25 декабря 2019 в 13:18

Что касается важнейших моментов жизненного цикла, то на этот счет у евреев существовали достаточно четкие правила.

Законы питания у евреев – кошерное и некошерное

Правоверный еврей должен был потреблять только кошерную (т. е. разрешенную для еды) пищу, но ни в коем случае, например, не свинину. Кошерное мясо продавалось в специальных лавках мясников-резников, шохетов, обучавшихся приемам резать животных по специальным правилам. Существовали запреты на потребление определенных видов рыб (например, без чешуи и плавников) и птиц. Молоко (молочные продукты) и мясо считались несовместимыми — между потреблением того и другого должно было пройти не менее получаса.

Категорически нельзя было употреблять в пищу кровь, причем это касается даже пятнышка в разбитом яйце. В дни пасхальных праздников полагалось есть мацу — пресные лепешки, испеченные без дрожжей и соли. Обычно евреи строго соблюдали эти правила. Впрочем, не все и не всегда, особенно в наше время.

Обряды евреев для новорожденных

Рождение детей всегда приветствовалось («плодитесь и размножайтесь»), хотя и отличали рожденных в законном браке от мамзеров.

Новорожденные мальчики получали имя в момент обрезания, девочки — в первую субботу после рождения. Фамилий евреи, как правило, не имели, а все мужчины именовались по старому семитскому обычаю (такой- то либо такой-то, сын такого-то). В 12 лет девочка и в 13 мальчик считались достигшими совершеннолетия, причем по этому поводу обычно устраивалось большое торжество с приглашением многочисленных гостей.

Брачные обряды

Законный брак — это обряд, что сопровождается немалым количеством церемоний, брачным контрактом и завершается семидневным праздничным пиром. Развод очень нежелателен, но возможен, причем он, как и повторный брак, тоже сопровождается религиозной церемонией. Если у женщины муж пропал и не подает о себе вести, она по иудейскому закону не может выйти замуж. Если она все же вступает в гражданский орак, ее дети считаются незаконнорожденными, мамзерами. Смерть каждого иудея сопровождается определенным ритуалом, включающим не только подготовку тела к погребению (прежде всего омывание), но оплакивание и молитвы близких, что тоже совершается согласно древним обрядам и длится довольно долго.

Вообще обряды и ритуалы в иудаизме занимают немало места и времени и служат приучению к религиозной строгости и дисциплинированности, создают ощущение общности иудеев. Это же ощущение призваны создавать праздники и посты.

Еврейские праздники

Пасха (песах) — первый, наиболее древний и, пожалуй, главный праздник евреев, восходящий еще к воспоминаниям об их жизни скотоводов, когда приносили в жертву ягненка, чьей кровью мазали перекладины над входом в шатер. Позже он тесно связывался с воспоминаниями о легендарном исходе из Египта под водительством Моисея. Считалось, что пасхальные праздники следует проводить дома. Кроме Пасхи евреи диаспоры отмечали и ряд других праздников. Это весенний шавуот — день, когда Моисей получил от Яхве Тору. Затем праздник судного дня, йом кипур, приходившийся на осень (сентябрь — октябрь), вскоре после наступления еврейского лунного нового года (рош гашана). Считалось, что это день смирения и покаяния, очищения и молений за грехи: именно в этот день Бог должен был определять судьбу каждого человека на следующий год. К судному дню, как и к Пасхе, полагалось особо готовиться, совершать посты, омовения и т. п.

К числу важных праздников относится осенний суккот, приуроченный к сбору урожая и связанный с воспоминаниями о странствиях евреев по пустыне на пути к земле обетованной и о помощи Господа в то нелегкое время. Восьмидневный праздник огней ханука приходится на зиму и связан с памятью об освящении храма после успешного восстания Маккавеев, выступивших против осквернения Иерусалимского храма. Лишь один из светильников храма оказался неоскверненным, но налитого в нем из расчета на один день масла хватило на все восемь дней ритуала, что было сочтено чудом и отмечается в дни этого праздника.

А ранней весной отмечается пурим в память о спасении евреев в Сузах благодаря Эсфири и Мордехаю. В дни этого праздника пекли сладкие пирожки с маком и медом. Сам праздник обычно сопровождается массовым карнавальным весельем, разыгрыванием сценок на тему отмечаемого события.

Нельзя забывать и о том, что в число священных дней евреев всегда входила и суббота (шабад), день, когда не следовало заниматься какой-либо работой, вплоть до приготовления пищи, зажигания огня. Кроме субботы и праздников иудеи соблюдали немало постов, в том числе накануне многих праздников. Посты имели цель подчеркнуть значимость праздника, отдалить его от будничных дней. Существовали также посты в память траурных событий, как, например, захвата Иерусалима римлянами (пост 17 таммуза — имеется в виду лунный месяц еврейского календаря).

Все эти и многие другие праздники, и обряды, а также многие иные особенности, обычаи и привычные нормы жизни правоверного иудея, как, например, ежедневная многократная молитва, не были мертвым грузом далекой старины. В этом случае они со временем могли бы постепенно забыться. Но в том-то и суть синагогального иудаизма, что он не позволял этого.


Добавить комментарий

Поля отмеченные * обязательны.

Если не можете разобрать код, нажмите на него. Картинка будет заменена.
 
ПРОВЕРЬТЕ СЕБЯ ОНЛАЙН
Загрузка...

ПОПУЛЯРНЫЕ ТЕСТЫ


ГОРОСКОП НА СЕГОДНЯ
Овен Телец
Близнецы Рак
Лев Дева
Весы Скорпион
Стрелец Козерог
Водолей Рыбы