Ведь если звезды зажигают - Значит - это кому-нибудь нужно? Насколько удачно пройдет праздник, во многом зависит от того, насколько хорошо мы его подготовили. Что же необходимо знать для того, чтобы успешно организовать и провести праздник или любое другое мероприятие?
Как провести праздников для детей, а как - для взрослых
Разговор о том, кому это нужно, - об аудитории. Аудитория (посетители, слушатели) - относительно устойчивая совокупность индивидов, сформированная в процессе удовлетворения ее интереса к определенным источникам информации (театральная публика, посетители дискотек, тематических вечеров, выставок, концертов).
В общем, аудитория - это те, для кого мы стараемся. И чтобы сделать мероприятие действительно интересным для нашей публики, нужно знать ее особенности и учитывать их при подготовке. Наиболее важная характеристика аудитории - это ее возраст. У каждой возрастной группы есть специфические социально-психологические особенности. Сценарий, написанный специально для детей младшего школьного возраста, нельзя будет использовать при подготовке мероприятия для подростков. То же и с другими возрастными группами.
Градация аудитории по возрасту
1. Дети и подростки:
1) 6-10 лет - младший школьный возраст;
2) 11-14 лет- подростки;
3) 15-16 лет- отроческий возраст.
2. Молодежь:
1) 17-20 лет - юношеская молодежь;
2) 21-25 лет - молодежь среднего возраста;
3) 26-35 лет - молодежь старшего возраста.
3. Люди зрелого возраста:
1) 36-40 лет - возраст ранней зрелости;
2) 41-50 лет - возраст средней зрелости;
3) 51-60 лет - возраст поздней зрелости (предпенсионный).
4. Люди пожилого возраста (пенсионеры):
1) 61-75 лет - возраст относительной старости;
2) 76-85 лет - возраст ухода от дел;
3) 86-90 лет - возраст старческого увядания;
4) 90 и более лет - долгожители.
Особенности проведения праздника для детей
В детском возрасте личность формируется под решающим воздействием воспитания. Воспитание - это процесс систематического и целенаправленного воздействия на духовное и физическое развитие личности в целях подготовки ее к производственной, общественной и культурной деятельности. Воспитание - это также и социальное явление, функция общества по подготовке подрастающего поколения к жизни. Оно осуществляется социальными институтами: семьей, церковью, школой, учреждениями культуры. Процесс воспитания подчинен определенным принципам:
1) личностный подход;
2) общественная направленность;
3) связь воспитания с трудовой деятельностью;
4) опора на положительное;
5) гуманизация процесса воспитания;
6) единство воспитательных воздействий.
Педагоги-организаторы, работающие с детьми, также должны учитывать следующие принципы:
1) развитие самодеятельного начала;
2) занимательность и развлекательность как элементы занятий.
Развитие самодеятельного начала осуществляется посредством:
1) организации самоуправления коллектива;
2) широкого общения со взрослыми и сверстниками;
3) различных видов творческой самодеятельности.
Занимательность предполагает эмоциональную включенность детей в деятельность, что обеспечивает личную заинтересованность и повышает активность.
С детьми 3-5 лет можно проводить:
1) подвижные игры на координацию движений. Например, танец, в котором необходимо повторять фигуры за ведущим;
2) конкурсы загадок;
3) театрализованные представления и карнавалы.
Особенности проведения праздника для школьников
В шестилетнем возрасте дети приступают к систематической, общественно оцениваемой учебной деятельности. Обучение становится основой дальнейшего развития и определяет социально-психологические особенности этой группы. В школе трансформируются старые типы взаимоотношений: «ребенок - воспитатель» в «ученик- учитель», а отношения «сверстник - сверстник» и «ребенок - родители» приобретают новую окраску. Новая система взаимоотношений связана с общественными обязанностями и более высоким уровнем ответственности.
Характерными психологическими особенностями детей этого возраста являются: эмоциональность, стремление к массовым действиям, склонность к подражанию. Этим определяется основной воспитательный метод - метод массового воздействия. А наиболее характерными формами работы становятся детские утренники и массовые игры. Наибольший эффект имеют наглядно-образные формы воздействия. Поэтому главная задача организаторов - через яркие, эмоциональные игры формировать нравственное начало, развивать интересы, способности, расширять кругозор, развивать память. В связи с этим полезно проводить:
1) творческие игры и конкурсы;
2) ролевые игры с элементами сказочности;
3) подвижные, спортивные игры;
4) викторины, аукционы;
5) театрализованные представления.
Из циклов мероприятий можно предложить «Веселые старты», «Конкурс почемучек, или хочу все знать».
Особенности подросткового возраста
Иногда эту социальную группу (11-14 лет) называют трудной, или критической. Продолжается быстрый биологический рост, начинается половое созревание, но социальное развитие задерживается. В это время наблюдаются возрастные заболевания (шумы в сердце, головные боли, вегето-сосудистая дистония). Люди в этом возрасте ощущают себя взрослыми, но окружающие взрослые так не думают.
Отсюда происходит эмоциональная лабильность, «взрывчатость» подростков, их стремление держаться со сверстниками и взрослыми на равных, а также скрытность, строптивость и агрессивность. Подростки подражают взрослым в одежде, манере речи и, к сожалению, во вредных привычках, у девочек проявляются элементы кокетства. При этом подростки остаются романтиками: пишут стихи и пытаются осознать свою роль в жизни общества.
Но даже эти, казалось бы, полезные занятия, не проходят бесследно для психического здоровья - львиная доля случаев суицида (попыток самоубийства) приходится именно на этот возраст. В 11-12 лет стоит привлекать детей в спортивные секции, так как постоянные занятия спортом помогают определить свое место в жизни. Посредством занятий в различных кружках и секциях происходит обогащение и расширение жизненных познаний. При работе с подростками используется индивидуальный подход.
Целесообразно проводить мероприятия, помогающие находить ответы на вопросы:
1) вечера с морально-этической тематикой;
2) вечер вопросов и ответов (встреча с психологом);
3) сюжетно-игровые программы.
При подготовке праздника нужно предусмотреть пути, по которым будет развиваться активная деятельность его участников: чего будет ожидать и чем захочет заняться празднично настроенная публика.