гороскоп

Лечебная магия растений

Трехлистный клевер часто используется в ритуалах лечебной магии растений, предназначенных для защиты или сохранения молодости и красоты, а также его носят на теле для защиты от зла. Редкий цветок о четырех листках – символ удачи. По легенде, Ева взяла с собой один четырехлистник на землю как память о райском саде. Четырехлистный клевер носят при себе, чтобы избежать душевного расстройства. А вот клевер с пятью лепестками – символ несчастья.

С древних времен клевер был составной частью ароматических целебных ванн и лечебных чаев. Сок свежей травы использовался в качестве ранозаживляющего средства при золотухе, отвар травы – как мочегонное средство при заболеваниях почек. Соцветия клевера применяют при хроническом кашле, бронхиальной астме, коклюше, стенокардии, малокровии, как кровоостанавливающее, противопростудное средство и при женских болезнях. Настой травы или цветочных головок пьют при гипертонии, бессоннице, простуде и особенно при головокружении.

Клевер – прекрасный медонос. Его можно использовать для приготовления салатов.

Лечебная магия растений. НАРЦИСС из–за своих одурманивающих свойств называется также цветком забвения.

С этим цветком связаны различные легенды, самая распространенная из них – древнегреческий миф о юноше, который, увидев свое отражение в ручье, не смог оторваться от него и погиб, бросившись в воду.

Особая роль отводилась этому растению в эротической культуре. Европейские травники считали цветок нарцисса талисманом, привлекающим любовь женщин, и, касаясь плотской стороны любви, рекомендовали мужчинам для увеличения потенции пить воду, полученную из луковиц нарцисса путем перегонки, а женщинам для поддержания своей привлекательности – омывать этой водой грудь.

Язык цветов нарциссу приписывает обманчивые надежды и желания; константинопольский нарцисс, совсем напротив, имеет положительное значение – доверие.

ПАДУБ. Падубы издавна ценились человеком. Как и омелу, остролисты использовали еще в Древнем Риме во время сатурналий в качестве символа здоровья и счастья, на месте которых с приходом христианства возникло Рождество. В верованиях друидов падуб символизировал солнце, поэтому древние кельты украшали свои жилища молодыми побегами растения в хмурые зимние месяцы. До сих пор остролист является традиционным рождественским растением и широко используется во время зимних праздников в качестве украшения для помещения и праздничного стола и как материал для изготовления рождественских венков. Североамериканские индейцы использовали листья местного чайного падуба, известного своими слабительными и рвотными свойствами, в качестве противоядия, в частности во время ритуальных обрядов. Из молодых листьев и прутиков падуба они делали напиток, который называли чаем.

В христианстве падуб иногда изображают как дерево, из которого был изготовлен крест для Христа (подобно дубу и осине), причем его острые листья олицетворяют терновый венец и страдание, а красные ягоды – кровь Христа.

Падуб означает добрую волю и радость.

Лечебная магия растений. ИРИС получил свое имя по имени древнегреческой богини Ириды, которая как посланница богов сходила по радуге на землю, и в переводе с греческого означает радуга. Название этому цветку дал Гиппократ.

Листья ириса богаты аскорбиновой кислотой. Корневища используется в медицине как потогонное, отхаркивающее и слабительное средство. Размолотые в муку корни ириса могут добавляться в кондитерские изделия, используются как ароматизаторы, в небольших количествах входят в состав специй. В Армении из лепестков варят варенье.

Ценное эфирное масло, получаемое из цветков, идет на производство парфюмерной продукции высшего качества,– оно очень дорого.

Ирис является символом Франции и на языке цветов означает весть, послание; сдругой стороны – «твоя дружба значит для меня очень много».

ПЛЮЩ. Вечнозеленый плющ – символ бессмертия, вечной жизни. Кроме того, символ дружбы и нежной привязанности.

Некоторые травники советуют употреблять настой плюща при болезнях печени, селезенки, при желтухе, почечнокаменной болезни, ревматизме и особенно при подагре. Наружно настой применяют для обмываний при кожных сыпях, чесотке, дерматитах головы, ожогах и гноящихся ранах. К ожогам и гнойным ранам также можно прикладывать свежие измельченные листья.

