Теория реинкарнации

24 июля 2020 в 15:49

Теория переселения душ - одна из старейших, принятая людьми Востока, чтобы разрешить проблемы, соотносящие жизнь и смерть, а также объяснить длящееся существование после смерти. Эта теория предполагает бытие души как сущности, которая может жить, даже когда грубое материальное тело умирает и распадается на составляющие его элементы. Те, кто отвергает существование души - этого мыслителя и деятеля, остающегося в тени, души, как естества отличного, отделимого от грубого материального тела, неизбежно отвергают и теорию трансмиграции.

Что представляет собой теория переселения душ

Материалисты во все века отказывались принимать эту теорию, считая душу и тело неким единым целым. Потому они и не задавались вопросом, продолжит ли душа бытие. Материалисты вовсе не являются порождением века двадцатого, но жили издавна во всех странах. И в Индии и у других цивилизованных народов древности мы легко обнаружим мыслителей, которые приводят аргументы, знакомые нам по высказывания нынешних агностиков и ученых. Но, в общем, их доводы односторонни и неубедительны. Они пытаются представить душу или самосознающую сущность как комбинацию материи и материальных сил, но не достигают успеха в научных доказательствах.

В свою очередь, никакие наши аргументы в пользу души, ее существования, не могут убедить их, поскольку они отвергают наличие чего бы то ни было, что не может быть подтверждено органами чувств. А как мы можем перенести душу на чувственный план? Ведь, эфирная, она несравнимо тоньше чего-либо, что мы можем проанализировать с помощью наших чувств.

Те, кто пытается объяснить причину нашей земной жизни посредством теории наследственности, не верят в истину трансмиграции. Но если мы сравним доводы агностиков и материалистов, поддерживающих теорию наследственности, с аргументами, приводимыми сторонниками теории трансмиграции, то обнаружим - последняя дает гораздо более рациональные и удовлетворяющие объяснения.

Непринятие теории трансмиграции

Среди приверженцев великих религий мира большинство христиан, иудеев, мусульман отвергают переселение душ. О, конечно, было время, когда и христиане верили в трансмиграцию. Ориген и другие Отцы церкви принимали ее, пока Юстиниан не предал анафеме верящих в перевоплощение и предсуществование души. Что касается евреев, можно видеть, что в Каббале идея трансмиграции играет наиболее важную роль. Фактически каббалисты создали свою теорию, поскольку посредством других не могли объяснить происходящего в мире.

Напомним основные положения религий, не принимающих трансмиграции, а значит, поддерживающих доктрину единственности рождения: Бог создал душу из ничего к моменту рождения, которое является первым и последним для каждого, мы не существовали до того и были внезапно созданы Богом, а после смерти каждый из нас продолжит жить на небесах или в аду, чтобы наслаждаться или страдать там вечность. Среди современный спиритуалистов мы тоже встречаем сторонников теории единственности рождения. Но есть также миллионы и миллионы людей во всем мире, кто верит в переселение душ, и здесь они находят утешение, успокоение, примирение со своей жизнью, ответы на вечные вопросы о смысле существования.

Сторонники теории трансмиграции

Теория трансмиграции, или метемпсихоз, как ее называют многие философы, являясь самобытной, учит о переселении души из одного тела в другое после смерти, или другими словами, это значит, что душа после пребывания в одном конкретном теле на протяжении определенного времени покидает его к моменту смерти, чтобы продолжить существование, получая дальнейший жизненный опыт, в другом теле - будь то человек, животное или ангел, - которое готово принять эту душу.

Причем сторонники метемпсихоза считают, что вполне возможно после пребывания в ангельском обличье снова вернуться на человеческий план, а затем родиться в виде животного. К тому же переселяющаяся субстанция, обладая вполне определенными качественными и количественными характеристиками, выбирает себе форму согласно своим вкусам, желаниям и склонностям. Подобная идея преобладала среди древних египтян, которые считали, что отлетевшая после смерти душа тысячелетия путешествует от одного тела к другому, стараясь обогатиться опытом всех существ на каждой стадии жизни.

А вспомнив греческих философов, мы тоже обнаружим сторонников теории метемпсихоза или переселения душ. Это Пифагор, Платон и их последователи. Пифагор говорит: "После смерти рациональный ум, освободясь от уз тела, становится эфирным и переходит в некую область, где пребывает, пока не отсылается назад, чтобы обитать в каком-либо другом теле человека или животного. Претерпев ряд очищений и став достаточно совершенным он перемещается к богам, возвращается к вечному источнику от которого и произошел. Платон тоже поддерживал метемпсихоз. Конечно, мы не можем точно сказать, откуда к Пифагору и Платону пришли такие идеи. Кое-кто считает, что они изучали египетские доктрины. Другие думают, что прямо или опосредованно они почерпнули теорию трансмиграции в Индии.

