли и Уильям Д. Данко в своей книге «Миллионер по соседству». Согласно Стенли и Данко, родители, которые дают деньги детям, приносят больше вреда, чем пользы, так как дети становятся расточительными и привыкают получать деньги от родителей как подарок, а не зарабатывать их самостоятельно. «Получатели подарков – гиперпотребители, живущие в кредит», - считают Стенли и Данко. Так как они много тратят, они мало сохраняют.

Рэнди и Энид выросли в Аппалаче, где их родители работали на угольных шахтах. Оба сумели заработать денег на колледж и после получить неплохую работу. Чтобы выбиться в люди, оба много работали и привыкли к очень экономному образу жизни. В конце концов они сумели скопить довольно приличную сумму и купили небольшое предприятие, которое впоследствии сделало их мультимиллионерами.

Несмотря на то, что Рэнди и Энид хотели приучить свою дочь Алексу к бережливости, они также хотели оградить ее от тех лишений, которые они пережили в молодости. Они покупали ей дорогие наряды, отправили в частную школу и не отказывали ей в деньгах. В результате Алекса привыкла к подаркам и приучилась тратить, а не копить. Повзрослев, она так и не нашла постоянной работы, привыкнув к финансовой поддержке родителей. Алекса никогда не беспокоилась о том, чтобы зарабатывать или копить деньги, так какденьги родителей всегда были в ее распоряжении.

Алекса вышла замуж, и у нее было двое детей, Саша и Эллен. Родители Алексы одинаково баловали подарками обеих внучек и каждой оставили внушительную сумму. Саша, как и ее мать, научилась только тратить, а вот Эллен стала весьма экономной особой. Должно быть, гены дают о себе знать независимо от того, становимся мы транжирами или скупердяями, иначе Эллен тоже стала бы расточительной.

Честь (уважение)

Мы установили, что честь играет особую роль в семейной жизни, так как она привязывает ребенка к родителям и семейным традициям. Далее мы рассмотрим другие способы удовлетворения данной потребности в рамках семейных отношений. Например, родители удовлетворяют свою потребность в чести, воспитав в ребенке высокие моральные качества. Они сияют, если другие признают в их ребенке порядочного человека. Они гордятся тем, что им удалось вырастить ребенка с характером. Переполненных гордостью родителей можно встретить на религиозных праздниках, например на баптистских церемониях или на празднике совершеннолетия мальчиков в иудаизме - Бар Мицва.

у застенчивых родителей растут общительные дети. Общительным родителям хотелось бы, чтобы у их детей было много друзей и они вели активную социальную жизнь, в то время как застенчивый ребенок предпочитает большую часть времени проводить наедине с собой. Когда приходят гости, общительные родители могут чувствовать себя неудобно из-за застенчивости ребенка. Такие родители не понимают, почему ребенку нужно уединение и не нравятся компании. Они пытаются сделать все возможное, чтобы ребенок вел себя дружелюбнее, и удивляются, если в ответ ребенок сопротивляется.

Подобные проблемы возникли у Стейси Куинн, героини статьи, появившейся на страницах «Коламбус Диспатч», большой любительницы поговорить. Она могла подолгу болтать почти с каждым встречным и получала огромное удовольствие от знакомств с новыми людьми. Тем не менее ее четырехлетняя дочь Энни была очень стеснительной девочкой. Каждый раз, когда Стейси пыталась представить Энни какому-нибудь знакомому, девочка пряталась за мамину юбку. Стейси не могла понять, как ребенок может так сильно отличаться от матери, и в таких случаях чувствовала себя беспомощной. Она пыталась «направить» поведение Энни, чтобы девочка стала более общительной. Детский психиатр Стелла Чесе следующим образом прокомментировала данную ситуацию: «Заставляя ребенка делать то, что противоречит его темпераменту, можно добиться только того, что ребенок еще больше замкнется в себе или начнет сопротивляться... и это только усугубит непонимание».

