25 декабря 2019 в 11:22

Расположенный чуть к югу от Мехико, в основном в районе Юкатана и вокруг него (Гватемала, Гондурас), очаг цивилизации майя был если не самым мощным, то уж во всяком случае самым древним и одним из наиболее известных в Мезоамерике.

Период существования цивилизации Майя

Общность протомайя фиксируется специалистами чуть ли не в Ш-П тысячелетиях до н. э. И хотя сам по себе этот факт не исключает воздействия на эту общность со стороны возникшей несколько позже цивилизации ольмеков, а затем и науа (тольтеков) с их великолепным культурно-религиозным центром в Теотиуакане, длительность непрерывного существования майя — необычная в Америке — заслуживает внимания и уважения.

Так называемый «классический» период существования майя относится, как считают специалисты, к периоду между 325 и 925 гг., хотя первые города этой этнической общности относятся примерно к рубежу н. э. Эти города были уже насыщены дворцами и храмами, в них подчас встречалось нечто вроде обсерваторий и стадионов, были свои центры ремесленного производства и воинские дружины. И именно к этому времени относится расцвет цивилизации майя, отмеченный немалым пантеоном богов и многочисленными храмами в их честь.

Религия майя

Божеств разной степени значимости было у майя, по некоторым данным, 166 (по другим — 30). Часть их имела двойников противоположного пола, причем все они имели, судя по рисункам, антропоморфный облик. Боги странствовали то по небесным сферам, то по подземному миру. Заимствованная скорей всего у науа идея о мировом дереве с его 13 небесами и 9 подземными царствами (редко встречается столь мощное и густое мировое дерево иных народов) была превращена индейцами майя в некий плацдарм для размещения многочисленных божеств, отвечавших за воду и огонь, светила и войны и многое другое.

Главным небесным богом, творцом и владыкой всего считался старик Ицамна. Именно он создал мир, мог принимать различные обличья (ягуара, крылатого змея) и отвечал за благополучие созданной им вселенной, будь то солнце, земля или урожай. Богиня луны Иш Чэль считалась его женой и покровительствовала плодородию, здоровью и ткачеству как занятию женщин. Главным божеством подземного мира считался бог смерти А Пуч. Влиятельными и почитаемыми были божества огня, долин, охоты, оленей и др. Интересен бог носильщиков — важность такой небесной персоны могут осознать лишь те, кто хорошо помнит, что в доколумбовой Америке не было тяглового колесного транспорта и что все грузы перевозили либо на одомашненных ламах, либо на себе.

Представления древних майя о мироздании

Идея мирового древа с его 13 небесами и 9 подземными ярусами находилась в центре религиозных представлении майя о мироздании. Они полагали, что боги небесной сферы Ошлахун Ти-Ху, повелители 13 небес и покровители 13-дневной недели (сходство чисел не должно удивлять) активно враждовали с божествами подземного мира Болон Ти-Ку. Земля воспринималась ими как плоский четырехугольник, каждый угол которого был направлен в одну из сторон света, а каждая сторона света имела свой цвет (восток — красный, север — белый, запад — черный, юг — желтый).

Центру земли соответствовал зеленый цвет. Располагалась земля на спине гигантского крокодила, плававшего в огромном водоеме. Небесным двойником этого крокодила считался гигантский двуглавый змеи, на теле которого находились солнце, луна и звезды.

Четверка в системе космологии играла существенную роль. Так, например, майя полагали, что с четырех сторон от главного мирового дерева размещались еще четыре дерева поменьше, каждое из которых имело своих божеств дождя (чак), ветра (павахтун) и держателя неба (бакаб). Именно на этих бакабах покоилась вся мощь небесной сферы. Считалось, что каждая троица божеств с их деревом главенствовала по очереди раз в четыре года. Подземный мир представлялся в виде мрачной преисподней, находившейся под властью Владыки ночи. Через него между закатом и востоком пробегали все небесные тела, начиная с солнца (неясно, вместе с двуглавым змеем или отдельно от него).

