Эзотерика » Индия (###) » Яшвант - знаменитый индийский рынок в Дели

Путешествие на Яшвант

Собираясь в Индию, многие при слове "шопинг" презрительно кривятся - мол, я еду в командировку заниматься делом, а не скупать всякое барахло. Однако, в самой Индии происходит парадокс: здесь рано или поздно базарная лихорадка поражает даже самых стойких. И в итоге эти самые стойкие носятся по магазинам, как угорелые, приобретая местный ширпотреб целыми чемоданами. Поэтому еще раз обращусь к "шопинговой" теме. Поделюсь своим опытом, чтобы землякам было легче ориентироваться с покупками в Дели.

Если вы едете в гости, то вам легче - хозяева объяснят, где и какой товар лучше покупать. Но если будете сами по себе, то легко можете оказаться в роли "кролика".

Слушатели курсов вначале в такой роли и оказываются. Те, кто приехал раньше, уже не раз переплатили шустрым торговцам, поэтому не спешат давать новичкам подробные консультации. Мол, голова у тебя на плечах есть, вот и думай где, за что и сколько платить. И только под самый конец своего пребывания в Индии "кролики" уже становятся опытными покупателями и находят в Дели для приобретения нужных вещей несколько торговых оазисов.

«Яшвант» маркет

Самый популярный из них - универмаг "Яшвант", находящийся на полдороге к зданию NIIT. Добраться до него можно по-разному. К примеру, выйти из институтского автобуса по дороге на занятия. Но большинство слушателей старается занятий не пропускать и ездит в оазис на такси.

Как-то и мы с Дильшодом, Султаном и Парвиной тоже собираемся посетить "Яшвант". Только мы выходим на улицу, как нас окружают водители, желающие подзаработать. Владельцы легковых автомобилей за поездку к "Яшванту" без зазрения совести просят двести рупий, знакомая мне темная личность, которая говорит, что тоже имеет свое средство передвижения на четырех колесах - двести пятьдесят. При этом личность доверительно сообщает, что если ему к оговоренной сумме добавить небольшой подарок, то по дороге он нас еще завезет в парочку "очень хороших" магазинов.

Но все это нереальные цены. Реальная цена - пятьдесят рупий, причем, если ты едешь не один и час дня такой, что с клиентами у таксистов особых проблем нет. А так можно попробовать доехать и за тридцатку. Султан и вовсе договаривается с водителем мотто-такси за бесплатно. Но с условием, что мы по дороге заедем еще в три магазина и проторчим в каждом из них хотя бы минут по десять.

Оказывается, у таксистов есть договора с владельцами дорогих магазинов. Если таксист привез туда иностранных туристов, то вне зависимости от того, купили они что-нибудь или нет, ему полагается определенная сумма. Так что разного рода жучки, вроде каролбагхской темной личности, предлагая туристам отвезти их в "очень хороший" магазин, хотят подоить двух коров сразу.

В мотто-такси забиваемся вчетвером: трое сзади и один еще рядом с водителем - оказывается, здесь на мотороллере и так ездить можно. После чего отправляемся играть роль "кроликов".

Магазины и товары

Магазины, спорить не буду, действительно очень хорошие. В одном из них нам показывают красивейшие ковры - из шерсти, но с шелковой нитью, отчего они переливаются на свету, и в зависимости от положения к освещению меняют свой цвет. Но цена, конечно, вызывает шок - больше трех тысяч долларов за один коврик размером два на три.

Ювелирные украшения тоже самые наикрасивейшие и тоже шокируют своими ценами. Меня просили привезти из Индии гарнитур из изумрудов, поэтому я, честно играя роль "кролика", прошу показать именно эту продукцию. На прилавок выкладывают серебряный набор с маленькими зелеными камешками. На бирочках написана цена: в общей сложности колечко, сережки и кулончик тянут на четыре тысячи долларов. Симпатичные, конечно, побрякушки, но не по карману ни мне, ни заказчику.

Другие магазины оказываются примерно такими же. С прекрасными, художественно сделанными вещами, но с ценами, которые по силам потянуть только очень богатым людям. Не относящимся к ним жителям Средней Азии остается только хлопать глазами.

Один из этих магазинов похож на настоящий музей: сделанные из металла в натуральную величину львы и священные коровы, разукрашенная завитушками и позолотой мебель. Как бы это не было дорого, но, на мой взгляд, именно здесь нужно закупать вещички для оборудования индийских торговых представительств за рубежом. Увидев такой шикарный антураж, посетители представительства сразу должны осознать, что Индия - серьезная страна и с ней можно иметь дело.

