гороскоп

Почему не получаются отношения

В следующих таблицах вы увидите, как люди, которые высоко ценят каждую из 16 основных потребностей, не могут общаться с людьми, которые невысоко оценивают те же самые потребности, и наоборот. Все три элемента полного непонимания между людьми, исповедующими полярные внутренние ценности, показаны в этих таблицах. Они не понимают друг друга, проявляют самоуверенность и то ли отвергают друг друга, то ли прибегают к повседневной тирании.

Почему не получаются отношения. Непонимание партнера

Полное непонимание может иметь место между честолюбивыми и нечестолюбивыми людьми, которые испытывают основную потребность во власти с совершенно разной степенью интенсивности. Неправильное понимание происходит из того, что честолюбивые и нечестолюбивые люди видят себя совсем не такими, какими они видят друг друга. Честолюбивые люди, будучи людьми, ориентированными на успех, думают о себе, как о людях сильных и мощных, а нечестолюбивые люди критикуют их за то, что они любят командовать, управлять и за их жесткость. Нечестолюбивые люди думают о себе, как о людях, заботящихся о других людях, а честолюбивые люди критикуют их за неудачливость и лень. Самоуверенность проявляется тогда, когда, например, нечестолюбивые люди сообщают честолюбивым людям, что они были бы более счастливы, если бы они не работали так много, а могли бы остановиться и вдохнуть аромат розы. Они не понимают, что честолюбивые люди получают удовольствие от того, что они делают. Как говорил Пабло Пикассо: «Когда я работаю, я отдыхаю. Я устаю от ничегонеделания».

Тирания

Повседневная тирания встречается, например, в ситуациях, когда честолюбивые люди уговаривают нечестолюбивых людей работать больше. Я однажды попробовал помочь одной служащей, побыстрее пройти начальный этап продвижения по служебной лестнице. Я познакомил ее с влиятельными людьми, один из которых был не против оказать ей существенную помощь в карьере. Я думал, что я помог служащей, и ожидал признательности, а вместо этого столкнулся с негодованием. Я принуждал ее добиваться большего успеха, чем она хотела. Я честолюбив и ориентирован на успех и достижения, а эта женщина была нечестолюбива, и ее больше интересовала размеренная спокойная жизнь, а не переутомление от работы. С моей точки зрения, я помогал служащей добиться успеха; а сточки зрения служащей, я старался заставить ее работать больше за те же деньги.

Я ошибочно полагал, что ее цели были аналогичны моим.

Полное непонимание может иметь место между независимыми и взаимозависимыми людьми, которые испытывают основную потребность независимости с разной степенью интенсивности. Неправильное понимание возникает потому, что независимые и взаимозависимые люди видят себя совсем не такими, какими они видят друг друга. Независимые люди, которым нравится управлять своей собственной судьбой, думают о себе, как о людях, уверенных в своих силах и свободных, в то время как взаимозависимые люди критикуют их за гордый нрав, бескомпромиссность и упрямство. Напротив, взаимозависимые люди, испытывающие удовольствие от необходимости в других, считают себя людьми, которых любят и которым доверяют, а независимые люди критикуют их за то, что они незрелы и слабы.

Самоуверенность

Самоуверенность наблюдается в тех случаях, когда независимые и взаимозависимые люди навязывают друг другу превосходство своих ценностей.

Почему не получаются отношения. Уверенные в своих силах люди расхваливают достоинства независимости и предпринимательства, а взаимозависимые люди, в свою очередь, расхваливают преимущества коллективного труда и доброго отношения к другим. Повседневная тирания имеет место тогда, когда взаимозависимые люди оказывают давление на независимых людей, призывая их быть менее независимыми и проповедуя дух коллективизма. Тренеры обычно «придерживают» слишком независимых детей, которые хоть и талантливы, но не научились играть в команде. С другой стороны, независимые люди часто подталкивают взаимозависимых людей к тому, чтобы те были более самостоятельными.