Платон о трансмиграции

Используя мифологический язык, Платон описывал в "Федре" причины рождения душ на том или ином плане, человеческом или животном. Платон же говорит: "Десять тысяч лет должно пройти до времени, когда душа сможет вернуться к месту своего исхода, поскольку она не может вырастить свои крылья за меньший срок"; "В конце первого тысячелетия души добрых и злых собираются вместе вытягивать жребии и выбирают себе тела согласно склонностям характеров. Они могут взять то, что им понравилось". То есть вместо того, чтобы получить жизнь, являющуюся естественным следствием свершенных подвигов или злодеяний, им позволено выбирать свой жребий, сообразуясь с полученным опытом и наклонностями. "Те, кому человечество внушает отвращение, предпочитают рождаться животными, такими как лев или орел. Другие рады испытать судьбу в человеческом обличье".

Но, надо сказать, теория трансмиграции, описанная Платоном, имеет некоторое отличие от подобной теории, существовавшей в Индии его времени. В идее Платона, как мы это уже отмечали, душам позволено выбирать свой жребий, согласно опыту и вкусу, но без учета свершенных подвигов или злодеяний. Платон умалчивает о законе, которому подчинены души. Но мыслители и философы древней Индии полагали, что каждая индивидуальная душа направляется непреложным законом, получая тело в соответствии с содеянным, и вовсе не имеет свободного выбора предстоящей жизни. Они открыли универсальный закон причины и следствия, действия и противодействия, названный в санскрите термином КАРМА, из которого знаем: за каждой причиной тянется следствие сходной природы, а каждое действие порождает подобное же противодействие, и наоборот, каждая реакция есть результат действия или причины сходного характера. И всегда соблюдается равновесие, гармония между причиной и следствием, действием и противодействием. Этот закон Кармы теперь принят в качестве фундаментальной истины современной науки, называемой разными именами: закон причинности, закон компенсации, закон возмездия, закон действия и противодействия, но все они имеют отношение все к той же идее: каждая причина должна порождать подобный себе результат, а каждое действие - подобное себе противодействие.

Индусская теория трансмиграции

Далее, древние индийские мыслители обращались к закону Кармы, чтобы объяснить судьбу человеческих душ, и именно на этом законе они основали теорию трансмиграции, утверждая, что души подчинены непреложному закону, и обойти его нельзя - их мысли и деяния есть причины, производящие результат подобной же природы. И их будущее рождение не зависит от их каприза, от свободного выбора, но ограничено мыслями и подвигами или злодеяниями, свершенными в предыдущей жизни. И если, по Платону, они предпочтут, к примеру, животную, звериную форму, то так тому и быть, по мнению индусов - наши мысли и дела принуждают нас принять ту или иную форму, и мы подчинены закону Кармы, управляющему нашими будущими рождениями и эволюцией наших душ.

Следовательно, индусская теория трансмиграции фундаментально отличается как от платонической, так и от египетской. К тому же из последних мы видим: души, оставив старые тела, входят в другие, которые ожидают, желая заполучить вселяющиеся души. В индусской же теории тело вовсе не ожидает такую душу, но, напротив, душа, будучи субъектом закона эволюции, строит грубое материальное тело, согласно своим желаниям, и тенденциям. Так же как семя жизни развивает более грубые формы путем клеточного деления, роста и приспосабливания к окружающей среде, так и человеческая душа формирует тело, повинуясь законам физического плана. Родители есть не что иное, как канал, через который вселяющаяся душа получает свои материальные форумы. Родители не создают душ, они не имеют возможности их создавать. Они могут дать только подходящие условия, необходимые для формирования грубого физического тела. Души входят в тела, обладая своими желаниями, тенденциями, возможностями и остаются в их ядрами жизни.

Далее, эти ядра, содержат жизненные силы, чувственные возможности, физическую энергию и эфирные частицы материи. Ко времени смерти душа сжимается и изымает из органов чувств все свои возможности, задатки, силу, стягивая все это к сокровенному центру, и в таком сжатом состоянии покидает тело. Но она ничего не теряет.

