Как варвары погубили Римскую империю

20 октября 2019 в 21:24

Римская держава встретилась с варварами-германцами задолго до своего падения. В конце II в. до н. э. германские племена тевтонов и кимвров вторглись в пределы Римского государства, но потерпели поражение в 102 и 101 гг. до н. э. Одним из поводов к завоеванию Цезарем Галлии стало обращение ряда племён к Риму за помощью против германцев, нападавших на Галлию из-за Рейна. Цезарь завоевал прирейнские земли, а Тиберий учредил там провинции Верхняя и Нижняя Германия. В 9 г. до н. э. преемники Цезаря расширили пределы империи до Эльбы. Но в 9 г. н. э. восстание германских племён во главе с вождём одного из них, херусков, – Арминием (18 или 16 до н. э. – 19 или 21 н. э.; по мнению ряда исследователей, его подлинное, нелатинизированное имя – Герман, что этимологически означает «человек войска») привело к изгнанию римлян. И, несмотря на карательные походы имперских войск, граница вернулась к границам времён Цезаря и была обозначена Римским валом.

История войны варваров с Римской империей

Натиск германцев начался ещё до Великого переселения. Собственно, крупные и мелкие стычки, а то и большие набеги варваров не прекращались никогда, как и ответные военные экспедиции римлян. Но особо активными они стали во время кризиса III в. Ведь теперь империя, раздираемая внутренними смутами, не могла эффективно защищаться. В 276 г. западногерманские племена франков, алеманнов и других опустошали Галлию, Испанию и Северную Италию. Но это были всего лишь грабительские набеги. Возможно, более основательные планы – планы не просто грабежа, а захвата земель – имелись у восточногерманских племён готов, обитавших в причерноморских степях.

Они с 254 г. совершали сухопутные и даже морские экспедиции на Балканский полуостров и в Малую Азию. В 269 г. Клавдий II (император Цезарь Марк Аврелий Валерий Клавдий Август, 214 – 270; римский император с 268 г.) нанёс готам поражение при городе Наиссе (ныне Ниш в Сербии). Клавдий остановил их наступление, за что получил прозвище Готский. Но всё же именно готам было суждено впоследствии нанести империи такие удары, от которых она уже не оправилась.

Мирные контакты между римлянами и варварами

Какие-то более или менее постоянные – не только военные, но и мирные – контакты между римлянами и варварами, конечно, были. Германцы попадали в плен и обращались в рабство. Они служили наёмниками в римских войсках, римские воины совершали военные экспедиции в глубь свободной Германии. Купцы ездили туда обменивать римские изделия на пушнину и янтарь, добываемый на берегах Балтики. Какие-то сведения доходили до образованных римлян, и те записывали их. Самые ранние свидетельства о германцах мы черпаем у Цезаря, воевавшего с ними, в его «Записках о Галльской войне» и из более позднего труда Тацита «О Германии». Эти сведения весьма неточны. Выше уже упоминалось описание дикарей, живущих на деревьях.

Столь же неточны сообщения о том, что основное занятие германцев – война, а из мирных трудов – скотоводство. Совершенно не соответствуют действительности представления о том, что они не знали собственности и многое иное. Даже рассказы Тацита о высоких моральных качествах германцев несколько преувеличены.

Причин таких искажений несколько. Во-первых, ни Цезарь, ни Тацит не писали этнографических сочинений. Цезарь старался изобразить германцев как почти непобедимый воинственный народ. Кроме того, он хотел внушить римскому правительству, что победы над германцами удалось добиться лишь благодаря военному гению самого Цезаря. Сочинение Тацита – это скорее моралистический трактат, нежели реальное исследование жизни германцев. Великий историк противопоставляет развращённый римский мир неиспорченным варварам, живущим в единстве с природой. Отсюда образ «благородного дикаря», так хорошо знакомый нам по книгам Фенимора Купера, Майн Рида, Жюля Верна и других писателей Нового времени.

Нравы варваров того времени

В Риме царят ложь и предательство, а германцы ценят верность превыше всего. Римские жёны только и думают о том, как извести своих мужей и соединиться с любовниками, а у германцев жена восходит на погребальный костёр мужа, не желая пережить его. Римские юноши проводят время в непотребных домах, а юноши германские не должны не только жениться, но и вообще быть близки с женщинами до 21 года, а после этого всю жизнь хранить верность своей жене. Римляне алчны и жадны, а германцы даже не знают собственности и потому щедры.

Ещё одна причина искажений – это, так сказать, позиция наблюдателя: то, что не так, как у нас, не существует. Земледелие у германцев более примитивное, чем в Италии, значит, у них его совсем нет. Законы собственности другие – нет никаких законов. Живут не в каменных домах – значит, в шалашах, а то и на деревьях (на самом деле в деревянных избах).

По словам Тацита, германцы-варвары «считают леностью и вялостью добывать потом то, что может быть добыто кровью». Вплоть до XIX в. историки думали так же. Последующие исследования показали, что описание германцев как воинов в основном истинно только по отношению к дружине, группе воинов (как правило, молодых), формирующейся вокруг военного вождя. Их главным и даже единственным занятием является война. Но они как бы выделены из рода и связаны узами побратимства с сочленами дружины и клятвой верности с вождём. Живут они практически исключительно за счёт грабежа и подарков от вождя. Подобный образ жизни распространялся далеко не на всё племя.