Полное непонимание может возникать между умными и неумными людьми, у которых основная потребность любознательности имеет разную силу. Неправильное понимание происходит по той причине, что интеллектуалы и не интеллектуалы по разному смотрят на себя и на других. Интеллектуалы думают о себе, что они умные и интересные люди, а не интеллектуалы думают о них как о высокомерных, скучных, непрактичных или холодных аналитиках. Не интеллектуалы считают себя практичными реалистами, а интеллектуалы воспринимают их как поверхностных зануд. Самоуверенность проявляется, когда интеллектуалы доказывают, что учиться - самая большая радость или ценность, или когда не интеллектуалы утверждают, что все земные радости жизни проходят мимо умников. Повседневная тирания имеет место, когда две группы критикуют или высмеивают друг друга.

Например, в кинофильме «О Человеческом Рабстве» рассказывается история студента-медика Филиппа Кэри и официантки Милдред Роджерс. Филипп любит читать, а Милдред не питает к книгам никакого интереса. Однажды она, не сдержав своего раздражения по поводу его заумности, произносит: «Если джентльмен имеет мозги, то почему он ими не пользуется?».

Полное непонимание может возникать между неуверенными в себе и самоуверенными людьми, которые с разной интенсивностью испытывают основную потребность в признании. Неправильное понимание является результатом того, что неуверенные в себе и самоуверенные люди воспринимают себя иначе, чем они видят друг друга. Неуверенные в себе люди, которые очень остро чувствуют отказ, критику и неудачу, признают, что они ненастойчивы, нерешительны и им не хватает самоуверенности, тогда как самоуверенные люди критикуют их за то, что они всегда несчастные, слабовольные и вечно ноют.

Уверенные в себе люди, которые не сильно реагируют на отказ, критику или неудачу, считают себя настойчивыми и самоуверенными, а неуверенные в себе люди критикуют их за то, что они самодовольные и шустрые.

Самоуверенность наблюдается в том случае, если уверенные в себе люди призывают неуверенных в себе людей быть поувереннее. Неуверенные люди могут не выражать свою самоуверенность, - в данном случае они могут быть исключением из правила, это единственная группа, которая настолько лишена уверенности в себе, что не расхваливает себя. Повседневная тирания имеет место тогда, когда уверенные люди пытаются оказать давление на неуверенных людей с тем, чтобы они стали менее слабовольными и более уверенными.

Организованность и уступчивость

Полное непонимание может иметь место между организованными и уступчивыми людьми, которые испытывают основную потребность в порядке с совершенно различной интенсивностью. Неправильное понимание имеет место потому, что организованные и неорганизованные люди видят себя иначе, чем они видят друг друга.

Организованные люди считают себя организованными и аккуратными, а неорганизованные люди критикуют их за излишнюю правильность и чрезмерное внимание к мелочам. Неорганизованные люди считают себя гибкими и спонтанными, а организованные люди критикуют их за небрежность, непредсказуемость или неорганизованность.

Почему не получаются отношения. При совместном проживании каждый человек считает, что его или ее образ жизни самый лучший (самоуверенность), и пытается изменить другого (повседневная тирания). Внешний вид организованного человека по сравнению с неорганизованным более опрятен и жилье его чище, в то время как неорганизованный человек жалуется на жесткие рамки и ненужные правила. Организованные родители могут учить своих неряшливых детей грязнуль поддерживать чистоту и жить, придерживаясь расписаний и правил.

Неорганизованные родители могут учить своих детей быть более гибкими и непринужденными и не следовать бездумно правилам.

Полное непонимание может иметь место между бережливыми людьми и расточительными, которые ощущают основную потребность в бережливости с совершенно разной интенсивностью. Неправильное понимание возникает потому, что бережливые люди и расточительные видят себя не такими, какими они видят друг друга. Бережливые люди считают себя экономными, а расточительные считают их скупыми. Напротив, расточительные считают себя людьми, заслуживающими самых лучших вещей и продуктов, а бережливые люди считают их безответственными транжирами.

Бережливость и расточительность

Самоуверенность имеет место, когда бережливые люди и расточительные думают, что их способ жизни самый лучший. Например, служащие ведущих инвестиционных компаний рекламируют сбережение денег как лучший способ обеспечения счастливой жизни на пенсии. Скрытый смысл этого лозунга таков: богатыми становятся все те, кто вкладывает деньги, а не только те, кто получает от этого удовольствие.