А в другом магазине запоминаются коврики размером метр на полтора. Коврики стоят четыреста долларов за штуку и выдаются за бухарские. Но при ближайшем рассмотрении становится видно, что фактура ни шерсти, ни бахромы по краям ничего общего с изделиями бухарских мастеров не имеет. Как потом выясняется, делают эти ковры действительно, не в Узбекистане, а в Индии, только дизайн бухарский. Но и дизайн, по правде говоря, тоже не совсем бухарский - чувствуется изрядная примесь чисто европейского стиля.

Чтобы не подводить таксиста, мы клятвенно обещаем владельцам магазинов вернуться завтра-послезавтра и купить все ковры с изумрудами оптом, после чего с чистой совестью отправляемся в "Яшвант".

«Яшвант» - значит, «воин»

В этом двухэтажном универмаге разместилось больше двухсот магазинчиков. Торгуют здесь всем, чем угодно, но основная специализация - кожа и ювелирные изделия. Есть магазины, где строго фиксированные цены. Но таких магазинов очень мало. В большинстве торговых точек строгих порядков нет и можно торговаться хоть до умопомрачения. Чем здесь, кстати, большинство покупателей и занимается. Недаром универмаг называется "Яшвант", в переводе с хинди - "Воин". Продавцы "Яшванта" и похожи на воинов - героически отстаивают выгодные цены от натиска нахальных туристов, которые хотят все купить, как говорят в раздражении индийцы, "за бесплатно".

Для представителей СНГ торговаться здесь одно удовольствие - подавляющее большинство продавцов универмага хорошо знают русский язык. А некоторые даже в совершенстве и ненормативную лексику. Причины таких познаний становятся понятны, когда в один из магазинчиков, где мы с Дильшодом прицениваемся к кожаным изделиям, протискиваются два огромных, как старинные купеческие шифоньеры, громилы - самые что ни на есть подходящие типажи для фильмов про московских братков. Ясное дело, такая публика, которая, как можно понять, здесь не редкость, при торге с продавцами особо в выражениях не стесняется.

Продавец предлагает браткам "приплыть" после обеда, но те, весело хохоча, сообщают, что после обеда "поплывут" совсем в другую сторону. После чего отправляются дальше по своим делам, а я прикидываю, сколько же надо таким громилам водки, чтобы "поплыть"? Наверное, ящик на двоих, не меньше.

Братки не обращают на нас с Дильшодом никакого внимания, так же, как ни странно, реагируют на собратьев из СНГ и другие русскоязычные покупатели. Хотя в то же время элементарные приличия требуют, что при встрече с земляком за рубежом надо поздороваться, поинтересоваться, откуда приехал, и каким ветром занесло в такую даль. Дильшод так и пытается сделать: увидев двух дамочек, бойко тараторящих по-русски возле прилавка с серебряными украшениями, вежливо спрашивает: "Девушки, вы откуда?" На что получает грубоватый ответ: "А в чем проблемы?", который перевести можно только так: "А не пошел ли ты бы, мальчик, к чертовой бабушке!"

Так что, дорогие соотечественники, услышав русскую речь в Дели, не спешите вешаться на шею землякам из бывшего Советского Союза. Не то сюда едет такая русскоязычная публика, которой лучше не светиться пустопорожними разговорами, не то в последние годы у россиян возникли серьезные проблемы с культурой.

Завидев потенциального покупателя, продавцы "Яшванта" тут же пытаются их затащить в свой магазин. Самые настойчивые, как правило, оказываются самыми большими шкуродерами. Захожу к одному из таких - он мне предлагает детские брючки из тонкой джинсовой ткани "всего" за тридцать долларов, утверждая, что это экспортный товар. А по понятиям Ташкента его брючки - чистой воды сэкендхенд, за такую цену их на Янгиабадском базаре и десяток не продашь.

Впрочем, есть у "шкуродера" и настоящий экспортный товар - с бирками на русском языке. По качеству - вещи стоящие, но написанные на бирках цены кусаются. За такую цену, что в Дели покупать, что в Москве.

Но таких магазинов в "Яшванте" немного. Продавцы большинства торговых точек предлагают цены, вполне приемлемые для последующей торговли. Меня родственники просили привезти две кожаных куртки, и я выбираю специализированный на таких изделиях магазинчик, куда чаще всего заходят индийцы.

Как торгуют в Дели

Торгуют, конечно, здесь ребята ушлые. И за куртки сначала ломят такие цены, по которым их можно купить в Ташкенте, если не дороже. Многие, кстати, берут куртки и за такую цену. Но мне родственники на эти цели выделили весьма ограниченную сумму, а также совершенно случайно точно известна стоимость подобного товара в Индии. Кроме того, день субботний, покупателей мало, торопиться ни мне, ни продавцам некуда. Складываю облюбованные куртки в кучу, сажусь на стул и, с тоской вспоминая рассказы о бессребрениках из Шимлы и других сказочных городов, начинаю торговаться.