Некоторые божества имели заимствованный скорей всего у ольмеков (а быть может, и из культуры Чаван в древнем Перу через ольмеков) облик ягуара. Божеств в виде ягуаров было много, причем именно в этой форме представляли себе своих божественных покровителей и многие отдельные племенные структуры или даже клановые сообщества майя.

Пирамиды майя

В раскопанных археологами городах майя обнаружено немало пирамид, среди которых выделяется пирамида в Паленке. Будучи значительно более скромной, чем, например, гигантская пирамида Солнца в Теотиуакане, она тем не менее являет собой грандиозное сооружение. Эта пирамида была, надо полагать, святилищем общенационального значения.

Но в ряде других городов майя аналогичные пирамидальные строения со ступенчатым сводом (правда, весьма ранние, относящиеся примерно к рубежу н. э.) были лишь надстройкой над гробницей важного покойника, скорей всего правителя. В некоторых случаях такие захоронения сопровождались погребенными с правителем его подданными.

Календарь майя

Письменность и календарь майя складывались медленно. Процесс этот начался, как о том свидетельствуют археологические находки, незадолго до начала н. э. Но расцвет того и другого был тесно связан со становлением очага урбанистической цивилизации, т. е. с «классическим» периодом истории майя. Одновременно в обществе майя выделились правители городов-государств, изображения которых можно встретить достаточно часто, а также сложилась мощная конгрегация жрецов, набиравшая все большую силу. Некоторые специалисты склонны даже считать «классический» период теократией.

Жрецы майя действительно имели огромную реальную власть в государстве. Они имели право на брак и семью, а их дети обычно продолжали их дело либо становились главными помощниками правителей. Именно усилиями жрецов совершенствовались иероглифика и календарь (год у майя состоял из 260 дней, но разница с календарным годом строго компенсировалась сложной системой дополнительных вставных дней), они занимались гаданиями и прорицаниями.

Календарь майя принадлежит к числу едва ли не самых важных достижений этой цивилизации. Он настолько тщательно разработан и так точно соответствует не только реальному, но и (по мнению ряда восхищающихся им специалистов) галактическому времени, что авторы порой буквально не находят слов, чтобы выразить свое восхищение и преклонение перед теми, кто его создал.

Жрецы и религиозные ритуалы жертвоприношения майя

Жрецы следили за строгим соблюдением ритуальных обрядов, а также были сведущи в медицине. В их функцию входило обучение подрастающего поколения их преемников, они же разрабатывали мифологию майя, включая ее космогонию. Нет сомнения, что именно жрецам пришла идея «подкармливать» свое главное божество (речь о боге солнца Ицамне, который должен ежедневно совершать свой путь по небу) кровавыми человеческими жертвами, которых на раннем этапе становления цивилизации майя еще не было.

Однако не следует думать, что кровавые жертвы приносились только в честь бога солнца. Напротив, жрецы вошли во вкус и стали лить кровь чуть ли не ежедневно и в честь любого из богов. А некоторые боги оказались даже привередливыми. Так, боги дождя чаки (вспомним, что их было четверо) предпочитали, например, кровь детей.

Кровавые жертвоприношения жрецов майя наиболее поражают наше привыкшее ко всему воображение. Дело не столько в обилии крови, хотя ее требовалось много. В принципе с кровавыми человеческими жертвами в честь богов были знакомы очень многие народы. В случае с майя обращает на себя внимание, кроме всего остального, форма жертвоприношения. Жрецы майя (а потом и заимствовавшие у них эту систему ацтеки) считали важным взрезать острым ножом грудь обреченного, вырвать из тела еще дымящееся теплом и пульсирующее сердце и именно его поднести божеству, обмазав кровью лицо и рот соответствующей статуи.