Повседневная тирания имеет место тогда, когда партнеры обсуждают, сколько денег они сберегают и сколько тратят. Один партнер хочет больше потратить, а другой - больше сберечь. Конфликты могут возникнуть, если один партнер захочет пойти в отпуск, в то время как другой, скорее, предпочел бы положить деньги в банк. Супруги, ведущие вечные споры о том, сколько денег им тратить, могут так никогда и не разрешить эту проблему, поскольку она связана с их основной психологической потребностью.

Полное непонимание может иметь место между принципиальными людьми и людьми рациональными, руководствующимися целесообразностью, которые с разной степенью интенсивности испытывают основную потребность в чести. Неправильное понимание возникает из-за того, что принципиальные люди и люди, действующие в зависимости от обстоятельств, видят себя не такими, какими они видят друг друга. Принципиальные люди считают себя людьми с характером, а люди, действующие по обстоятельствам, критикуют их за самоуверенность и любовь поучать других.

Напротив, люди, действующие по обстоятельствам, считают себя прагматичными, реалистичными и не отличающимися от других, а принципиальные люди считают их корыстными и бесхарактерными.

Самоуверенность можно наблюдать в политических дебатах о значении «личности», в которых каждая из спорящих сторон считает себя выше другой стороны. Например, в дебатах по поводу импичмента президента Клинтона люди, высоко ценящие честь, обвиняли его в том, что он высокомерный человек, который считал себя выше всех остальных людей и выше закона. С другой стороны, рационалисты говорили, что обвинители президента Клинтона - лицемеры и ханжи, считающие себя нравственно выше всех остальных. Повседневная тирания выражалась во всей той клевете, насмешках и нападках, которые каждая из противоборствующих сторон по делу Клинтона адресовала другой стороне. Две группы обсуждали эту проблему несколько месяцев, оставшись практически на тех же позициях.

Разные потребности

По моему мнению, причина, по которой в ходе процесса импичмента позиции изменились столь незначительно, заключается в том, что суть дебатов касалась основных психологических потребностей, которые меняются не так просто. Люди пришли к согласию по фактам того, что совершил президент Клинтон, но они разошлись во мнениях по значимости его ошибок и по дальнейшим мерам. Дальнейшее обсуждение и дискуссии не помогли преодолеть разногласия, а только обострили их. Проблема заключалась не в недостатке информации и времени для обсуждения, а скорее в том, что ни та ни другая сторона не понимали позиции своего оппонента.

Полное непонимание может иметь место между идеалистами и реалистами, которые с разной степенью интенсивности испытывают основную потребность в идеализме. Неправильное понимание возникает потому, что идеалисты и реалисты видят сами себя совершенно не такими, какими они видят друг друга. Идеалистам присуще обостренное чувство порядочности или общественной справедливости, и их волнует все, что происходит в обществе. Они считают себя способными к сопереживанию, непрактичными и сострадательными, а реалисты называют их мечтателями. Реалисты, напротив, мало обращают внимания на то, что происходит в обществе, и считают себя разумными настолько, чтобы не беспокоиться о тех проблемах, на решение которых они никак не могут повлиять. Со своей стороны, идеалисты обвиняют реалистов в бессердечии, циничности и безразличии.

Самоуверенность проявляется в том, что идеалисты призывают реалистов больше вникать в проблему, или когда реалисты убеждают идеалистов в том, что их усилия бесполезны. Повседневная тирания возникает тогда, когда речь заходит о значении идеализма. В 60-е годы, например, противоборство идеализма и реализма стало главной темой, разделившей поколения американцев. Вообще говоря, «взрослые», которыми в то время считались люди, которым было за 30, отстаивали «реалистическое» представление о коммунизме, доказывая, что его следует остановить в юго-восточной Азии, в противном случае он будет господствовать во всем мире. «Дети», как называли тех, кому еще не было 30, придерживались идеалистических взглядов, рисуя в своем воображении мир без войн, наполненный любовью и покоем. Каждая сторона считала верной свою точку зрения, и люди делали все, что могли, чтобы навязать свои взгляды другой стороне.

