гороскоп

Истоки и причины успеха тибетской медицины

Знаете ли вы, что в Тибете проживают три миллиона женщин и три миллиона мужчин, половина из которых - монахи? У подножия гор Тибета расположено около шести тысяч монастырей!

Истоки учения

Почему мы начали рассказ с этой занятной статистики? Дело в том, что тибетская медицина является частью буддийской религии, которая, как и другие мировые религии, включает в себя ряд независимых направлений. Надо сказать, что тибетский буддизм получил распространение не только в самом Тибете, но и во многих других странах Азии, например, в Монголии. Тибетский буддизм исповедуют и на территории России: буряты, калмыки, тувинцы почитают далай-ламу как главу религии и высший духовный авторитет. Поясним: в Тибете далай-ламы были верховными светскими и духовными правителями с 1751 по 1950 год. Сегодня среди тибетских монахов носить титул ламы, что в переводе означает «превосходный», «высший», имеют право лишь духовные сановники - тулку, настоятели больших монастырей, главы больших монастырских колледжей и монахи, обладающие высшими университетскими степенями. Остальные монахи, даже посвященные в духовный сан, называются трапа. И все-таки хорошим тоном считается обращаться при встрече «лама» к пожилым и образованным монахам. Вот что пишет Александра Давид-Ноэль, известная исследовательница и знаток философии буддизма, которая почти 14 лет провела в Тибете: «Ортодоксальный буддизм строго запрещает религиозные ритуалы, и ученые ламы знают, что достичь духовного просветления можно только с помощью личного интеллектуального усилия. Но все же большинство из них верят в эффективность некоторых ритуальных методов исцеления больных, поиска материального процветания и победы над вражескими сущностями, а также направления душ умерших в другой мир».

Тибетская медицина - одно из древнейших учений о сохранении физического и душевного здоровья человека. Учение это сложилось под влиянием древнеиндийской и древнекитайской медицины. В тибетском мировосприятии человек неотделим от окружающей его Вселенной, и его физическое самочувствие неотделимо от духовной жизни. Именно поэтому в Тибете считают, что медицина неразрывно связана с религией и философией.

Согласно легенде, истоки тибетской медицины лежат в «золотом веке», когда люди жили вечно, никогда не болели и не питались материальной пищей, а обходились пищей духовной - самадхи. Но вот однажды человек съел вещество, похожее на мед, и у него случилось несварение. На его жалобы Брахма (один из трех высших богов) посоветовал выпить кипяченой воды. Человек выпил ее и исцелился. С тех пор первой болезнью считается несварение, первым целителем - Брахма, а первым лекарством - кипяченая вода.

Существуют и другие легенды, связанные с возникновением медицины, но по каждой из них люди получили знания и навыки целителей от богов и небожителей.

Появление тибетской медицины

Первые исторические сведения о тибетской медицине относятся к VII веку нашей эры, когда в горах Тибета образовалось самостоятельное государство. В те же времена была изобретена письменность, и на тибетский язык стали переводиться китайские и индийские медицинские и философские сочинения.

В VIII веке государственной религией Тибета стал буддизм. Был переведен буддийский канон, в состав которого входило много сочинений по медицине. Первоначально все направления буддизма признавались равноправными, и миссионеры из всех стран могли свободно проповедовать свое учение. Однако со временем китайское влияние было признано нежелательным, и выбор был сделан в пользу индийского направления буддизма.

В 792-794 годах образовалась так называемая «новая медицинская школа». Тибетские целители теперь ориентировались преимущественно на индийские методы лечения. Однако в IX веке многие культурные достижения предыдущих веков, и медицинская литература в том числе, были утеряны. Теперь бесценные знания бережно сохранялись и устно передавались от учителя к ученику.

В X веке началось возрождение тибетской медицины. Наиболее полным сохранившимся руководством по применению методов тибетской медицины является трактат «Сердце амриты, восьмичленная тантра тайных устных наставлений». Этот трактат более известен под кратким названием «Чжуд-ши» («Четыре тантры»). Согласно преданиям, трактат был написан легендарным целителем Цо-жед-шенну, лечившим не только людей, но и самого Будду.