Это растение было известно в глубокой древности; угреков оно служило эмблемой веселья и любви, связывалось с древнегреческим богом Вакхом, богом виноделия, производительных сил природы, вдохновения и религиозного экстаза. При торжествах и на пирах поэты украшали свои головы венком из плюща.

Плющ на языке цветов означает гармоничную любовь, верность, дружбу.

БОЯРЫШНИК – одно из тех растений, которое довольно активно используется в народной медицине. Он понижает кровяное давление, улучшает сон у сердечных больных, понижает возбудимость центральной нервной системы, усиливает кровообращение в коронарных сосудах сердца и сосудах мозга. Водный настой, спиртовая настойка и экстракт плодов понижают возбудимость сердечной мышцы и способствуют повышению ее работоспособности.

С боярышником связано несколько легенд. В кельтской традиции он является деревом божества зимы и тьмы; вдругом варианте – отцом Олвена, который из–за тяжелых больших ресниц, покрывавших его плечи, был не в состоянии видеть, пока ему (здесь вспоминается наш Вий) не поднимали ресницы вилами. Кельты считали боярышник деревом принудительного целомудрия, он связывался с маем – изначально месяцем ритуального воздержания от полового общения, а позже месяцем оргиастических обрядовых празднеств вокруг так называемого майского дерева.

В Древней Греции ветки боярышника возжигали на алтарях Гименея, цветы этого дерева украшали невесту на брачной церемонии. А римляне, чтобы отвадить злых духов от своих малышей, клали листья боярышника в их люльки.

Также существует легенда, согласно которой Генрих VII избрал боярышник в качестве собственного символа, после того как обнаружил корону поверженного им в битве у Босворта в 1485 году короля Ричарда III на кусте боярышника,– эта корона теперь принадлежала ему по праву завоевателя.

Христиане связывают боярышник, как и некоторые другие растения, с Девой Марией. Кстати, интересно сравнить слово «боярышник» с исконно русскими «боярышня», «барышня».

В европейской традиции считается цветком фей. Венок из майских цветов боярышника – знак девственности, непорочности или чудесного девственного зачатия. Ассоциация между его весенним цветением и девственностью привела к народному поверью, что он защищает целомудрие.

Видимо, такие ассоциации определили использование боярышника в защитной и любовной магии, в заклинаниях, которые должны ускорить вступление в брак или упрочить его.

Символизирует надежду, когда изображают его цветущим, поскольку возвещает о пришествии весны.

Лечебная магия растений. ЛАВР благородный – вечнозеленый субтропический кустарник, листья и плоды которого являются классической пряностью. Это культовое дерево связывают главным образом с мифологическим образом античного бога Аполлона, являющегося символом мужской красоты. Овидий в своих «Метаморфозах» повествует о том, что Аполлон влюбился в нимфу Дафну и преследовал ее. Однако его любовь была тщетна: Эрот, оскорбившись насмешкой Аполлона в свой адрес об умении метко стрелять, послал две стрелы. Первая пронзила Аполлона, вызвав страстную любовь, а вторая, убивающая любовь, попала в Дафну. Измученная вечными преследованиями Аполлона, Дафна обратилась к отцу Пенею и Земле, чтобы те помогли скрыться ей. Отняв у Дафны ее образ, Пеней превратил нимфу в лавровый куст. А опечаленному Аполлону не оставалось ничего иного, как носить на своей голове венок из вечнозеленого лавра – в знак своей несчастливой любви.

В связи с этим любопытно, что на Руси до XVIII века лавровый лист называли дафния.

В Греции лавровыми листьями украшали жилища, чтобы освежить помещение. В матрацы подкладывали лавровые ветки – для того, чтобы видеть вещие сны.

Существовало поверье, что лавр спасает от удара молнии.

А лавровыми венками украшали головы победителей в Древней Греции. Несколько тысячелетий эта традиция сохраняется и в других странах, например в Англии. От слова «лавр» произошло слово «лауреат» – «увенчанный лаврами».