Согласно закону постоянства сил и сохранения энергии, собранное в центре остается скрытым, пока окружающие условия не окажутся благоприятными для нового проявления духовной сущности, что приведет к следующему рождению, а вместе с тем к продолжению раскрытия заложенных возможностей ядра жизни или души индивидуума, которая называлась разными именами: монадой - по Лейбницу, или биоплазмой - современными учеными, но философы Веданты писали о ней, прежде всего, как о тонком теле. Эти ядра или тонкие тела есть субъекты эволюции и роста, они поднимаются от низших к высшим стадиям развития, от минералов через растения к животному миру, затем, становясь людьми, далее продолжают прогрессировать.

Согласно теории Платона, совершенно исключен прогресс, как рост и постепенное развитие души, потому что переселяющаяся субстанция, как это уже отмечалось, обладает фиксированными раз и навсегда заданными свойствами, не подверженными эволюции. И вот, чтобы различить эти две идеи, следует назвать индусскую теорию трансмиграции термином РЕИНКАРНАЦИЯ, хотя и та, и другая, поддерживают переселение душ после смерти тела. Но индусская, или ведантическая теория реинкарнации не соответствует и буддистской теории возрождения, поскольку буддисты не верят в постоянное существование души.

Отличия и особенности теории реинкарнации

Еще раз остановимся на отличиях и особенностях теории реинкарнации. Душа поднимается по ступеням эволюции, обогащаясь опытом и знаниями, подходит к человеческому плану, но ее развитие никогда не идет вспять, хотя и может временно замедляться, приостанавливаясь на той или иной ступеньке, и душа, в результате вышедшая на человеческий план, уже никогда не спустится вниз к животным телам, в то время, как платоническая теория учит, что души людей могут вселяться в тела зверей или ангелов, и что некоторые предпочитают именно тела животных.

Теория реинкарнации говорит, основываясь на научных истинах постепенной эволюции: человеческая душа уже миновала стадию животного, а тем более - растительного мира, в естественном процессе развития, и однажды получив в свое распоряжение человеческий организм, зачем понадобится ей двигаться назад, выбирая менее совершенный организм животного? Есть ли возможность для более развитой субстанции проявиться полной мерой в относительно несовершенном теле (это касается, прежде всего, духовных задатков и их реализации), и наоборот, имеет ли смысл использовать для существа с недостаточно развитой душой тело более совершенное в отношении возможности духовных проявлений? Эти сопоставления естественно не идут на пользу сторонникам платонической теории.

Однако не будем отрицать, что в Индии достаточно необразованных людей и среди индусов, которые верят, что души людские обречены селиться в звериных телах, если жизнь их была неправедной, - чтобы пожинать плоды своих злодеяний, в соответствии с законом Кармы. Но образованные, мыслящие умы Индии придерживаются более рациональной и научной теории реинкарнации. И хотя в отдельных местах священных писаний индусов вроде бы очевидно упоминается возможность регрессии, отступления в развитии, мы считаем, что такие пассажи не значат прямо, что душа обязана взять тело животного, но она будет жить подобно животному, даже имея человеческое обличье; мало ли мы видим среди людей, таких, которые похожи на котов и собак, на змей - характером и повадками.

Часто они куда более порочны, чем настоящие коты, собаки или змеи. Они пожинают плоды своей собственной Кармы и проявляют свою животную натуру, хотя физически похожи на человеческое существо. Этот род регрессии возможен для тех, кто после достижения человеческого плана должен рассчитаться за безнравственные мысли и деяния пребыванием на животном плане. Такая временная регрессия приносит дополнительные знания и помогает дальнейшему прогрессу в проявлении лучших задатков на более высоком сознательном плане. Все порочные мысли и поступки есть не что иное, как результат наших собственных ошибок. Что есть грех? Да не что иное, как ошибка, и она происходит от неведения.

К примеру, если я не знаю, что огонь обжигает, я могу сунуть в него палец, что окажется очень болезненным. Результатом этой ошибки будет ожог пальца, и это научит меня раз и навсегда осторожности с огнем. Итак, каждая ошибка - великий учитель на долгом жизненном пути. Никто не рожден таким совершенным, чтобы напрочь избежать ошибок или грехов. Каждая ошибка открывает нам глаза на законы вселенной, подводя нас к желаемым результатам. И поскольку одна жизнь слишком мала для обогащения опытом всех стадий эволюции, нам приходится принять доктрину реинкарнации души для достижения окончательной цели земной жизни. Профессор Хаксли сказал: "Лишь мыслители-торопыги отклонят эту теорию на основании якобы присущей ей абсурдности. Подобно самой доктрине эволюции теория переселения душ имеет корни в мире реальности".

@




Обязательные для заполнения поля помечены знаком *.

Если у Вас возникли проблемы с чтением кода, нажмите на картинку с кодом для нового кода.