В особо торжественных случаях с тела принесенного в жертву сдиралась кожа, которую надевал на себя один из жрецов. Остальное сбрасывалось с вершины пирамиды, где обычно происходило ритуальное действо, вниз и кусками поедалось многочисленными присутствовавшими на церемониале, тем самым причащавшимися к жертвенному ритуалу и к великому божеству. Ритуальный каннибализм такого рода никого не смущал — и в этом была, пожалуй, наиболее специфическая черта кровавого жертвоприношения майя и других очагов цивилизаций Мезоамерики. По сравнению с этим прокалывание щек или носа, даже вены и другие аналогичные способы выпускать кровь, что также поощрялось, были не заслуживающей особого внимания мелочью.

Иногда, в каких-либо торжественных случаях либо в связи с победами такого рода жертвы совершались в массовом порядке, причем в жертву приносились рассматривавшиеся в качестве рабов пленные. Интересно добавить к сказанному, что в честь богов на стадионах проводилась игра в мяч, который нужно было забросить в кольцо (нечто вроде баскетбола). При этом проигравшая команда либо целиком, либо в лице ее капитана (существуют разные варианты описания этого обряда) тоже приносилась в жертву.

Словом, крови жрецы майя не жалели, что, видимо, и делало их столь могущественными и страшными в глазах простого народа. И это при всем том, что проблема жизни и смерти не стояла перед майя слишком остро. Все они верили, что после смерти (особенно будучи принесенными в жертву) попадут скорей всего на небеса. Кроме небес для смертных было и местопребывание в подземном мире, что не слишком привлекало по сравнению с небесами. Стоит заметить, что для погибших с честью воинов тоже отыскивалось место на небесах.

Мифы цивилизации Майя

«Классический» период завершился, о чем уже упоминалось, вытеснением майя из их городов на новые места, где они смешались с изгнанными со своих родных мест тольтеками. Начался период поздних майя со слабыми и неустойчивыми государственными образованиями и едва ли не с постоянными войнами. Это было время так называемых горных майя, у которых появилось немало нового, в том числе в мифологии и космогонии.

Наиболее интересным из этого нового были рассказы о том, что мир создавался несколькими богами три или четыре раза, но все время казался творившим его богам неудачным, после чего уничтожался. По некоторым данным, каждый из этих циклов длился 5200 лет. Последний раз боги все-таки были удовлетворены и в добавление к мирозданию сделали из маиса четырех мужчин, а затем еще и четырех женщин. Эти четыре пары и стали предками горных майя (киче майя). Кроме того, мифология поздних майя повествует о борьбе двух божественных близнецов с 12 божествами подземного мира.

Культ предков у народов майя

У майя существовал и играл весьма значительную роль культ предков, особенно царских. Раскопки последних десятилетий и реконструкция храмов-пирамид позволяют специалистам утверждать, что значительная часть такого рода строений были созданы специально для захоронения высокопоставленных особ, прежде всего правителей. Близ этих гробниц обычно устанавливались каменные стелы, на которых обозначались сроки царствования умершего.

Поскольку календарь майя, как уже упоминалось, исходил из 20-летнего срока как своего рода века, то главная стела символизировала обычно именно 20-летие. Однако существовали и другие, фиксировавшие 10-летний и 5-летний сроки. Боги каждого очередного 20-летия, видимо, должны были точно знать, сколько лет и в чей период правил покойник. Культ умерших предков не был чужд и более низким слоям общества, хотя он и не был столь заметен для окружающих. Есть сведения, что в ранний период существования майя покойников хоронили в святилищах рядом с домом, а то и просто под полом жилища.


Добавить комментарий

Поля отмеченные * обязательны.

Если не можете разобрать код, нажмите на него. Картинка будет заменена.
 
ПРОВЕРЬТЕ СЕБЯ ОНЛАЙН
Загрузка...

ПОПУЛЯРНЫЕ ТЕСТЫ


ГОРОСКОП НА СЕГОДНЯ
Овен Телец
Близнецы Рак
Лев Дева
Весы Скорпион
Стрелец Козерог
Водолей Рыбы