гороскоп

Теория изменения основных потребностей

Абрахам Маслоу выдвинул такую теорию в зависимости от возраста. В сущности, эта теория, говорит о том, что с возрастом, человек проходит пять последовательных этапов развития. На первой стадии люди прежде всего удовлетворяют свои биологические потребности такие, как потребности в пище, сексе и крове. Если какая-либо биологическая потребность не удовлетворена, люди прекращают заниматься всем, чем бы они не занимались, и направляют все свое внимание и энергию на удовлетворение этой потребности. Если, например, какой-нибудь человек проголодается на работе, он прервет работу, чтобы поесть. Когда ребенок гуляет и вдруг почувствует, что замерз, он бросит игру и побежит домой, чтобы одеться потеплее.

Теория изменения основных потребностей

Такие наблюдения убедили Маслоу в том, что люди удовлетворяют прежде всего свои биологические потребности, а потом уже остальные.

Когда биологические нужды более или менее удовлетворены, человек придает самое большое значение безопасности. (Потребность безопасности по Маслоу можно рассматривать как примерный эквивалент основных потребностей в спокойствии и порядке). После того как биологические потребности удовлетворены, они уходят на задний план и безопасность становится самой главной целью человека.

Теория изменения основных потребностей. Третья по важности потребность по Маслоу - это социальная потребность в принадлежности. В данном случае «этот человек остро, как никогда прежде, почувствует отсутствие друзей, или любимого человека, или жены, или детей. Он будет испытывать острую необходимость в добрых отношениях с людьми вообще или, конкретнее, занять определенное место в группе, к которой он принадлежит, и он будет весьма активно стремиться к достижению этой цели. Он захочет получить это место более всего на свете и может даже забыть, что однажды, когда он был голоден, он надсмехался над любовью».

Четвертой по степени значимости Маслоу считает потребность в уважении и положении в обществе. Удовлетворение этих потребностей создает у человека чувство уверенности в себе, чувство достоинства и дееспособности; когда же эти потребности не удовлетворяются, люди ощущают свою неполноценность и беспомощность.

Если все вышеупомянутые потребности удовлетворены, полагал Маслоу, то возникает следующая потребность. Это потребность реализации собственных возможностей, потребность стать таким, каким данный человек способен стать. Именно на этом этапе наиболее полно раскрывается наша индивидуальность. Чтобы испытывать полноценное счастье, музыкант должен сочинять музыку, художник - рисовать, поэт - слагать стихи. «Человек должен быть тем, кем он может быть», - утверждал Маслоу.

Маслоу считал, что молодые люди не могут реализовать себя. Он подчеркивал, что предпосылками самореализации являются мудрость и зрелость. Процесс взросления и старения он рассматривал как возможность приобретения личного опыта, а не обязательно неизбежное движение под уклон.

Теория основных желаний человека

Хотя краткое изложение теории Маслоу не может претендовать на раскрытие всей ее сложности, я считаю, что она достаточно хорошо согласуется с некоторыми общими положениями теории 16 основных потребностей. Основным сходством является то, что, по существу, я, придерживаясь взглядов Маслоу, рассматриваю поведение как усилие, направленное на удовлетворение наших потребностей и основных желаний. Другое сходство заключается в том, что Маслоу рассматривал важное значение индивидуальности, о чем я также говорил в рамках понятия так называемого радикального индивидуализма.

В целом наши выводы согласуются с гипотезой Маслоу, согласно которой самореализация (или духовный рост человека) осуществляется с возрастом. Мы обнаружили ослабление биологических мотивов и увеличение интенсивности мотивов «самореализации». Однако наши выводы не во всем совпадают с отдельными деталями иерархии мотиваций по Маслоу. Например, Маслоу писал, что потребность в порядке относится к категории потребности в безопасности. Его теория предсказывает нисходящую тенденцию в интенсивности потребности в безопасности на более поздних этапах жизни. Результаты нашего исследования не выявили такую тенденцию. Хотя результаты анализа, проведенного Маслоу, представляются верными в отношении того, как изменяется общая мотивация на протяжении жизни человека, и в особенности в период старения, вызывает удивление, что он не смог дать достаточно верный прогноз относительно конкретных явлений.

Аспекты жизни человека

Положения моей работы расходятся со взглядами Маслоу по двум важным аспектам. Во-первых, моя теория основана на научном исследовании и, следовательно, имеет под собой существенную и фактическую основу. Я разработал профиль по Рейссу как объективную основу для определения профиля потребностей человека, и мои коллеги, и я исследовали более шести тысяч людей. Напротив, теория Маслоу не имеет под собой никакой фактической основы: Маслоу не проводил никаких научных исследований, чтобы проверить свою теорию, и он не предложил никаких доказательств, подтверждающих ее. Сам Маслоу писал в 1970 году, что он пытался найти способ подтвердить свою теорию научными методами, но не смог этого сделать. Маслоу построил свою теорию на личных мнениях о людях, которых он знал, и на изучении биографий знаменитых людей.

