25 декабря 2019 в 13:32

Каббала впитала в себя не только все то, что имело отношение к мистике в Талмуде, но и охватила более ранние элементы иудаистской мистики, не говоря уже об обширных заимствованиях из различных древних учений, склонных к мистицизму, будь то школа пифагорейцев, неоплатонизм, манихейство или гностицизм.

Каббала чисел

Начнем с того, что излюбленное занятие любителей и мастеров каббалистики — игра с цифрами, произвольным комбинациям которых придается определенное и порой весьма серьезное значение. Так, в текстах Каббалы утверждается, что первые десять цифр плюс двадцать две буквы алфавита в иврите — это те важнейшие 32 элемента, которые являют суть мира и выражают волю Господа. Сам Бог выступает в качестве бесконечной внепредметной беспредельности (Эн-соф) и не в состоянии создать мир без помощи того, что символизируют числа, во всяком случае первая их десятка, имеющая отношение к неким творческим силам, сефирот, которые включают в себя очень разные субстанции, будь то Дух Божий и его дыхание или вода, огонь и шесть направлений (четыре стороны, высота и глубина).

В акте творения именно через субстанции сефирот Господь создает мир, который является в этом варианте чем-то вроде эманации трансцендентного Эн-соф. А буквы алфавита суть душевное наполнение всего сущего, уже созданного, причем и здесь все не просто: алфавит делится на три главных, семь двойных и двенадцать простых букв, из которых первые имеют отношение к воде и огню, которые вроде бы уже вошли в число сефирот, а также к воздуху, вторые — к семи планетам и семи отверстиям в теле человека, а третьи — к 12 месяцам и 12 способностям и свойствам человека, т. е. к его органам чувств, речи, движению, мысли, сну и т. п.

Встречаются и иные попытки числовых выкрутасов. Иногда сторонники каббалистической мистики раскладывают тексты Торы и особенно имена, включая разные наименования Бога, на буквы и играют (трудно иначе выразиться — при всем том, что для самих сторонников Каббалы это вовсе не игра) в использование числовых значений этих букв с тем, чтобы найти вариант, при котором сумма цифр составляла бы некую значимую для их восприятия величину Считалось, что эти поиски способствуют установлению неких прямых связей с сефирот, а также влияют на ускорение движения в мире, жаждущем прихода Мессии.

Магия текста в Каббале

Смысл же всех текстов этого собрания сочинений в запутывании самого простого и понятного в Торе и Талмуде с целью выискивания будто бы скрытого в этом понятном чего-то гораздо более сложного. Иногда это неожиданные аллегории: так, например, рассказ об Аврааме и Сарре Каббала толкует как взаимодействие материи и формы вещей. Иногда — попытка связать хорошо известные позиции Торы и Талмуда с явно заимствованными идеями о рае, аде и переселении душ, противоборстве добра и зла в мире. И что характерно: все эти новации даются не в виде комментария, к чему читатели Талмуда давно привыкли, а в форме совершенно неожиданных «открытии», явно призванных потрясти верующих мрачно-беспорядочными аналогиями или вовсе невероятными картинами выдуманного.

Так, например, в текстах Каббалы можно найти утверждения, что вся Вселенная уподобляется гигантской цепи, в которой движения нижнего земного звена отражаются на верхних, где находятся сефирот. Или рассказы о том, что все души людей как- то связаны с теми же сефирот и могут на них воздействовать.

Из этого собрания можно к тому же узнать, что человек своими добрыми поступками в состоянии и сам — без посредства души, как следует полагать, — влиять на взаимоотношения Эн-соф с сефирот, и что простая сумма всех десяти сефирот — это и есть совершенный человек Адам Кадмон, олицетворяющий духовное начало человека или даже некоего прачеловека, а также мистическую связь между беспредельностью Бога и его самоопределением в мире. Символика Адама Кадмона впоследствии была увязана с масонской и с эмблемой шестиконечной звезды Давида.

Пророчества Каббалы

Каббала насыщена эсхатологическими и мессианскими пророчествами, а в так называемой практической ее части можно найти утверждение, что обычный человек посредством ритуалов, молитв и усилиями воли может активно вмешиваться едва ли не во все перечисленные выше божественные процессы. Он может способствовать приближению момента появления страстно ожидаемого Мессии и вообще воздействовать (особенно если находится на святой земле Палестины) на небесные сферы. Разумеется, при этом нужно хорошо знать, как молиться. Каббалистические тонкости в этом деле поражают: каждое слово, слог, движение, символ в момент молитвы такого рода крайне важны.

Интерес евреев к Каббале

Практическая Каббала, получившая достаточно широкое распространение среди иудеев, вызвала к жизни индустрию амулетов с заклинаниями или готовыми формулами, с помощью которых будто бы можно изгонять демонов и призывать ангелов. В некоторых текстах Каббалы мастера мистики доходили до того, что призывали обращать внимание на черты лица человека, которые тоже можно интерпретировать с помощью различного рода символов. Но справедливости ради важно в заключение рассказа о Каббале заметить, что ее мистика в синагогальном иудаизме не заняла слишком большого места и что подавляющее большинство раввинов, от которых прежде всего и главным образом зависело воспитание подведомственной каждому из них религиозной общины, не принимали каббалистические построения всерьез.

Это, впрочем, не означает, что все иудеи были ориентированы одинаково и представляли собой адептов единого во всех своих основных пунктах учения. Напротив, в синагогальном иудаизме было немало несходных направлений. Большинство принадлежало к так называемому ортодоксальному направлению. Но были — точнее, со временем появились — и неортодоксальные, о которых тоже следует сказать несколько слов.

Парадоксально, но факт, что еврейская Каббала со всей ее сложнейшей и весьма запутанной мистикой оказала немалое влияние и пользовалась большой популярностью среди европейских христиан, как протестантов, противопоставлявших ее построения средневековой схоластике в теологии католицизма, так и склонных к эзотерике мистиков в меру своих сил и возможностей Тору и Талмуд, тому же учили всех мальчиков с юного возраста.

Интерес к мистике Каббалы был до известной степени личным делом каждого или, в крайнем случае, слабостью того либо иного раввина, результатом чего было распространение среди какой-то части иудеев мистических толкований некоторых текстов Пятикнижия и комментариев к нему. И хотя это не вписывалось в классику Торы и Талмуда, оно в целом не наносило этой классике (во всяком случае, если иметь в виду всех верующих иудеев) заметного вреда.


fedfdsf
Comment
Re:
Mon December 30, 2019, 16:16:54
Талмуд жидовский примитив. Дегенераты наквакали. Кажется супер произведением – сам дегенерат. Или читай поменьше. Дай себе установку, например: «Все великие дебилы» - а так и есть. Через некоторое время будешь видеть жидят, не глядя.

Добавить комментарий

Поля отмеченные * обязательны.

Если не можете разобрать код, нажмите на него. Картинка будет заменена.
 
ПРОВЕРЬТЕ СЕБЯ ОНЛАЙН
Загрузка...

ПОПУЛЯРНЫЕ ТЕСТЫ


ГОРОСКОП НА СЕГОДНЯ
Овен Телец
Близнецы Рак
Лев Дева
Весы Скорпион
Стрелец Козерог
Водолей Рыбы