Тем не менее, для древних германцев мир – состояние братства и ненасилия внутри рода и дружины – обязателен, но он вполне сочетается с перманентной войной вне племени, более того, является условием успешной войны. Война – это освящённая традицией необходимая сфера деятельности. Они имеет и сакральный характер, оттенок массового жертвоприношения богам врагов-чужаков.

Члены дружины, военного братства, порвавшие либо существенно ослабившие родовые связи, выводятся из разряда людей, представляются чем-то вроде оборотней. Упоминаемые античными авторами бойцы-германцы, идущие на битву без доспехов, соответствуют скандинавским берсеркам. Эти воины впадали в боевой экстаз во время сражения, а то и просто так. Они бились обнажёнными и считались неуязвимыми. Эти люди оценивались как лучшие бойцы, но и как весьма нежелательные для общества члены; «берсерк» употреблялось в качестве синонимов слов «воин» и «разбойник» одновременно.

И ещё одна причина искажений. Действительно, римляне больше сталкивались с молодыми дружинниками либо с берсерками, для которых жизнь без битвы невозможна, чем с мирными землепашцами или пастухами.

Варвары на службе Римской империи

А как сами варвары смотрели на Рим? Историки давно уже подметили, что многие варвары охотно шли на службу к Риму. Иные достигали высоких чинов, особенно после того, как в результате реформ в армии после кризиса III в. туда стали привлекать варваров. Широко распространился принцип создания вооружённых сил из так называемых федератов (от лат. «договор»). Некое племя по договору поступало на службу к империи. Оно получало от имперского правительства земли для поселения, зерно для посева, продовольствие и фураж, даже оружие.

Такое племя жило по своим обычаям под руководством вождей. Оно не платило налогов, но должно было защищать границы империи. В империи было нечто для них невероятно привлекательное, какое-то обаяние. Ведь других государств варвары просто не знали. И всё наличествовавшее там, но отсутствовавшее в племенных обществах, к которым они принадлежали, представлялось просто чудом, магией.

Война с варварами как разновидность промысла

Германцы могли возжелать многих благ римской цивилизации, например дорогих тканей (в частности, шёлковых), изделий из стекла. Ничего этого у них не было, и производить это они не умели. Значит, можно и нужно отнять. Вероятно, война стала для них разновидностью промысла...

В середине XX в. один этнограф записал разговор с индейцем из внутренних районов Бразилии. Племена в этих местах жили ещё традиционным укладом, вели традиционное хозяйство и пребывали фактически в каменном веке. Так вот этот туземный информант объяснял: «Если нам нужно мясо, мы идём на тапира, если клыки и шкура – на ягуара, если рыболовные крючки – на бразильцев». Действительно, вытачивать такой крючок из раковины долго и сложно, да и ломается он легко. То ли дело бразильский крючок из проволоки, каковую индейцы Амазонии делать не умеют.

Представим себе, что находимся в германском племени по ту сторону границы и слушаем рассказ воина, вернувшегося из Римской державы, где он служил. Он рассказывает о знакомом центурионе, который поселился в провинции Верхняя Германия, что естественно, ибо он эту землю завоевал. (На самом деле римское правительство обеспечивало ветеранов земельными наделами, это было чем-то вроде аналога военной пенсии, но доблестный рассказчик – херуск, алеман или франк – не знает об этом.)

И вот к этому римскому воину является некий штатский, даже невооружённый. Центурион отдаёт ему часть урожая и какие-то деньги просто так, даже не сопротивляясь (римлянина навестил сборщик налогов). Или ещё. Командир отряда, где служил наш германец, – истинный мужчина, вождь. И вот вождь получает какой-то кусок кожи. На нём что-то начертано тайными рунами (германцы не знали письменности в нашем понимании, руны служили лишь для гаданий и для записи заклинаний). Получив его, командир отправляется на другой конец Земли воевать с народом, который ему ничего не сделал и о котором он прежде ничего не слышал (восстание в Иудее, или Иудейскую войну 66–74 гг., подавляли легионы из германских провинций). Командир римского отряда подчиняется указаниям человека, которого он прежде и в глаза не видел. И добро бы тот, кто отдаёт приказы, римский император, был воином и героем.

Нет! Знакомый центурион рассказал нашему франку, что император – жалкий актёришка, да ещё и «муж женовидный». (Император Нерон действительно выступал на сцене и отличался тем, что сегодня бы назвали «нетрадиционным сексуальным поведением». В античном мире в этом не видели ничего плохого, но германцы считали гомосексуализм мерзейшим преступлением.) Наш германец просто не имеет представления о государстве. Ему непонятно, почему правительство раздаёт какие-то земли, взимает налоги... Для него всё это – чудо, магия, которая принадлежит не отдельным лицам, а империи как таковой.


Комментарии

Добавить комментарий

Поля отмеченные * обязательны.

Если не можете разобрать код, нажмите на него. Картинка будет заменена.
 
ПРОВЕРЬТЕ СЕБЯ ОНЛАЙН

Загрузка...

ПОПУЛЯРНЫЕ ТЕСТЫ


ГОРОСКОП НА СЕГОДНЯ
Овен Телец
Близнецы Рак
Лев Дева
Весы Скорпион
Стрелец Козерог
Водолей Рыбы