Общительность и замкнутость

Полное непонимание может иметь место между общительными и необщительными людьми, которые ощущают основную потребность в общении с совершенно разной интенсивностью. Неправильное понимание возникает потому, что общительные и необщительные люди видят себя совсем не такими, какими они видят друг друга. Общительные люди считают себя дружелюбными, деятельными и жизнерадостными, а люди, склонные к уединению, критикуют их за поверхностность и излишнюю эмоциональность. Необщительные люди считают себя серьезными или скромными, а их антиподам они представляются напыщенными, замкнутыми и необщительными.

Самоуверенность выражается в том, что общительные люди советуют одиночкам дать выход своим эмоциям. Вы помните слова песни «Кабаре»? Они говорят, что лучше пойти куда-нибудь послушать музыку, чем проводить время сидя дома в одиночестве. В песне говорится, что жизнь на то и дана, чтобы хорошо проводить время. Ну что ж, это хорошая песня, но, сточки зрения психологии, это опять-таки пример самоуверенности, ведь она превозносит ценность общения над уединением. Необщительные люди вряд ли получат удовольствие от посещения кабаре, - они вряд ли откроют для себя радость общения, разве что будут чувствовать себя неловко в незнакомом многолюдном месте.

Повседневная тирания проявляется тогда, когда общительный и необщительный партнеры, споря и ссорясь, решают, как им проводить досуг. Одному из супругов нравится ходить на вечеринки и развлекаться, а другому больше по душе проводить спокойные вечера дома.

Полное непонимание может возникать между ориентированными на семью людьми и их антиподами, у которых основная потребность в семье выражена с разной степенью интенсивности. Люди, ориентированные на семью, любят растить и воспитывать детей, в то время как люди, которых семья не интересует, воспринимают свой родительский долг скорее как обузу, чем как радость жизни.

Роли в семье

Неправильное понимание возникает потому, что люди, для которых семья представляет большой интерес, и люди, для которых семья не представляет интереса, оценивают друг друга совершенно иначе, чем сами себя. Люди, ориентированные на семью, видят в себе заботливых воспитателей, преданных дому и семье, а людей, не интересующихся созданием семьи, они считают эгоистичными и безответственными. Люди, не ориентированные на семью, считают себя независимыми и свободными и не могут понять, почему их антиподы выбрали образ жизни, полный домашних забот и обязанностей. Когда люди, ориентированные на семью, и люди, не ориентированные на семью, живут вместе, они постоянно спорят о том, стоит ли им заводить детей (повседневная тирания).

Люди, ориентированные на семью, и люди, не ориентированные на семью, не понимают друг друга. Это непонимание стало предметом дискуссий в политическом контексте, когда была затронута тема «семейных ценностей». Каждая из сторон в этих дебатах пытается изменить общественное мнение в пользу тех людей, которые разделяют ее точку зрения. Обстановка входе этих дебатов время от времени накаляется, поскольку они связаны с основной психологической потребностью.

Самоуверенность имеет место в тех случаях, когда люди, ориентированные на семью, спорят о том, следует ли одному из родителей оставаться дома, вместо того, чтобы посвятить себя карьере. Водном из писем, недавно приведенных в газете «Коламбус Диспетч», например, некий ориентированный на семью человек высказался в том плане, что «настоящие матери» не отправляют своих детей в детский сад.

Некоторые работающие женщины, которые предпочли бы не работать, вынуждены делать это, чтобы содержать свою семью. С другой стороны, некоторые женщины хотят совмещать воспитание детей с продвижением по службе. Они полагают, что при таком сочетании возможно должным образом удовлетворить как их собственные потребности, так и нужды их детей. Тем не менее некоторых женщин интересует только карьера.

Наша центральная газета рассказала о мужчине, который ушел с поста начальника ради того, чтобы посвятить себя воспитанию троих детей. Эта статья была опубликована подзаголовком «Мужчина, который обменял карьеру на семейное благополучие».

