24 декабря 2019 в 18:50

Анимизм — это вера в существование духов, одухотворение сил природы, животных, растений и неодушевленных предметов, приписывание им разума, дееспособности и сверхъестественного могущества.

Обожествление природы древними людьми

Зачатки анимистических представлений возникли в глубокой древности, возможно еще до появления тотемистических воззрении, до формирования родовых коллективов, т. е. в эпоху первобытных орд. Однако как система достаточно осознанных и устойчивых взглядов религиозного характера анимизм формировался позже, практически параллельно с тотемизмом, и во всяком случае был присущ коллективам сапиентных людей.

В отличие от тотемизма, ориентированного на внутренние потребности данной родовой группы, на несходство ее с другими, анимистические представления имели более широкий и всеобщий характер, были понятны и доступны всем и каждому, причем воспринимались вполне однозначно. Это и естественно: первобытные люди обожествляли и одухотворяли не только грозные силы природы (небо и землю, солнце и луну, дождь и ветер, гром и молнию), от которых зависело их существование, но и отдельные заметные детали рельефа (горы и реки, холмы и леса), где, как они считали, тоже водились духи, которых следовало задобрить, привлечь на свою сторону и т. п.

Даже отдельное заметное дерево, крупный камень-валун, небольшой пруд — все это, в представлении первобытного дикаря, имело душу, разум, могло чувствовать и действовать, приносить пользу или вред. А раз так, то ко всем этим явлениям природы, горам и рекам, камням и деревьям следовало относиться со вниманием, т. е. приносить определенные жертвы, совершать в их честь молитвенные обряды, культовые церемонии.

Представления древних людей о душе

Идея одухотворения всего в природе оказалась логично связанной с представлением о душе населяющих ее живых существ начиная с самого человека. Первобытные люди отчетливо сознавали разницу между живыми и мертвыми, справедливо приписывая живым наличие у них кроме тела еще какой-то духовной сущности, которая делала это тело живым. Эту духовную сущность они связывали прежде всего с дыханием, но иногда с чем-то призрачным (вроде тех образов людей, которые появляются во сне) или даже с тенью.

В конечном счете появилось устойчивое понятие духа-души, некоей тонкой невещественной субстанции, которая может сливаться с телом, но способна и покидать его, мгновенно переносясь в совершенно новое место. Через посредство сна — а может быть, и другими путями — она проникает в тела других людей. Душой, считалось, безусловно обладают и умершие, которые тоже приходят к человеку во сне. Это значит, что после смерти душа отделяется от тела. Тело предается погребению, а душа существует где-то рядом. Быть может, на небе, откуда, как легко предположить, легко спускается на землю и приходит к людям во сне.

Появление призрака знакомого или незнакомого человека во сне со временем стало связываться не только с блужданием душ, но и с видениями, существование которых со временем обрело у достаточно развитых народов форму привидений. В ряде случаев становится устойчивым представление, что такого рода видения и привидения, как и тени, могут вступать в контакт с наделенными некоей высшей силой и чувствительностью людьми-посредниками, колдунами и шаманами. Вообще среди тех, кто где-либо и когда-либо разрабатывал идею о душе, могут встретиться и такие, которые придают явно нематериальной субстанции души некие материальные признаки, ничуть не смущаясь этой нелогичностью. Э. Тэйлор в своей книге «Первобытная культура» писал о том, что некоторые народы верили в возможность отгонять ненужные души умерших толчками или что следует сыпать на пол золу, дабы увидеть следы демонов-привидений. Однако большинство все- таки склонно было видеть в духах и душе нечто эфирное, неземное.

Древняя вера в жизнь души после смерти

Иногда возникали представления о существовании у каждого нескольких душ, одна из которых всегда с тобой в твоем теле, даже после смерти и погребения, тогда как другие могут оказаться и на небе, и в некоей стране духов и еще где-либо. С этими представлениями связаны такие, которые считают, что и болезнь человека, тем более его умопомешательство, могут быть результатом того, что одна из душ почему-либо не вовремя покинула тело. Отсюда достаточно распространенные обряды, направленные на возвращение заблудшей души. Иногда существуют поверья, что во время смерти, пока душа еще ушла не слишком далеко, ее можно громко позвать вернуться обратно (так нередко поступали в старом Китае).

Анимистические представления в форме не только пережитков, но и в виде весьма разработанных концепций, раз возникнув, существовали долго, в том числе и тогда, когда общество достигало достаточно заметного уровня развития. Хорошо известные примеры погребения с вождем его жен, приближенных, воинов, слуг и т. п., подчас в весьма значительном количестве, восходят все к тому же представлению, что душе покойного вождя, куда бы она ни отправилась, нужны услуги душ тех людей, которые были рядом с умершим и верно служили ему.

Восходящая к анимизму вера в то, что души людей, прежде всего покойников, продолжают свое существование главным образом именно в бестелесной форме, служила как бы соединяющим звеном между групповыми тотемистическими и всеобщими анимистическими верованиями и обрядами. Воздавая должное душам покойных предков, первобытные люди тем самым надеялись на защиту и покровительство покойников в гигантском мире потусторонних сил.


Комментарии

Добавить комментарий

Поля отмеченные * обязательны.

Если не можете разобрать код, нажмите на него. Картинка будет заменена.
 
ПРОВЕРЬТЕ СЕБЯ ОНЛАЙН
Загрузка...

ПОПУЛЯРНЫЕ ТЕСТЫ


ГОРОСКОП НА СЕГОДНЯ
Овен Телец
Близнецы Рак
Лев Дева
Весы Скорпион
Стрелец Козерог
Водолей Рыбы