Статус

Родители, которые хвастают внешностью, одеждой или манерами своих детей, на самом деле косвенным образом пытаются удовлетворить свою собственную потребность в статусе. Например, некоторые родители с удовольствием демонстрируют фотографии детей каждому, у кого хватает терпения или времени на них взглянуть. Один компьютерный гений был так возбужден появлением в доме новорожденного, что установил телекамеру на своем персональном компьютере с тем, чтобы его жена могла запечатлевать все выдающиеся моменты из жизни ребенка. На работе он распечатывал фотографии и показывал их любому проходящему мимо коллеге.

Еще один пример удовлетворения потребности родителей в статусе с помощью детей - конкурсы красоты «Маленькая мисс». Для этих конкурсов шестилетних девочек одевают, как взрослых красавиц. Родители косвенным образом удовлетворяют потребность в положении в обществе, наблюдая, как их дети участвуют в подобных конкурсах.

В тех случаях, когда у родителей и детей не совпадает степень потребности в статусе, могут возникнуть проблемы. Например, если для родителей статус представляет собой большую ценность, чем для ребенка, родители будут часто переживать о том, что подумают соседи или знакомые, в то время как ребенка этот вопрос ни в малейшей мере интересовать не будет. Ребенок может взбунтоваться, пытаясь доказать родителям, что социальный статус вовсе не так важен, как они считают.

Случай с Мэри Каннингем представляет собой интересный пример удовлетворения потребности матери в статусе с помощью детей. Мэри не могла позволить себе переезд из рабочего этнического квартала города, где она жила, в более престижный район. Вместо этого она надеялась, что ее дочери, Вероника и Маргарет, вырастут и выйдут замуж за обеспеченных людей. Она считала, что шансы дочерей увеличатся, если они будут хорошо одеваться и овладеют правилами этикета.

Любимицей Мэри была Вероника, обладавшая лучшими данными для реализации стремлений матери, чем ее сестра. Вероника была изящной девушкой с приятным голосом, которая одевалась и вела себя подобающим, по мнению матери, образом. Вероника приняла стиль жизни, избранный для нее матерью. Она вышла замуж за квалифицированного специалиста и жила в престижном районе города неподалеку от родительского дома.

Маргарет, напротив, была неловкой и обладала резким голосом. Мэри пыталась заставить дочь вести себя более женственно и изящно, но Маргарет не разделяла ее устремлений. После того как отец не смог или не пожелал стать на ее сторону, Маргарет переехала в другой город, чтобы избежать постоянных придирок матери. Она вышла замуж за рабочего той же этнической принадлежности, что и она сама, а не за квалифицированного специалиста, как того хотела ее мать. Когда Маргарет с мужем приехали повидаться с ее семьей, Мэри объявила партию дочери неприемлемой и запретила мужу Маргарет появляться в ее доме. В возрасте сорока лет Маргарет пережила жесточайший стресс. После очередного спора с матерью Маргарет попала в психиатрическую клинику.

По мере того как дети становятся старше, из миловидных маленьких мальчиков и девочек они весьма внезапно превращаются в неловких подростков. В определенный момент мамы и папы перестают восторгаться их каждым шагом, и потеря родительского внимания (означающая потерю статуса) может быть очень болезненной. Некоторые дети реагируют на это рискованным или привлекающим внимание поведением, пытаясь вернуть потерянный статус (внимание).

Патриция, дочь одного из моих соседей, из послушного ребенка превратилась в испорченного, раздражительного подростка. Всего за один семестр у нее значительно ухудшилась успеваемость в школе, она перестала видеться с прежними знакомыми и стала общаться с подростками, которые часто конфликтовали с администрацией школы. Используя грубые выражения, она постоянно жаловалась на родителей, впавших в старческий маразм. Последние в конце концов обратились к психологу, который предположил, что Патриции просто не хватает их внимания. Все подростки пытаются добиться внимания взрослых, но у Патриции это стремление приняло маниакальный характер. Ее асоциальное поведение объяснялось потребностью в большом количестве внимания, к которому она привыкла раньше и которое не хотела терять.