Сегодня мы знаем лавр прежде всего как пряность, которую используют в кулинарии. Однако долгое время назначение его было несколько иным: лавр применялся для ароматизации воды, которой омывали руки перед едой. И только с I века н.э. его стали использовать в качестве пряности (как листья, так и черно–синие плоды).

В Европу лавр попал сначала тоже не как пряность, но в качестве лечебного средства. Авиценна, например, утверждал, что лист лавра облегчает боли в суставах, снимает напряжение, одышку, а кора и костянки его обладают способностью выводить камни из почек и печени.

В ароматерапии лавр используется как дезинфицирующее, согревающее, способствующее пищеварению, укрепляющее желудок, противосудорожное, улучшающее кровообращение средство. Лавр рекомендуется при инфекциях дыхательных путей, заболеваниях желудочно–кишечного тракта, коликах, при ревматизме и подагре. Наружно в виде компрессов эфирное масло используют при кожных болезнях, а в виде массажных масел при коликах и растяжениях.

Символ бессмертия, триумфа и побед, лавр на языке цветов означает «не изменю до самой смерти».

ЛИЛИЯ – символ чистоты, невинности. Ей приписывали божественное происхождение древние греки: по их словам, она выросла из молока матери богов Юноны. Славой непорочности этот цветок пользовался и у древних иудеев. По их преданиям, лилия росла в райском саду во время искушения Евы дьяволом, но прекрасный цветок остался таким же чистым, как и был, и никакое зло не осмелилось коснуться его.

Тирский архитектор, строивший храм Соломона, придал капителям изящную форму, напоминающую лилию, и украсил изображениями цветка стены и потолок, полагая, что образ этого цветка способен усугубить молитвенный настрой.

Существует также предание, что под желтой лилией, которая обыкновенно растет среди камышей, остановилась колыбель Моисея.

Изображение лилии в иероглифах египтян обозначает то кратковременность жизни, то свободу и надежду. Из этого цветка готовили знаменитое в древности благовонное масло.

Римлянки во время праздника, посвященного Флоре, убирали лилиями и статую самой богини растительного царства, и весь амфитеатр, публику, арену, ложи. Этот цветок считался у римлян символом надежды, и его изображение помещалось даже на монетах как символ ожидания народом приятных благ от царствующего царя.

Бог грома Тор, мифологический персонаж древних германских народов, всегда изображался держащим в правой руке молнию, а в левой скипетр, увенчанный лилией. Ее благоухающий венчик считался также волшебным жезлом Оберона и жилищем эльфов. Каждая лилия имеет своего эльфа, который вместе с нею родится и умирает. Венчики этих цветов служат эльфам колокольчиками, звоном которых они собирают своих собратьев на молитву.

В Германии об этом цветке сложено немало легенд, связанных с загробной жизнью. Лилия служит у немцев, как и надгробная роза, свидетельством то преданности, то посмертной мести покойника. По народному поверью, ее никогда не сажают на могилах, а она сама вырастает там, где покоится самоубийца или человек, погибший насильственной, а также вообще страшной смертью. На могиле убитого лилия – предвестник мести; появившаяся на могиле грешника, она – знак искупления грехов, и тогда на лепестках лилий, по поверью, появляются какие–нибудь написанные золотом слова.

Нигде лилия не имела такого исторического значения, как во Франции. Говорят, что основатель французской монархии язычник Хлодвиг, поняв, что проигрывает аллеманнам в сражении при Толбаке, вознес молитву о победе христианскому Богу. Хлодвигу явился ангел с лилией и сказал, чтобы отныне он сделал этот цветок своим оружием и завещал своим потомкам. Хлодвигу была дарована победа в этой битве, и он со своим народом принял крещение. С тех пор лилия во Франции символ королевской власти под сенью церкви.

В XII столетии избирает своей эмблемой лилию и Людовик VII, при нем впервые появляется белое знамя с тремя золотыми лилиями, которое впоследствии становится не только эмблемой королевской власти, но и преданности папскому престолу.

