гороскоп

Как влияет культура на желания

До какой степени культура и опыт могут изменить наши основные желания? Согласно Джеймсу и МакДугаллу желания возникают непроизвольно, но каким образом мы их удовлетворяем, зависит от нашего воспитания, культуры и опыта. Например, родители любят своих детей инстинктивно, но то, как они выражают эту любовь и выращивают свое потомство, зависит от их культуры и приобретенного опыта, а не от их инстинктов. Люди инстинктивно испытывают потребность в сексе, но то, как представители разных культур удовлетворяют это желание, имеет совершенно различные формы. Поцелуй является хорошим примером того, как по-разному может удовлетворяться потребность в романтических отношениях в зависимости от принадлежности к разным культурам. У некоторых народов поцелуй возлюбленного/возлюбленной сопровождается сопением и обнюхиванием. В Монголии, отец не целует своего сына; вместо этого он обнюхивает его голову. Эскимосы Америки и полинезийцы трутся друг о друга носами. Французский поцелуй мог возникнуть как символическая попытка слияния двух душ.

Как влияет культура на желания

Мотивация к достижению чего-либо (составляющая желания власти) - хороший пример того, как культура может воздействовать на основное желание. Школьники в Соединенных Штатах при поступлении в школу отстают от своих сверстников из Японии и Тайваня. Результаты стандартного теста, определяющего достижения тестируемого, свидетельствуют о существенных преимуществах японских школьников как в математике, так и в чтении. В самих же Соединенных Штатах молодые американцы азиатского происхождения, похоже получают удовольствие от возникших в образовании диспропорций. При стандартном тестировании американцы японского происхождения набирают более высокие баллы и гораздо лучше представлены в таких элитных колледжах, как Гарвард и Стэнфорд.

Что же способствует столь высоким достижениям японских школьников? Некоторые эксперты говорят, что это объясняется тем, какое значение придается академическому образованию в японской культуре. Японские родители возлагают большие ожидания на школьную систему образования, чем американские родители.

Кроме того, японские школьники проводят в школе 240 дней в году, в отличие от американских, которые учатся всего лишь 180 дней в году.

Могут ли культурные традиции влиять на силу желания, а также на то, каким образом оно удовлетворяется. Наблюдается ли в некоторых обществах более явно выраженная ориентация на социальный статус по сравнению с другими? Могут ли одни из них быть более идеалистическими, чем другие? Некоторые эксперты дают утвердительные ответы на эти вопросы. Многие психоаналитики, например, утверждают, что культурные различия в воспитании детей оказывают влияние на степень озабоченности, которую затем испытывают взрослые, и, следовательно, на мотивацию людей искать спокойствия. Одно из авторитетных психоаналитических исследований, которое поддерживает эту точку зрения, было проведено бывшим профессором педагогики Гарвардского Университета Джоном Уайтингом и бывшим профессором психологии Иельского университета Ирвингом Чайльдом. Эти исследователи, изучив антропологические доклады представителей 75 различных культур, пришли к выводу, что то, насколько люди подвержены беспокойству и страху уже во взрослом возрасте, зависит оттого, как в этом обществе воспитывают детей.

Мы не знаем, как воздействуют 16 основных желаний на людей других культур. Но даже если бы обнаружилось, что средняя интенсивность этих 16 основных желаний в разных культурах различна, я надеюсь, что представленные определения 16 основных желаний оказались бы универсальными. В некоторой степени я основываю это предположение на генетическом происхождении желаний.

Познавательный опыт личности также может оказывать влияние на силу ее 16 основных желаний. Например, родители с ханжескими взглядами на секс могут воспитать ребенка так, что он в подростковом возрасте будет испытывать чувство вины, порождаемое сексом. Хотя чувство вины не уменьшает силу сексуального желания подростка, они могут так переплестись в его сознании, что у него понизится общая (или чистая) мотивация к сексу. Скорее всего, у юноши сформируется противоречивое отношение к сексу, и к сильному желанию иногда будет примешиваться чувство вины. Его вряд ли можно сравнивать с человеком, который родился с потенциалом слабого сексуального желания, но мы можем видеть в некотором роде аналогичные последствия в плане того, насколько сильна мотивация человека к сексу.

Убеждения человека могут сильно влиять на его желания.

В действительности некоторые эксперты утверждают, что быстрее всего ослабить или усилить наши желания можно, если мысленно проанализировать, что мы думаем о них. Альберт Эллис, один из основателей когнитивной терапии, выдвинул идею о «must» убеждениях (убеждениях в том, что должно делать, а что нет). Например, убеждение, в силу которого «все должно находиться на своем месте», усиливает основную потребность в порядке. Аналогичным образом работает убеждение в том, что «правила существуют для того, чтобы их соблюдать». В случае, если желание человека наводить порядок становится столь сильным, что создает проблемы в его жизни, - как, например, непреодолимое желание убирать - Эллис рекомендует подвергнуть сомнению убеждение человека в том; что он что-то должен, на том основании, что убеждение иррационально. Он привел много случаев из практики, в которых он использовал свою когнитивную терапию, чтобы помочь пациентам решить их проблемы.

Эти рассуждения показывают, сколь сложными могут быть мотивировки у человека. Наши основные желания имеют эволюционное происхождение, но они претерпевают значительные изменения под влиянием культуры, религии и личного опыта. Однако каким образом это происходит, нам пока неизвестно. То, чего мы хотим, в большой степени определяется нашими генами, но то, каким образом мы удовлетворяем наши желания, в значительной степени определяется культурой и опытом.


РЕКОМЕНДУЕМ