Сонник Древней Греции

сонник Греции

Многое в своем отношении к сновидениям египтяне переняли от других культур и более ранних цивилизаций. В свою очередь, греки позаимствовали многое от египтян. Они также верили, что душа путешествует во время состояния сна, и с ней происходят приключения, которые подготавливают ее для жизни после смерти.

Особенности толкования снов по соннику Древней Греции

В греческой мифологии Гипнос, бог сна, и Тана-тос, бог смерти, являются близнецами, представляющими две стороны одного и того же состояния. Хотя греки верили, что сновидения вдохновляются богом, они также боялись демонов и использовали лекарственные травы, амулеты, магические заговоры, молитвы и заклинания, чтобы защититься от них во время сна. Толкование сновидений было очень популярным, и древние греки обращались к своим знаменитым жрецам и магам, чтобы решить, было ли сновидение добрым или дурным предзнаменованием. Хорошее сновидение воспринималось как руководство к действию, плохое же требовало очищения, совершения защитного ритуала.

Часы перед самым рассветом считались наиболее благоприятными для повторного входа в сновидение. Большинство древних людей представляли себе это время как момент заключения брака между солнцем и луной, как дверь, соединяющую два мира – сознательный и бессознательный, видимый и невидимый. Это были те часы, когда Гермес вел души умерших в преисподнюю, и это было самое благодатное время для сновидений и видений. (Кстати, наукой доказано, что в это время происходит больше родов и смертей, чем в любое другое.)

Значение снов по мнению древних греков

Греческий писатель и философ Гомер описывал Ворота из слоновой кости и Ворота из рога, через которые приходят сновидения. Согласно утверждению Гомера, правдивые и хорошие сновидения проходили через Ворота из рога, тогда как обманчивые или вводящие в заблуждение приходили через Ворота из слоновой кости. Само состояние сна почиталось – это была тайна, которая вела к общению с богами, – и у греков было много способов вызывать его. Пары фимиама, наркотики, лекарственные травы, медитация, пост и гипнотические упражнения – все это использовалось в храмовых ритуалах, чтобы освободить сознание от объективной реальности. Верили, что состояние полного расслабления – в трансе, во сне или даже в экстазе – даст большую вероятность восприятия духом видения или мистического переживания.

Аналитик Роберт Джонсон, занимающийся исследованием трудов Юнга, в своей работе Он и Она, где рассматривается использование мифа в эволюции мужского и женского сознания, утверждает:

В человеческий разум вложена особая сила, которая способна преобразовывать царство невидимого в видимые формы с тем, чтобы разум мог их видеть и созерцать. Мы называем это невидимое царство бессознательным. Для Платона это был мир идеальных форм; древние думали о нем как о сфере богов, как об области чистого духа. Но все отдавали себе отчет в одном: только наша способность создавать образы дает нам возможность видеть их.

Для греков phantasia, или воображение, была средством, с помощью которого боги говорят с человеком, – именно через phantasia происходили сновидения, и поэтому греки делали все возможное, чтобы стимулировать ее. Церемонии, возбуждавшие воображение и вызывавшие ощущение эйфории, включали искусства, музыку, движение, танец, разыгрывание пьес и мимических сценок, и это было так же важно, как использование лекарственных трав, фимиама и опьяняющих снадобий.

Боги и богини греческих мистерий были такой же частью семейной жизни греков, как братья, сестры и прочие родственники. В храмах, построенных в честь Зевса, Аполлона, Диониса и Афины Пал лады, совершались регулярные жертвоприношения и ежедневные пожертвования, исполнялись пьесы, в которых вновь разыгрывались многие, греческие мифы, а смерть Адониса, Диониса и Орфея оплакивали в особые дни плача, посвященные им.

Греки глубоко понимали психологию невидимых миров, которые мы назвали бы бессознательным. Храмовые ритуалы и церемонии, зрелища и театральные представления, которые отражали повседневные события – рождение, смерть, брак и общественные мероприятия, представляли собой тщательно разработанный маршрут в эти миры. Не удивительно, что с такими основами греки настолько успешно использовали сновидения в лечении больных или что инкубация сновидений стала в высшей степени развитым искусством в храмах исцеления.

Оракулы - главные толкователи снов в Древней Греции

Оракулы, главные действующие лица греческих мистерий, прославлялись за их высказывания, которые, несмотря на двусмысленность, - считались божественным откровением. Сегодня, желая выбрать, как провести отпуск, купить дом или найти новую работу, мы можем обратиться за помощью в многочисленные агентства. У греков же были оракулы, у которых они консультировались по всем вопросам, начиная с религии, искусства, философии, науки, войны и мира и заканчивая сложностями личного характера, касающимися любви и ненависти, рождения и смерти. По всей Греции оракулы обитали в храмах, гротах и пещерах, и большинство из них использовали в своих ритуалах галлюциногенные наркотики и одурманивающие вещества.

Вероятно, наиболее известна Пифия Дельфийская. Это была женщина-оракул, которая вдыхала испарения, выходящие из отверстия в земле, и, находясь в состоянии полутранса, полуопьянения, отвечала на задаваемые ей вопросы. Оракулами-жрецами становились юные девственницы, обученные наиболее полно использовать свои психические способности. Их содержали в храме отдельно от других, чтобы гарантировать чистоту их контакта с богами. Они были символами истины, мудрости и тайны.