 «Я хотел бы заработать уйму денег, - сказал он. - Но я теперь богат». Когда он остался дома и стал заботиться о детях в возрасте 2, 4 и 6 лет, его жена пошла работать в крупный государственный банк. Жена оценила его усилия, а его друг, как передали, решил, что он « поехал», и подшучивал над ним (форма повседневной тирании), насмехаясь над его образом жизни. Шутки на тему «мистер мама», которые отпускали его приятели, «достали» его до такой степени, что даже он стал сомневаться, правильно ли он поступает. Хотя люди, которые смеялись над ним, понимали, что ему нравится то, что он делает; до них не доходило то, как вообще кому-либо из мужчин может нравиться быть «домохозяином», поэтому они и считали его глупцом (неправильное понимание).

Полное непонимание может иметь место между людьми, относящих себя к элите, и поборниками равноправия, которые испытывают основную потребность в положении в обществе с весьма различной интенсивностью. Неправильное понимание происходит из-за того, что люди, относящие себя к элите, и поборники равноправия считают себя совершенно не такими, какими они воспринимают друг друга. Люди, относящие себя к элите, которые гордятся своим положением в обществе, придают большое значение престижным вещам. Им правится думать о себе как о значительных людях, а поборники равноправия осуждают их за снобизм. Поборники равноправия высоко ценят внимание к человеческой сущности каждой личности как к главной ценности в жизни. Они любят думать о себе как о справедливых и демократичных эгалитаристах, но люди, относящие себя к элите, считают их незначительными людьми из низов общества. Самоуверенность проявляется в том случае, когда люди, относящие себя к элите, полагают, что они выше всяких законов и значительнее всех. Это также случается, когда эгалитаристы одобрительно похлопывают друг друга по плечу, демонстрируя свою демократичность.

Положение в обществе

Повседневная тирания имеет место, когда родители уговаривают подростка обращать больше внимания на то, что могут подумать соседи, на необходимость опрятно одеваться или приобретать только престижные вещи.

Вот еще один пример: навестить некую студентку, больше года прожившую на небольшую стипендию, приехала ее состоятельная мать. Осматривая гардероб дочери, мать была крайне удивлена тем, что у нее одежда из «сэконд-хэнда». Она решила купить своей дочери дорогую одежду, а заодно по-новому обставить ее комнату в общежитии. Дочь категорически отказалась от этого, после чего они долго спорили по этому поводу.

Различия в потребности в положении в обществе могут стать источником конфликта супругов. Партнер, который «соединяется с более богатой половиной» с целью удовлетворения своей потребности в высоком статусе, может почувствовать необходимость в своем собственном утверждении - например, такой муж богатой жены испытывает необходимость доказать, что он может обеспечить свое будущее. Партнер, который «вступает в брак с менее богатой половиной», но имеет сильную потребность в высоком положении в обществе, может негодовать по поводу потери положения в обществе по вине супруга/супруги и сомневаться в мудрости такого решения. «Вы вступили в брак со мной только из-за моих денег», - думает богатый супруг/супруга.

Полное непонимание может возникнуть между людьми, ориентированными на конкуренцию, и людьми, ориентированными на сотрудничество, которые обладают разными степенями интенсивности основной потребности в мщении. Неправильное понимание возникает потому, что они видят себя совсем не такими, какими они видят друг друга. Люди, ориентированные на конкуренцию, считают себя победителями, а люди, расположенные к сотрудничеству, считают их агрессивными. Самоуверенность проявляется тогда, когда склонные к сотрудничеству люди убеждают сторонников конкуренции стать менее агрессивными, и когда люди, готовые конкурировать, призывают людей, готовых к сотрудничеству, бороться за свои права, потому что они живут в мире, где «человек человеку - волк».

Повседневная тирания проявляется, например, когда люди, готовые к сотрудничеству, пропагандируют преимущества сотрудничества. Хорошим примером в данном случае является аргументация Альфи Кона, согласно которой школы должны использовать преимущества совместной учебы.

Американские школы предлагают два основных метода обучения, как писал Кон. По одному методу дети соревнуются за «условные» звания и призы, а по другому они вместе работают в небольших группах, называемых группами «совместного обучения». Кон дал «строгое» научное обоснование своему методу, поддерживающему сотрудничество. Но фактически его увлекла самоуверенность, поскольку он не учел индивидуальных особенностей учеников и счел, что его ценности следует навязывать всем.