Месть

Данная потребность может реализоваться в семье несколькими способами. Возможно, самый распространенный из них - это воображаемые состязания или наказания. Фрейд полагал, что дети часто фантазируют на тему равноправия с родителями, которое им необходимо, чтобы устанавливать ограничения и контролировать действия родителей.

Опасная ситуация может возникнуть в том случае, когда родители используют детей для удовлетворения своей потребности вмести. Приблизительно полмиллиона американских детей в год подвергаются жестокому обращению с применением физической силы. Внушительное число детей страдает от сексуальных или эмоциональных домогательств. Обратной стороной жестокого обращения является пренебрежение.

Примером того, как злопамятная мать может использовать сына для удовлетворения потребности в мести, является жизненный путь Розы. В 1880 году семья Розы настояла на том, чтобы девушка вышла замуж за своего двоюродного брата Харри. Розе был ненавистен этот брак, так как Харри она не любила. Впоследствии всю свою жизнь Роза ненавидела мужчин, даже своего родного сына.

У Розы и Харри было две дочери и сын Эндрю. Роза любила дочерей, а Эндрю использовала как возможность свести счеты с мужским полом. Эндрю был творческим, одаренным и целеустремленным ребенком, но Роза говорила ему, что он - ни на что не годный мечтатель. Она не хотела, чтобы он стремился к своему совершенствованию; она хотела, чтобы он стал неудачником. Она не одобряла его попытки писать музыку и отказалась платить за его учебу в колледже, объявив, что он способен только на неквалифицированную работу.

Когда дети повзрослели, Роза по праздникам приглашала дочерей в гости, но ни разу не послала приглашения сыну. Она обожала внуков со стороны дочерей и знать не хотела о детях Эндрю. Более того, она жаловалась, что дети Эндрю выглядят смешно, и открыто заявляла, что не любит их. После смерти Роза завещала все свое имущество дочерям, а сыну оставила всего один доллар.

Вероятно, наиболее распространенным способом использования семейных отношений для удовлетворения потребности в мести является соперничество детей. Маленькие дети дерутся со своими братьями и сестрами, обзывают друг друга и ябедничают родителям.

Широкую огласку получило ожесточенное соперничество между Джоан Фонтен и Оливией де Хевиленд, когда в 1941 году обе сестры были выдвинуты на награждение Оскаром в номинации «Лучшая актриса года». Когда приз присудили Джоан, в ее сознании вспыхнуло воспоминание об их детском соперничестве. Она настолько испугалась зависти Оливии, что некоторое время не могла двигаться. Пять лет спустя, когда Оливия завоевала свой собственный Оскар, Джоан приехала поздравить сестру, но Оливия удостоила ее одним холодным взглядом и удалилась. Это было ожесточенное соперничество, которое длилось в течение многих лет.

Романтика

Согласно одному из основных предположений теории психоанализа Фрейда, члены семьи используют друг друга для удовлетворения своих сексуальных желаний. Фрейд настаивает на том, что тяга к инцесту может быть очень сильной. Однако человеческое общество не приемлет кровосмешения, поскольку оно ослабляет генетический фонд. Некоторые общества ограничивают понятие инцеста рамками нуклеарной семьи, а некоторые используют более широкое понятие инцеста в пределах расширенной семьи. В Соединенных Штатах о кровосмешении мало что известно, кроме тех случаев, которые обычно скрывают из-за стыда и отсутствия мотивации.

Фрейд полагает, что, поскольку инцест является табу, для удовлетворения сексуальных импульсов в рамках семейных отношений люди используют фантазию, воображение, мечты, сны и подсознательные мысли: Например, Эдипов комплекс и комплекс Электры предполагают наличие эротических фантазий с участием матери у юношей или наличие эротических фантазий с участием отца у девушек. Согласно теории психоанализа, в течение нашей взрослой жизни подобные фантазии вытесняются в подсознание. Несмотря на то, что многие психологи отрицают существование комплекса Эдипа/Электры, только очень немногие не согласны с идеей Фрейда, что сексуальные фантазии в пределах семьи - нормальный психологический процесс.