В тибетской медицине основной задачей целителя считается не только исцеление человека от болезни. Не менее важным делом полагается предотвращение болезни путем установления гармоничных отношений человека q окружающей его средой. Поэтому значительная часть трактата посвящена вопросам правильного образа жизни (в том числе правилам поведения и морали) и способам профилактики заболеваний.

Причины успеха тибетской медицины

Во-первых, тибетская медицина базируется на основном законе буддизма - законе причины и следствия. Иными словами, тибетские целители стараются определить причину болезни и бороться с ней, а не с поверхностными симптомами, как (чего греха таить!) зачастую поступают европейские эскулапы. Во-вторых, целительная наука Тибета с самого начала возникновения использует два научных метода - анализ и синтез. Именно благодаря им она и достигла настоящего совершенства.

В-третьих, эксперименты, которые проводились еще при царе-целителе Тисрон-Дибзане (802-845 годы), никогда не ставились в других странах. Правда, суть этих экспериментов сегодня навевает некоторый ужас и даже повергает в шок (например, беременных женщин оперировали независимо от того, выживут они после операции или нет), но благодаря этим опытам была составлена теория постепенного развития плода в утробе матери. В-четвертых, тибетские монахи не поленились и исследовали все растения до единого (включая кору, древесину, листья, побеги, цветки, плоды и корни), дав на каждое из них подробнейшую характеристику и рекомендации, от каких болезней растение будет помогать, а от каких - нет. Монахи также исследовали всех животных (их органы, выделения, шерсть, кожу, рога, копыта, кости, мясо и т. д.) и опять же дали подробные описания и рекомендации.

Также были изучены все минералы, камни и металлы и указаны методы их применения от тех или иных болезней.

В-пятых, успех достигается самим процессом обучения основам тибетской медицины. Мальчики с 6-7-летнего возраста на протяжении 15-20 лет постигали ее премудрости, то есть к 25 годам становились полноценными лама-целителями.

На протяжении всей жизни (а живут тибетские монахи долго - 90-100 лет) они занимаются не только лечением больных, но и исследовательской деятельностью. Например, один лама всю свою жизнь изучал на себе и на своих пациентах, как разные растения, органы животных и минералы действуют на сердце; другой лама таким же образом исследовал действие естественных средств лечения на легкие; третий - на печень; четвертый - на почки и т. д. Результаты этих исследований тщательно фиксировались, они до сих пор хранятся в библиотеках монастырей.

Преданность буддийских монахов избранному пути отчасти связана с тем, что все они свято блюдут данный однажды обет безбрачия. Им не надо заботиться о семьях, а потому все свои силы, всю свою любовь и накапливаемый годами духовный опыт они отдают делу всей жизни - медицине.

И наконец, в-шестых, существует какая-то никому неведомая и загадочная связь тибетской медицины с Космосом. Два духовных центра Тибета - Агарти и Шамбала - находятся в постоянной астральной связи с созвездием Ориона.

Словом, причин считать тибетскую медицину сильнейшей в мире - множество, а главное - тому есть реальные подтверждения. Ведь ни для кого не секрет, что тибетская медицина до мельчайших подробностей изучила человеческий организм - так, как пока не удалось ни одной другой медицине. Тибетский лама может поставить диагноз по биению пульса, по цвету и запаху мочи, по голосу и цвету лица пациента, а главное - по состоянию языка, который в тибетской медицине считается зеркалом здоровья.

И ни одна медицина в мире не может соперничать с тибетской, которая является одновременно наукой, философией и искусством. Наукой - потому, что ее принципы перечислены в систематической и логической структуре, основанной на понимании человеческого тела. Философией - потому, что в ее основе лежат религиозные и этические принципы. Искусством - потому, что используемые ею диагностические методы основаны на творческом потенциале, понимании и сострадании к человеку.

© Материал принадлежит www.astromeridian.ru

Комментарии

Добавить комментарий

Поля отмеченные * обязательны.


Если не можете разобрать код, нажмите на него. Картинка будет заменена.
 

ПОИСК ПО САЙТУ

РЕКОМЕНДУЕМ
Загрузка...
МЫ В СОЦСЕТЯХ
ВКонтакте Одноклассники Facebook Twitter