Во-вторых, я поддерживаю идею об индивидуальном профиле человеческих потребностей в противовес идее Маслоу об иерархии этих потребностей. По-моему, развитие личности как индивидуума лучше определять на основании профиля потребностей этой личности, чем некой единой системой мер типа иерархии Маслоу. Универсальная иерархия, рассчитанная на всех, может привести к ее неправильному использованию. Согласно иерархии Маслоу, например, человек, который сосредоточен на успехе, достиг более высокого уровня развития, чем человек, который сосредоточен на любви. Это значит, что упомянутая выше личность является, по мнению Маслоу, более «совершенным образцом» человеческой породы. Я думаю, что такая точка зрения может быть неправильно истолкована как допускающая, что те люди, которые хотят добиться успеха в жизни, являются более важными людьми, чем те, которые ищут любви, или что достижение успеха представляет собой более высокую ценность, чем романтичная любовь. Поэтому мне представляется предпочтительной концепция индивидуального профиля потребностей, с помощью которой самореализацию можно оценить индивидуально той степенью, которая достигнута каждым человеком, в соответствии со своим уникальным профилем потребностей.

Потребности человека

Ваш профиль потребностей влияет на ваше общение с другими людьми. Вы можете заметить, что с людьми, чей профиль потребностей похож на ваш, вы общаетесь легко и непринужденно. Но ваши потребности могут также создать невидимую стену взаимного непонимания между вами и людьми со схожим профилем потребностей. Существуют два основных типа взаимонепонимания, неэффективное общение и полное непонимание. Неэффективное общение имеет место в тех случаях, когда один человек не знает точку зрения другого человека; например, супруг, у которого был тяжелый день, злится, когда его просят подождать, пока будет готов обед. Эта злость непонятна партнеру, который не видел всех неприятностей, которые привели к этому. Когда позже все проясняется, жена уже лучше понимает, почему муж рассердился, даже если она не одобряет эту вспышку гнева. Наоборот, ситуация «не понимаю этого» бывает у каждого человека, обладающего такими уникальными потребностями, что мы буквально не всегда можем понимать друг друга. Дополнительная информация не решает эту проблему, а только обостряет непонимание.

Случаи полного непонимания могут иметь место между людьми, у которых высокая и низкая любознательность. Интеллектуал смотрит на не интеллектуала и удивляется, почему он не открыл для себя радости познания. Не интеллектуал смотрит на интеллектуала и удивляется, почему он такой болван.

Никакие объяснения не помогут им оценить разницу между ними - оба расстроены тем, что не могут понять, как это его собеседник может хотеть того, чего сам он терпеть не может.

Лучшее описание полного непонимания, которое я когда-либо читал, предложил в 1842 году британский философ Джордж Рамсей. Он писал:

«Такая же разница между чувством и слабым воображением у людей объясняет то, что часто наблюдалось, когда одна половина человечества проводит жизнь, удивляясь тому, чем занята другая половина человечества. Не будучи в состоянии ни почувствовать, ни вообразить удовольствие, которое можно получать из других источников, чем их собственные, они считают остальных людей немногим лучше глупцов, которые занимаются пустяками. Они считают разумными только себя, в то время как, по правде говоря, они весьма ограничены».

Полное непонимание возникает тогда, когда люди придерживаются противоположных мнений или желаний, связанных с одним и тем же понятием. У него три составляющих: неправильное понимание, самоуверенность и повседневная тирания.

Неправильное понимание относится к замешательству, которое охватывает людей, когда они пытаются понять, как может нравиться другим то, что не нравится им, или, наоборот, - не нравиться то, что нравится им. Например, некоторым людям трудно понять, почему трудоголик так много времени отдает работе.

Самоуверенность связана автоматическим высокомерием людей, которые считают, что их цели и ценности являются самыми лучшими, причем не только для них самих, но также и для других людей. Ярким примером этого являются гетеросексуальные родители, которые настойчиво уговаривают сына-гомосексуалиста встречаться с женщинами.

Повседневная тирания связана с применением тактики давления, чтобы заставить кого-нибудь изменить его или ее основные цели, ценности или образ жизни. Например, родители, которые отказываются оплачивать учебу ребенка в колледже, потому что он выбирает карьеру против желания родителей.

Греческий кинофильм «Никогда в воскресенье» передал юмористический взгляд на полное непонимание. В кинофильме рассказывается о юноше и девушке - Гомере и Илие - с совершенно разными желаниями и потребностями.

Гомер - философ, ведущий образ жизни интеллектуала (высокий уровень любознательности), а Илия - любящая развлечения проститутка, главное для которой чувства и ощущения (ярко выраженный романтизм и потребность в общении). Илия каждое воскресенье убегает, чтобы посмотреть греческие трагедии, и считает, что все заканчивается счастливо. Так как в ее воображении перемешались фантазия и действительность, то она поистине представляет антипод Гомера, который считает, что для «истинного» счастья необходимо трезво смотреть в лицо действительности. Хотя Илия кажется счастливой, Гомер думает, что глубоко в душе она «не по-настоящему» счастлива. Он пытается обратить ее в интеллектуалку, рассказывая ей о книгах, искусстве, морали и классической музыке. Сначала, благодаря его усилиям, она меняется, но к концу фильма она возвращается назад к своей прежней жизни.

В кинофильме «Никогда в воскресенье» показаны все три составляющих полного непонимания. Неправильное понимание заключается в том, что Гомер, интеллектуал, не может понять, как Илия может вообще быть счастлива своим чувственным счастьем. Самоуверенность - это проявленная Гомером убежденность в том, что интеллектуальный образ жизни потенциально может принести высшее и более глубокое удовлетворение не только ему, но и Илии тоже. В повседневную тиранию превращаются усилия Гомера, направленные на то, чтобы путем запугивания заставить Илию изменить ее образ жизни.

Полное непонимание бывает трудно распознать в повседневной жизни. Давайте поближе рассмотрим самоуверенность и повседневную тиранию, чтобы лучше понять, как проявляются эти взаимосвязанные проблемы, и почему их вряд ли когда-либо можно будет решить.