Сегодня наркотики и опьяняющие напитки считаются социальным злом, уходом от действительности; полагают, что злоупотребление ими может притупить наши чувства и отрезать нас от жизни. Однако в прошлом жрецы, жрицы, проповедники и шаманы широко применяли разнообразные наркотики, включая алкоголь, во время предписанных религиозных церемоний. В результате, они не были отрезаны от жизни, но переживали сновидения, видения и фантазии, служившие источником развития, мудрости, силы и обновления. Сегодня слово фантазия (fantasy) используется для обозначения чего-либо неуместного или нереального. Но греческое слово phantasia, от которого оно происходит, означает воображать, делать видимым или обнаруживать. Следовательно, phantasia дает нам возможность делать видимыми другие миры, создавая образы, которые придают им форму.

Обряды инкубации сновидений оказывали точно такое же воздействие, какое оказывают на нас сегодня гипноз или внушение. Многие годы сотни людей, в том числе наш воображаемый друг, получали сны и видения, в которых появлялся Асклепий и излечивал их. Некоторые были излечены ночью во время сна. Другим говорили, что именно делать, и при условии точного следования указаниям они также исцелялись. Храмы были в некотором смысле прототипами современных больниц и клиник. Жрец был настоящим врачом – исцелитель, проповедник и священник в одном лице, – который понимал, что здоровье зависит от интеграции тела, разума и духа. Кроме того, он имел подготовку в области толкования сновидений и мог использовать сновидения для того, чтобы поставить диагноз душевного и физического расстройства, часто до того, как оно проявлялось в теле. Много лет спустя, когда возник психоанализ, врачи начали разрабатывать новые способы лечения больных и поняли, как и жрецы-целители до них, что сновидения содержат важные путеводные нити к настоящей причине болезни и что если правильно лечить причину, то исчезнут и проявления болезни.

Внутри храма сновидцев приучали просыпаться после яркого сновидения, запоминать его, а затем снова ложиться спать в надежде, что другое сновидение пояснит первое. 

Исцеление с помощью сна в Древней Греции

Многие греческие храмы были построены в честь Асклепия, греческого бога врачевания, и, по-видимому, самый известный из них находится в Эпидауросе. Асклепий – реальная личность. Он жил примерно в 1100-х годах до н.э. Его символом была змея, и даже сегодня кадуцей – змея, обвивающая жезл, – является международным символом врачевания. Сновидения были основой физического, психического и духовного развития и здоровья. Подобно оракулам, сновидения могли отвечать на любой вопрос. Вызов или инкубация сновидения в храме или гроте считались священными обрядами, требующими напряженной предварительной работы. Именно эта подготовка была причиной динамических результатов греческой терапии, основанной на культивировании сновидений.

Сонник Древней Греции: Как подготовиться к исцелению во сне

Представьте на мгновение, что мы с Вами живем в древней Греции, и мы заболели. Прежде чем взывать к помощи Асклепия, мы обратились бы к оракулам, лекарям и травникам и совершили бы паломничество к святым местам и жертвоприношения богам. По своему эффекту это равноценно современному сеансу психоанализа или курсу психотерапии. Но и после этого доступ в храмы исцеления был запрещен, если только не было приглашения войти, исходящего во сне от самого бога исцеления.

Чтобы сам Асклепий появился в наших снах, мы должны были очиститься духовно и физически с помощью

  • травяных слабительных средств,
  • строгой диеты или поста,
  • молитвы,
  • медитации
  • и долгих часов уединения.
  • Нам надо было бы отдаться во власть луны (власть бессознательного), то есть спать в ее лучах и купаться в источниках и ручьях, которые мы должны были сначала очистить от камней и обломков породы, чтобы их воды текли свободно.
  • Мы должны были бы воздерживаться от половых сношений, слушать жрецов в храмах и молить богиню Астарту, владевшую силой жизни, смерти и здоровья, или Софию, богиню мудрости, помочь нашему разуму войти в мир богов, чтобы их сила дала нам яркие видения.

Эти процедуры очень похожи на те, которые исполняют американские индейцы при подготовке к Поискам Видений. Они не только усиливают восприятие, но также внушают только надежду на ожидаемое событие, что оно не может не произойти. Хотя приглашающие сны иногда показывали Асклепия так, как его изображали в храмах многие статуи и барельефы, он мог также появиться в символической форме в виде змеи. Было не важно, как именно он появлялся; сновидения толковались жрецами,и если считались истинными, то позволяли просителю пройти во внешний храм, где он инкубировал свое первое исцеляющее сновидение.

Кроме того, в течение многих часов проводилась подготовка, включавшая в себя физические упражнения, вдыхание запахов лекарственных трав, просмотр выдающихся музыкальных и драматических спектаклей и жертвоприношение в соответствии со средствами молящегося. Странное и таинственное воздействие на его чувства и ощущения приводило его тело и душу к гармонии. Когда лампы затенялись, он ложился спать, окруженный статуями и изображениями Асклепия. Он слышал шуршание священных змей, скользивших по полу, шорохи и дыхание людей над ним.

Примеры исцеления во сне в Древней Греции

Одна из надписей в храме в Эпидауросе описывает:

На человека из Фив напали вши. Приснилось же ему, что бог раздевает его, берет метлу и сметает вшей.

Проснувшись, он обнаружил, что вши исчезли. В другом рассказе давалось описание парализованной девушки, не способной встать с постели, которая послала в храм подругу, чтобы инкубировать сновидение от ее имени.

Той же ночью парализованной девушке явился Асклепий и спросил: Почему ты не в храме? Она ответила: Я не могу двигаться. Хорошо, – сказал бог, – в этом случае я буду лечить тебя здесь!

Когда наступило утро, она проснулась и обнаружила, что может ходить.

4 июля 2020 в 14:31 © Авторы сонников
© Фото: ru.depositphotos.com


Обязательные для заполнения поля помечены знаком *.

Если у Вас возникли проблемы с чтением кода, нажмите на картинку с кодом для нового кода.