Еда

Люди, для которых семья имеет большую ценность, удовлетворяют потребность в еде, ежедневно обедая вместе. По праздникам большие семьи могут собираться за праздничным столом или устраивать пикники. Например, каждый год семья Либертелли в канун Рождества навещает всех родственников, живущих поблизости. У родителей со стороны отца они едят праздничные пирожные и хлеба. Потом они направляются к родителям матери, чтобы отдать должное польской кухне. После рождественской мессы они кушают спагетти у тети и лазанью у дяди. Они возвращаются домой на несколько фунтов тяжелее и угощают десертом тех родственников, которые пришли навестить их.

Родители нередко обучают детей готовить по семейных рецептам, доставшимся им еще от дедов. Рестораны рекламируют «домашнюю кухню», пытаясь сыграть на теплых чувствах, которые ассоциируются у нас с семейным обедом. Семьи также отдают предпочтение определенным ресторанам. Например, каждый раз, когда Роберт бывает в Лос-Анджелесе, он любит ходить именно в тот ресторан, куда его еще ребенком водил отец.

Физическая активность

Использование семейных отношений для удовлетворения потребности в физических упражнениях так же общепринято, как и то, что отец учит ребенка играть в мяч. Семьи также могут увлекаться кеглями, плаванием, гольфом и другими видами спорта, которыми они занимаются вместе.

Хороший пример того, как родитель может удовлетворить свой интерес к спорту с помощью ребенка, представляет собой Боб Гриз, бывший игрок Майами Долфинз. Когда-то сам игравший в защите, Боб очень гордился сыном, когда тот играл в защите команды Мичиганского университета. Потребности отца и сына в физических упражнениях совпадали, и поэтому футбол стал для них общим увлечением, укрепившим их отношения. Боб помогал сыну учиться играть и был телевизионным комментатором тех матчей, в которых участвовал сын.

Спокойствие

Люди могут реализовать потребность в спокойствии с помощью семейных отношений. Например, когда некоторые люди испытывают стресс, они преодолевают его, проводя время в успокаивающей семейной обстановке. Семейная атмосфера вызывает чувство полного комфорта, особенно в те моменты нашей жизни, когда обстоятельства складываются не лучшим образом. Человеческое существо обыкновенно становится менее испуганным и более спокойным в том случае, если оно окружено членами своего семейства. Маленькие дети инстинктивно бегут к родителям, когда они напуганы. Семьи собираются вместе, чтобы утешить друг друга, когда умирает один из членов семьи.

В своей книге «Страхи, фобии и ритуалы» Айзек Маркс рассматривает эволюционное значение инстинкта, заставляющего испуганных живых существ собираться в группы. Во-первых, группа животных способна быстрее заметить опасность, чем отдельные особи. Во-вторых, уязвимая часть группы (особи женского пола и дети) может спрятаться под защитой более сильной части группы (особей мужского пола). В-третьих, группа может оберегать молодняк, пока он кормится. Более того, существует гораздо меньшая вероятность, что хищник нападет на группу животных, чем на отдельную особь. Даже если нападение и происходит, опасность для каждого отдельного животного уменьшается во много раз. В-четвертых, многочисленность группы нередко является залогом безопасности. Небольшому животному трудно защитить себя от более крупного противника, но иногда группа или семейство небольших животных могут представлять серьезную опасность для крупного хищника. Все перечисленные выше причины предполагают существование эволюционного значения чувства безопасности, возникающего при объединении членов семейства в группы в моменты опасности. Новорожденные и маленькие дети также ведут себя беспокойно, когда их отделяют от матери; потребность в спокойствии заставляет их стремиться к воссоединению.