Полное непонимание может иметь место между сенсуалистами и аскетами, которые с разной интенсивностью переживают основную потребность в любви. Поклонниками чувственности движет стремление получить максимум удовольствия, а аскеты руководствуются отказом от всяких удовольствий. Неправильное понимание возникает потому, что сенсуалисты и аскеты видят себя совсем не такими, какими они видят друг друга. Сенсуалисты полагают, что аскеты умственно неуравновешенны или у них существуют проблемы с сексом, в то время, как аскеты воспринимают сенсуалистов как сластолюбцев, которых интересуют легкодоступные удовольствия.

Понятие секса

Самоуверенность и повседневную тиранию можно наблюдать в спорах о морали, в которых сенсуалисты и аскеты критикуют ценности друг друга, восхваляя свои собственные. Платон был хорошим примером человека, который критиковал ценности сторонников теории чувственности. Даже до того, как религия объявила, что секс - это грех, Платон жаловался, что секс отвлекал его студентов от изучения философии; очевидно, он не принимал во внимание тот факт, что его студенты предпочитали секс его лекциям. Он писал:

«(Те), кто проводят все свое время, упиваясь наслаждениями, и в потворстве своим желаниям находят смысл жизни, на самом деле постепенно скатываются вниз... Практически никогда не услаждавшие себя истинной пищей, удовольствие, которое они вкушают, сомнительно и нечисто... Они растят жир и потомство, и в своей алчной борьбе бьют ногами и руками друг друга до смерти..., потому что они никогда не насытятся... Разве из этого не следует, что удовольствия, которые дает такая жизнь, это иллюзорные призраки реального удовольствия?

Хью Хефнер - хороший пример сластолюбца. Хефнер сказал, что если бы люди думали о сексе, как о чем-то неприятном, они не покупали бы его журнал. Поэтому он разработал «философию Плейбоя», которая, по существу, утверждает, что секс - это хорошо. Споры между приверженцами чувственности и ее противниками ведутся на протяжении столетий, и они никогда не завершатся, потому что это связано с различной оценкой людьми своей основной психологической потребности.

Полное непонимание может иметь место между здоровыми и слабыми едоками, которые испытывают основную потребность в еде, резко отличающуюся по интенсивности. Неправильное понимание возможно потому, что здоровый и слабый едоки видят себя совершенно не такими, какими они видят друг друга. Здоровые едоки считают себя счастливыми людьми из плоти и крови, а слабых едоков они воспринимают как людей, решивших пойти на самопожертвование. Слабые едоки считают сами себя людьми с сильной волей, стройными и здоровыми, а критикуя любителей поесть, называют их обжорами, у которых нет силы воли. Эти различия отражают отношения культур к полным и худым людям. И самоуверенность, и повседневная тирания ярко проявляются в негативном отношении американского общества к полным людям. Хорошим примером были остроты по поводу любви президента Клинтона к гамбургерам фирмы «МакДональд». Худые люди могут посмеиваться над привычками президента Клинтона, культивируемыми в еде, потому что, по их мнению, это говорит об отсутствии у него самоконтроля.

Активность людей

Полное непонимание может иметь место между активными и неактивными людьми, которые испытывают основную потребность в физической активности, резко отличающуюся по интенсивности. Неправильное понимание возникает потому, что активные и неактивные люди видят себя совершенно не такими, какими они видят друг друга. Активные люди, которые любят работать, считают себя спортивными, сильными и здоровыми, а неактивные люди считают их «физкультурниками», стимулирующими себя физической нагрузкой. Неактивные люди, которые не любят тратить слишком много энергии, считают себя спокойными, сами себя контролирующими, а активные люди считают их ленивыми.

Люди, расположенные к занятиям спортом, иногда создают свою собственную субкультуру в рамках школ, а, возможно, и в обществе. Например, несколько лет назад в ведущем университете некий неблагополучный баскетболист был обвинен в воровстве. Тренер по легкой атлетике счел это крайним проявлением непорядочности и немедленно объявил об исключении этого игрока из школы. Однако от администрации факультета пришел запрос, в котором спрашивали, какое право имеет тренер по легкой атлетике исключать студентов из университета. Предметом возникших дебатов стало выдвинутое предположение, что этот студент каким-то образом «принадлежит» к спортивному факультету.