Торг происходит в сигаретном дыму и с киданием шапок наземь. Продавцы выдвигают нереально высокую сумму, я в ответ - еще более нереально низкую. Один продавец - постарше возрастом играет роль "злого следователя" и то и дело предлагает мне уйти, но сразу же уходит сам. После чего другой продавец, помоложе, шепчет: "Ладно, уступлю еще пять долларов, но бери быстрей, пока брат не пришел". Однако, я не первый день в Индии, меня на такую удочку не поймаешь. И продолжаю героически торговаться, несмотря на "злого" брата, который в этот момент скучает за дверью магазина.

Торг завершается полюбовно, но достаю я из кармана только сумму, выданную мне в Ташкенте для покупки курток - долларов на пять меньше, чем сторговались. Вот мол, все что есть, так что, извини, зайду завтра. Это удар ниже пояса - я уже показал продавцу пачку денег.

Все в итоге заканчивается дружескими рукопожатиями, похлопыванием по плечам и веселым смехом. Ну, что ж, продавцы хотели надуть меня, я их, почему бы не посмеяться? Тем более, что все разошлись довольные - и я уложился в имеющуюся у меня сумму, и магазин в накладе не остался.

Любопытная деталь: продавцы в "Яшванте" в отличие, к примеру, от продавцов ташкентского рынка, не поддерживают друг друга. Завидев меня с объемистым пакетом в руках, работники других торговых точек ревниво спрашивают, почем я взял куртки. И, узнав цену, сочувственно кивают головами: и взял дорого, и кожа в этом магазине плохая.

Тут же рядом появляется юный "сайгак" - есть здесь и такие, работающие по принципу водителей такси и туристических автобусов: купил приведенный им клиент что-то, не купил, а все равно плати деньги. "В этом магазине больше ничего не бери, - жарко шепчет "сайгак", - бери в другом, там куртки всего за двадцать долларов".

В расстроенных чувствах я поднимаюсь вместе с ним этажом выше, но в "другом" магазине опять прихожу в душевную норму: куртки за двадцать долларов такого сэкендхендского вида, что в Ташкенте подобную одежку рискнет натянуть на себя разве что окончательно спившийся бомж.

Неподалеку обнаруживаю Султана, беседующего с хозяином соседнего магазина. Из этой беседы узнаю о дальнейших похождениях братков. Оказывается, они "поплыли" совсем в другом направлении, чем планировали. Один из братков, выбирая серебряные украшения, часть из них стал потихоньку засовывать в карман. Вообще, товары, даже такая мелочь, как ювелирные изделия, во многих индийских магазинах лежат на открытых витринах, без всякого присмотра. И, кажется, что стащить их легче легкого. Но это только на первый взгляд. Индийцы тоже не лыком шиты. Брат владельца магазина заметил манипуляции братка с кольцами и, не поднимая лишнего шума, вызвал полицию, после чего братков под конвоем повели в участок. Одним словом, сколько денег ни имей, а рецидивы трудного детства нет-нет, да и вылезут наружу.

Индийские картины

Возвращаемся в Карол Багх по той же бесплатной схеме расчета с таксистами. В каких-то магазинах мы уже были, в какие-то попадаем в первый раз. Что мне больше всего в них нравится: вышитые на ткани картины. На их отделку пошли не только дорогостоящие нитки, но и драгоценные камни. К примеру, взять полотно с изображением Тадж Махала. По периметру картины искусно вделаны средних и крупных размеров драгоценные и полудрагоценные камни. А мелкие камешки пошли на тонкую отделку линий знаменитого здания и окружающего его пейзажа. Смотрится невероятно красиво, даже не смущает цена - три тысячи долларов. Картина стоит этого.

С подобным искусством - вплетением в вышивку драгоценных камней - мы сталкиваемся еще в одном магазине. Здесь уже не картины, а просто круглые коврики, которые, впрочем, также, как и картины, предназначаются для того, чтобы висеть в качестве украшения на стене. Коврики настолько меня впечатляют, что я даже прошу менеджера магазина взять один такой коврик в руки и попозировать перед фотокамерой. Объясняю менеджеру, что это для статьи в газету, но менеджер в ответ произносит монолог на английском, из которого я понимаю только словосочетание "пятьдесят рупий". Я начинаю объяснять, что пятьдесят рупий мне не нужны, реклама в газете стоит гораздо дороже, но вам повезло, так и быть сделаю эту рекламу бесплатно. Однако сокурсники уточняют: пятьдесят рупий менеджер предлагает не мне, а просит для себя, чтобы разрешить мне фотографировать. Вот парадоксы индийской жизни - платить водителям такси за то, чтобы они возили клиентов, большинству которым товары магазина не по карману, и в то же время игнорировать рекламу, причем, бесплатную, в прессе.

Tue, 14 Jul 2020 14:35:09 +0300




Обязательные для заполнения поля помечены знаком *.

Если у Вас возникли проблемы с чтением кода, нажмите на картинку с кодом для нового кода.