Лилия вообще считалась очень почетным знаком на гербах и встречалась даже на монетах.

У испанцев и итальянцев лилия считается преимущественно цветком Пресвятой Девы. В венках из лилий идут молодые девушки в первый раз к причастию. В Пиренеях существует обычай 24 июня, в Иванов день, приносить в церковь огромные букеты лилий для освящения. Потом эти лилии крест–накрест прибивают над дверью каждого дома, который с этой минуты считается находящимся под охраной Иоанна Крестителя. Эти букеты остаются до следующего Иванова дня.

Существует поверье о красной лилии: будто она изменила цвет в ночь перед крестным страданием Спасителя. Когда Христос, томимый тяжелой тоской, проходил по Гефсиманскому саду, все цветы склонялись перед ним. Одна лилия осталась стоять прямо, желая, чтобы Христос хорошенько насладился ее запахом и красотой. И Он действительно остановился на мгновение, но когда Его страдальческий взор упал на белый цветок, то лилия, сравнив свою гордость с Его смирением, устыдилась, и залилась румянцем. Вот почему, добавляет легенда, красные лилии никогда не стоят с поднятыми головками и к ночи всегда смыкают свои лепестки.

Почитают лилию также как символ Троицы и трех богословских добродетелей – веры, надежды, милосердия.

На языке цветов белая лилия означает скромность, чистоту, невинность.

ЛОТОС – священный цветок древних египтян, символ красоты, чистоты, стремления к солнцу, свету. Этот образ пронизывает все египетское искусство, начиная от лотосовидных капителей храмовых колонн и заканчивая миниатюрными туалетными сосудами и ювелирными украшениями.

В различных традициях реализация потенциальных возможностей изображается как распускание цветка на поверхности вод; на Западе это роза или лилия, на Востоке – лотос. Космический лотос выступает как образ творения, возникновения мира из первоначальных вод или из пустоты; это особый универсальный принцип, управляющий миром и развивающейся в нем жизнью.

В Древнем Египтес образом лотоса связывалось творение, рождение и Солнце как источник жизни. Этот великий цветок распустился, поднявшись из глубин первичных вод, и вынес на своих лепестках бытие, воплощенное в образе солнечного божества, золотого младенца: из лотоса рождается бог солнца Ра. Цветок лотоса мог служить троном Осириса, Изиды и Нефтиды.

В Древней Индии лотос выступает как символ творческой силы, как образ сотворения мира, символ Вселенной, отображение земли, которая плавает, подобно цветку, по поверхности океана.

В буддизме лотос символизирует изначальные воды, духовное раскрытие, мудрость и нирвану. Лотос посвящен Будде, явившемуся из этого цветка в виде пламени. Это образ чистоты и совершенства: вырастая из грязи, лотос остается чистым – так же, как Будда, рожденный в мире.

Кроме того, в буддизме с появлением лотоса связывается начало новой космической эры. Полный расцвет лотоса олицетворяет колесо непрерывного цикла существования.

В Китае лотос почитался как священное растение еще до распространения буддизма и олицетворял чистоту и целомудрие, плодородие и производительную силу.

В греко–римской культуре лотос посвящался Гере и Афродите. В золотом челне в форме лотоса совершает одно из своих путешествий Геракл.

На языке цветов лотос означает ушедшую любовь.

НОГОТКИ, названные так в народе по форме семян, или, по–научному, календула (от лат.calendae – «первый день месяца»),– эти цветы хорошо известны своими лекарственными свойствами.

Первые сведения о календуле как лекарственном растении были найдены у древнегреческого военного врача и философа Диоскорида, жившего в I веке н.э. Он использовал настой календулы при заболеваниях печени как средство, устраняющее спазмы внутренних органов, а также полагал: «Если беременная женщина дотронется до горных ноготков или введет их в виде свечек, то тотчас выкинет». На Диоскорида ссылались последующие исследователи, в том числе Авиценна. Последний считал, что календула помогает от всех ядов и особенно от укусов ядовитых животных.

Страницы:

1 2 3 4 5

РЕКОМЕНДУЕМ