Самоуверенность явно присутствует тогда, когда активные люди уверены, что их образ жизни приносит самое большое счастье. Вы можете часто наблюдать повседневную тиранию, проявляющуюся в том, что активные люди читают нотации неактивным людям по поводу важности регулярных занятий физкультурой и опасности бездеятельности. Активные люди часто думают, что, если бы только неактивный человек занялся физическими упражнениями, то ему бы это понравилось, и они не могут понять, как это кто-то может наслаждаться «лежанием на диване». Боб Грин в своей книге «Держи связь» критикует физическую пассивность, называя ее «леностью» и грехом.

Робость и смелость

Полное непонимание может иметь место между робкими и смелыми людьми, которые испытывают основную потребность в спокойствии в разной степени. Неправильное понимание возникает потому, что робкие и смелые люди видят себя совершенно не такими, какими они видят друг друга. Робкие люди считают себя осторожными и благоразумными, в то время как смелые люди считают их трусливыми. Смелые люди считают себя храбрыми и отважными, а робкие люди считают их безрассудными сорвиголовами, которые подвергают себя ненужной опасности.

Люди, которые занимаются биржевыми операциями, представляют много примеров самоуверенности. Осторожные инвесторы говорят: «Если вы можете оставаться спокойным на бирже в то время, как все паникуют и стремятся все продать, то, возможно, вы не понимаете, что происходит». Как следует из этой фразы, робкие люди видят мудрость в том, что нужно помнить о риске. Полагая, что робость может быть добродетелью, такие инвесторы легко поддаются страху в отношении своих позиций на бирже и могут продать акции слишком рано.

Поскольку они не склонны к риску, то предпочитают иметь дело только с самыми надежными инвестициями. «Лучшая сторона отваги - благоразумие», - как писал Шекспир. С другой стороны, смелые инвесторы приводят свои поговорки: «Рынки преодолевают преграды тревог» и «Кто не рискует, тот не пьет шампанского». Смелые инвесторы, будучи любителями острых ощущений, видят мудрость в «активном штурме». Они могут идти на риск, иногда выигрывая, а иногда теряя кучу денег.

Повседневная тирания имеет место, когда храбрые люди агитируют робких людей быть храбрыми. Известен такой случай, который произошел во время Второй Мировой войны, когда генерал Джордж Паттон посетил госпиталь и разгневался на солдата, у которого было психическое заболевание, но не было никаких явных признаков физического недомогания.

Паттон шлепнул солдата, назвал его в присутствии других людей трусом, заставил его покинуть больницу и отправиться в его часть. (Позже Паттон был призван к ответу американским командованием за то, что спутал психическое заболевание с трусостью). Система 16 основных потребностей показывает, что отрицательное отношение Паттона к робким людям явилось одним из примеров более общей склонности людей, диаметрально противоположных по своим основным потребностям, пренебрегать мнениями друг друга (или, по крайней мере, не понимать их).

Полное непонимание составляет часть нашей повседневной жизни. Несмотря на то, что некоторые примеры забавны, полное непонимание может стать серьезной проблемой. Порой оно выливается в ожесточенные битвы на поприще культуры, но даже, если этого и не происходит, то становится главной причиной того, что в людях не нравится друг другу. Это настолько укоренилось в человеческом сознании, что люди не осознают, когда это происходит с ними, и как это влияет на формирование предубеждения по отношению к другим людям.

Интересно, что полное непонимание прежде всего возникает, когда люди имеют совершенно различные профили потребностей (мотивы, удовольствия и ценности). Но, как правило, этого не наблюдается между людьми, у которых разные способности, мнения, индивидуальности или привычки. Люди могут научиться ценить других людей, отличающихся от них во многих отношениях; и только тогда, когда это касается удовольствий, ценностей (оценок) и потребностей, может возникнуть полное непонимание.


РЕКОМЕНДУЕМ