гороскоп

Народный праздник 2 августа

По народному поверью, этот день находился под покровительством всесильного Громовика - божества, повелевавшего всеми небесными силами. Язычники называли его сначала Сварогом, а чуть позже Перуном. Но с приходом на Русь христианства грозами, громами и молниями стал управлять библейский пророк Илья.

Говорят, мчался он по небу на своей огненной колеснице, запряженной шестеркой норовистых жеребцов, а стук колес по лазоревой мостовой громом на земле отдавался.

Приметы на народный праздник 2 августа

Для всех святых развозил Илья по небу воду, а когда ненароком расплескивал ее, то она дождем проливалась, где ласковым благодатным, а где как из ведра поливало, да не час другой, а целую неделю или поболе. А так как свои небесные вояжи совершал пророк ежедневно, то и вероятность дождя была немалая, поэтому нередко приходилось, вздыхая, отмечать: «До Ильи и поп дождя не вымолит, а после Ильи и баба фартуком намашет».

А как было не вздыхать, если: «придет Илья - принесет гнилья».

Вот и старались, зная крутой, несговорчивый нрав пророка, все сено до этого дня высушить и в стога убрать. «Илья-пророк - косьбе срок», и если «до Ильи в сене пуд меду, то после Ильи - пуд навозу».

Но ведь недаром Илью громовиком называли и, конечно, обязанности его сводились не только к снабжению святых ключевой водой. Одной из главных задач грозного пророка было выявление и наказание грешников и тех, кто в этом повинен был,- представителей всех видов и родов силы нечистой. Никого не щадя, метал Илья на землю громовые стрелы, одни из которых - огненные- вызывали пожары, а другие - каменные - расщепляли деревья, крушили постройки и поражали нечисть всякую, а также вольно или невольно согрешивших в чем-то людей.

Ох и боялись же грозного пророка нечистые и, спасаясь от его гнева, превращались в птиц, зверей или даже человеческий облик принимали. Потому-то в российских деревнях во время грозы не только чужого в дом не пускали, но даже кошек и собак старались выгнать за дверь, опасаясь «бесовской подмены». А богомольные старушки сыпали ладан на угольки в печной загнетке, помня о том, что «черт ладану боится». И при каждом раскате грома или вспышке молнии налагали на себя крестное знамение со словами самой простой, но очень подходящей к этому случаю, молитвы: «Свят, свят, свят».

Помнили о вековых обычаях или, вернее, вспоминали о них не только старики и старухи, но и те, кому в другое время и недосуг было о Боге подумать. Недаром же до сих пор жива пословица: «Пока гром не грянет, мужик не перекрестится». А во время грозы о всевышнем только и думали, на его благосклонность уповали и о защите молили.

Календарь праздников. Народный праздник 2 августа. Деревенские хозяйки никогда бы не позволили себе во время грозы ходить с растрепанными волосами, дабы анчутке беспятому укрыться было негде. Но и причесаться никто бы из них не решился, ведь многих таких баб Илья своей стрелой громовой оглушил в наказанье, а кое-кого и насмерть забил. Пустую посуду в избе нужно было вверх дном повернуть, а полные горшки закрестить или хотя бы прикрыть щепочкой.

Стараясь избавиться от «бесовской» компании и не допустить ее даже к порогу дома, в Ильин день постились, мазали молоком косяки дверей, вывешивали на окна полотенца, которыми вытирали покойника при обмывании. А в красном углу избы зажигали свечу, с которой в Страстной четверг в церкви молились.

Но надежнее всего защищал в грозу от гнева Господнего и громовых стрел Ильи-пророка чертов палец - конусообразный камешек из оплавившегося от удара молнии песка. В это средство верили все поголовно и, найдя такой «скипень» на песчаном берегу речки, бережно хранили его, пряча в самых укромных уголках дома, а чаще всего на чердаках под застрехой.

А кроме того в грозу никто не решился бы прятаться под деревьями, скакать верхом на лошади или сидеть в телеге. Эти места служили укрытием для нечистой силы, и по ним Илья-громовержец «палил» без разбора, поражая и бесов и людей, которые, что называется, просто под руку попали. Он ведь - Илья - во гневе страшен был и мог одним махом все стога на полях спалить или деревню поджечь. А гасить такие пожары водой за грех почиталось, только молоко от черной коровы и могло помочь. Да где же его на целую деревню-то сыщешь!

Поэтому на Илью старались люди зря Бога не гневить, а работу поближе к дому находили. В одних губерниях принято было устраивать себе постели из новой соломы: «Ильинская соломка - деревенская перинка». В других - пекли ржаной хлеб и несли для благословения в церковь. А пчеловоды мед качали, который в этот день раскупали необычайно быстро, говоря про особо удачливых пасечников: «Богат, как Ильинский сот».

Но чтобы не делали россияне, чем бы не занимались, а на небо не забывали поглядывать, крестясь и приговаривая: «Спаси Господи, сохрани и помилуй».


РЕКОМЕНДУЕМ