Какой была судебная система в Средние века

20 октября 2019 в 21:00

Уклад жизни варваров-германцев до Великого переселения народов напоминал казачий, станичный. Каждая семья возделывала своё хозяйство на хуторе (или, как сказали бы ныне, на собственной ферме). Роль казачьей станицы, т. е. места, где были (у казаков) школа и храм, где собирался станичный казачий круг, выполняло языческое капище. Именно там сходилось племя решать общие вопросы (обычно вопросы войны и мира), разбирать споры соплеменников, карать преступников, молиться богам.

Особенности судебной системы в Средние века

Средневековые своды законов отличаются от сводов римских законов и современных уголовных кодексов. Их особенность – наличие всего лишь двух видов наказаний: смертная казнь (при покушении на королевскую особу) и штраф. Последнее объясняется, среди прочего, тем, что в условиях гибели государственной системы нет и мест заключения. Но всё это не отменяет кары за преступления, которые перечислены в судебниках с невероятной дотошностью. Например, параграфы о возмещениях за ранения представляют собой целый «анатомический трактат», так как за каждую рану положено особое возмещение. То же самое в статьях о кражах.

В своде записей правовых обычаев франков – Салическом законе (первоначально часть племени, что жила около моря, называли салическими – от лат. «море», т. е. «приморскими» франками) – наличествуют и статьи за словесное оскорбление. За каждое оскорбление полагается один и тот же штраф, но все они тщательно перечисляются. Каковы же эти ругательства? Читатель, надеющийся узнать что-либо новое из области ненормативной лексики, будет разочарован. «Волк», «медведь», «заяц» (и подобные слова) – вот как «обзывали» друг друга древние франки. Но надо помнить, что это не просто «обзывательства» на современный лад. Это как бы заклинания, а равно и обвинения. Назвав человека волком, франк наводил на него порчу, в результате чего последний мог обратиться в волка!

Суды в первых деревенских общинах

Община у варваров – это не общая земля, но общие обряды, общий суд, общее войско. Наличие хуторского хозяйства никак не исключало племенной демократии. После завоевания Римской империи варвары столкнулись с несвободными земледельцами (рабами и колонами), селившимися компактно. Но в регионах, никогда не входивших в Римскую империю, деревень в нашем понимании вообще не было. Как же они возникли?

Причин постепенного сселения людей в одно место имелось несколько. Это и необходимость защиты от внешних нападений, и так называемая внутренняя колонизация. Но всё же главная причина формирования деревенских общин – в развитии крестьянской зависимости. Сеньору было проще добиваться исполнения повинностей коллективом в целом, а не каждым крестьянином в отдельности. Феодал назначал своего уполномоченного (во Франции он назывался «бальи»), который и следил за всем этим. Бальи мог быть из челяди помещика либо (чаще) из влиятельных общинников.

Община формировалась не только, так сказать, «сверху», но и «снизу». Защищать свои права, требовать от сеньора выполнения обычаев, даже разрешать конфликты с сеньором проще было путём коллективных действий. Не надо представлять средневекового крестьянина бессловесным животным, безропотно подчинявшимся своему (как сказали бы на Руси) барину. И у сеньора, и у крестьянина были и свои права, и свои обязанности. Другое дело, что у первого имелось больше прав, а у второго – обязанностей. Так вот некоторые традиции решать общие дела всем миром» (как опять же сказали бы на Руси) никогда не исчезали. Ведь и до возникновения крестьянской зависимости были племенные сходки. Скандинавы-викинги, грабя Европу и захватывая многие регионы, приносили обычаи собраний обитателей округи (тинги). И жители одной сеньории сходились на общинные собрания, закладывая основы прямой общинной демократии (хотя слов таких они и не знали).

Эта демократия была ограниченной: право участия в таких собраниях имели лишь домохозяева, главы семейств. Холостая молодёжь, женщины, безземельные (а такие тоже имелись) не являлись полноправными членами общины. И всё же крестьянские общины за X–XIII вв. добились немалого. Во многих случаях они получили право самим избирать своих руководителей (во Франции их называли мэрами). Общины могли регулировать повинности не только среди односельчан, но и по отношению к сеньору. Они добились чёткой фиксации (даже и письменной) оных повинностей, а кое-где и уменьшения их.

Оцените статью:
Рейтинг: 5 (Голосов: 1)

Комментарии

Добавить комментарий

Поля отмеченные * обязательны.

Если не можете разобрать код, нажмите на него. Картинка будет заменена.
 
ПРОВЕРЬТЕ СЕБЯ ОНЛАЙН

Загрузка...

ПОПУЛЯРНЫЕ ТЕСТЫ


ЧТО ПОЧИТАТЬ