АстроМеридиан.ру
Сонник - толкование снов бесплатно онлайн » Лучшие и точные сонники » Как трактуют сны древние и современные христиане?

Интерпретация снов в христианстве

сны и христианство

В начале IV века, когда император Константин обратился в христианство, римляне прекратили преследовать христиан. Говорят, что сменить веру его заставил сон. Не удивительно, что раннее христианство следовало эллинистической концепции, согласно которой сновидение — это диалог с богами. Тертуллиан (начало III в.), один из первых христиан, который писал о сновидениях, утверждает, что «человечество познало бога через сновидения».

Как толковали сны древние христиане?

Обычный сон скупо упоминается в ранних христианских источниках. В основном в них описываются видения. Со времен античности аскетизм был способом достижения видений, схожих с теми, что возникали в процессе инкубации. Инкубацию продолжали практиковать, но уже не в святилище, а на могиле мученика. Христиане сохранили пост и молитву, принятые у язычников, но на толкование снов был наложен официальный запрет вопреки тому, что в Библии сказано: «Я во сне говорю с ним» (Числа 12:6) и «Юноши ваши будут видеть видения, и старцы ваши сновидениями вразумляемы будут» (Деяния 2:17).

Тертуллиан полагает, что христиане должны интерпретировать сны иначе. Новый подход, описанный в книгах, но ограниченный принятой идеологией, вдохновлял христиан на поиски видений, но отбивал у них охоту видеть обыкновенные сны. Такой подход помогал заменить пантеон языческих богов монотеистическим Богом, и, следовательно, сонм демонов воплотился в единственной силе, способной противостоять Богу, в Сатане. Сатане приписывали большинство сновидений, и потому стремились избавиться от них.

Особенности толкования снов в христианстве

Христианские авторы, желая отойти от эллинистической классификации сновидений, обращались к другим методам, основанным на новом восприятии отношений человека с божественным. И все же Тертуллиан говорит о тех же источниках сновидений, что и греки (стоики) — бог, душа, демоны. Только теперь они представлены в духе христианства. В христианской методологии истолкования (как объяснял Тертуллиан) было необходимо сначала установить источник сновидений. Идут ли они от Бога (если все идеологические требования соблюдены), Дьявола (наиболее частый источник) или от самого человека. Последний источник еще называли душой, которая подвержена влиянию разума, тела и дневных забот. «Принято считать дурным знаком, когда сны происходят от чрезмерной еды или питья или от потребностей плоти» (стандартное объяснение влажного сна).

Блаженный Августин (354-430) считал, что сны помогают понять, как работает разум человека, но в сновидении нельзя постичь божественную истину. Когда, следуя взглядам христиан, мы обращаемся к видению святого Петра о его восхождении на третье небо (2 Кор. 12:1-4), у нас возникают сомнения. Речь идет о физическом видении вкупе с ощущениями или о духовном опыте? Спал апостол или бодрствовал, когда это произошло? В тексте описывается сон или экстатическое видение? Чтобы разрешить это противоречие, блаженный Августин установил отличия между разными типами видений.

Типы снов в христианстве

Одно из них — ekstasis — это видение в состоянии бодрствования. Поэтому через много веков Хильдегард оф Бинген (1098-1178), христианский мистик, не мог описать свои видения как сны (чтобы избежать подозрения в дьявольском наущении), ни как результат чувственного опыта, но только как видения наяву. Видение — эго «зрение» в измененном состоянии сознания. Жаль, что оно заключено в теле, чьи способности ограничены — будь то сон или явь. Телу трудно освободиться от оков реальности, поэтому сложно провести границу между видением и галлюцинацией, как признается сам Хильдегард в Liber Scivias - И если видения неотличимы от сновидения, значит, их образы тоже обманчивы. Человек переживает видение, пребывая где-то между сном и явью, и состояние тела играет немалую роль в достижении видений. Другими словами, качество видения — божественного или дьявольского, вдохновенного или сумрачного — зависит только от состояния тела.

Круговорот завершился. Сновидения постепенно утратили свою волшебную природу. Они больше не были чудесными посланиями. Сны недолго оставались привилегией правителей и жрецов, они приходили ко всем людям без исключения.

Как изменялись трактовки снов в Средневековье христианами?

Аристотель и Гиппократ расширили границы понимания сновидения, когда добавили к нему телесные ощущения. Артемидор и Макробий не сомневались, что сны, порожденные субъективными эмоциональными ощущениями, недостойны внимания — enupnion. Постепенно вера в божественное происхождение снов претерпела изменения настолько, что Артемидор в споре о том, происходят ли сны от богов, говорит: «Я не спрашиваю, как Аристотель, лежит ли причина наших сновидений вне нас и происходит от богов, или же их вызывает нечто внутри нас, которое особым образом склоняет душу к тому, что для нее естественно. И все же я согласен, что мы имеем обыкновение называть все непредвиденное даром божьим».

Христиане вернулись к ранним представлениям о том, что сны — это откровения, которые Бог посылает избранным. Простым людям такое общение было недоступно. Их сны были наущением дьявола. В Европе на протяжении веков Церковь обладала политической и духовной властью. Она диктовала пролетариату образ мысли и нормы поведения. Вера в то, что Бог непосредственно общается с человеком, угрожала авторитету и интересам Церкви. Слово Божье могла провозглашать только Церковь по велению Папы. Людям больше не надо было непосредственно общаться с Богом через сновидения. Любые формы общения с Богом вне Церкви были нежелательны. Все, что противоречило этой доктрине, считалось ересью. Постепенно люди отказались от веры в божественное происхождение сновидений, и со временем искусство толкования снов упростилось до уровня предрассудков, став ремеслом цыган и гадалок.

Дискредитация сновидений в эпоху христианства привела к тому, что в европейском мире они не имели никакой ценности. И даже та смысловая значимость, присущая снам от природы, которая все же сохранилась, была утрачена с появлением в XVII веке картезианского механистического дуализма. Сны были окончательно отброшены в мир фантазий, галлюцинаций и иррационального опыта.

От тихоокеанского побережья Китая до атлантических берегов Европы, от экваториальных зон Индийского субконтинента до арктических пределов Скандинавии в изобилии появлялись теории, которые зачастую одинаково толковали сновидения. Для их развития требовались новые идеи. Прежних знаний было уже недостаточно, да и сам предмет изучения приобрел сомнительную репутацию, поскольку люди все больше верили в науку. Возможно, что и мы с вами отчасти унаследовали предрассудки прошлого. Долгое ожидание закончилось, когда пришел XX век, и Зигмунд Фрейд (1856-1939) вручил нам следующий ключ к тайне сновидений.

© Фото: ru.depositphotos.com
22 июля 2019 в 15:06
Оцените статью:
Рейтинг: 0 (Голосов: 0)

ПРОВЕРЬТЕ СЕБЯ ОНЛАЙН

Загрузка...

ПОПУЛЯРНЫЕ ТЕСТЫ


ЧТО ПОЧИТАТЬ