Император и король сицилийский Фридрих II – интересные факты из биографии

18 октября 2019 в 13:24

Stupor Mundi – такое прозвище получил от современников император и король Сицилийский Фридрих II. Латинское слово stupor означает «удивление», «ошеломление», mundi – «мир», «Земля». Действительно, Фридрих ошеломил весь тогдашний мир.

Характер юного короля Фридриха

Это была весьма своеобразная личность. Рождённый и выросший на Сицилии, Фридрих был просто влюблён в свой остров. Побывав в Палестине, он сказал: «Господь не видел Сицилии, иначе Он не воплотился бы здесь». Сицилия в течение столетий являлась перекрёстком культур: латинской (и нарождающейся итальянской), греческой, арабской, французской (нормандцы). Фридрих, будучи также и германским королём, владел всеми языками своего государства, включая арабский. Великий Данте полагал, что в основу формирующегося литературного итальянского языка ляжет сицилийский диалект, ибо на этом диалекте написаны стихи Федериго Сицилийского, как именовал автор «Божественной комедии» Фридриха. (В реальности основой итальянского языка стал тосканский диалект, язык самого Данте.)

Фридриха отличал интерес к философии, в том числе исламской и иудейской, наукам и искусству. Он собрал прекрасную библиотеку на разных языках, покровительствовал учебным заведениям ив 1224 г. основал университет в Неаполе. Уголовные законы Фридриха в Сицилии были мягче, чем в остальной Европе. Впрочем, мягче было и отношение к христианской морали. В городе Лучера (современный Кампобассо) в Апулии он, как утверждали, держал гарем.

Устройство государства и религия при Фридрихе II

Сицилия напоминала более Византийское или Арабское государство, нежели современные ей феодальные королевства. Иные историки сравнивают Фридриха II с правителями эпохи Возрождения или даже абсолютизма.

В Сицилии существовали единое королевское правосудие, развитые налоговая и финансовая системы, централизованная администрация, полицейские структуры, постоянная армия. Вся власть была сосредоточена в руках монарха. И совершенно невероятный для феодального Средневековья факт: запрещалось ношение оружия лицам, не состоящим на королевской службе.

Фридриха можно было назвать, хотя и с оговорками, веротерпимым. Христиане, мусульмане, иудеи мирно уживались в его владениях. В университетах преподавали представители всех этих религий. Он обожал устраивать межконфессиональные диспуты, симпатизировал арабской культуре, заимствовал многое из мусульманских обычаев. Фридрих вёл переписку с арабскими учёными, привечал вольнодумцев и еретиков, искавших у него спасения от преследований пап.

Впрочем, любовь к сарацинам не мешала ему преследовать сицилийских арабов, которые устраивали заговоры против него, а веротерпимость – сжигать на кострах еретиков, если того требовали условия примирения с папством.

Современник писал о Фридрихе Сицилийском: «Настолько большую любовь и доверие он питал к неверным и так хорошо знал их, что уважал сей народ и его свершения больше, чем другие. Он сделал магометан камергерами и самыми доверенными слугами, а евнухам поручил охранять своих женщин, поэтому Папа и все другие христиане, узнавшие об этом, были весьма озабочены и подозревали в нём намерение перейти в магометанскую веру. Но люди убедились, что он ни во что не верит и сам не знает, какую бы веру он хотел уничтожить, а какую выбрать и придерживаться её».

Фридрих Сицилийский примеряет германскую корону

Фридрих стремится обрести германскую, а за ней и имперскую корону. Папа помогал ему. В ноябре 1209 г. Иннокентий III объявил об отлучении и низложении Оттона IV и предложил в римские короли Фридриха. В сентябре 1211 г. германские князья избрали Фридриха королём, а в январе 1212 г. прибывшие в Палермо их посланцы предложили Фридриху принять германскую корону. В марте римский король отправился в поход в Германию с отрядом всего в 60 рыцарей.

Если один и тот же государь будет править и Южной Италией, и Северной, то папские земли окажутся в клещах императорских владений! Потому Иннокентий III и его преемники беспрерывно требовали от Фридриха в обмен на поддержку его императорских притязаний отказа от Сицилии и передачи её Папе или хотя бы другому монарху, пусть собственному наследнику. Фридрих многократно обещал это, но выполнять не собирался.

В апреле Фридрих в первый и последний раз встретился с Папой Иннокентием. Он торжественно признал Королевство обеих Сицилий папским леном, принёс римскому первосвященнику вассальную присягу, пообещал никогда не соединять в одних руках империю и Сицилию и после коронации имперской короной передать италийское королевство своему малолетнему сыну Генриху (1211 – 1 242). (С 1210г. Фридрих был женат на Констанции, дочери короля Арагона и вдове венгерского короля.) В декабре того же 1212 г. Фридрих торжественно коронуется в Майнце римским королём. В Германии его сторону принимает всё большее число князей. Впрочем, за поддержку приходилось платить.

Французский король Филипп II Август поддерживает Фридриха Сицилийского

Помощь пришла также со стороны Франции. Французский король Филипп II Август (1180–1223 гг.) вёл длительные войны и с Ричардом Львиное Сердце, пока тот был жив, и с его преемником Иоанном Безземельным (1199–1216 гг.), которому помогал Оттон. Исходя из принципа «враг моего врага – мой друг», Филипп поддерживал Фридриха и снабжал его деньгами.

27 августа 1214 г. в битве при Бувине (местечко в Северной Франции недалеко от Лилля) Филипп разбил войско Оттона и его английских, а также фламандских союзников. Оттон окончательно лишился поддержки, жил в родовых замках, постоянно преследуемый Фридрихом. Он скончался от болезни в 1218г., перед смертью примирившись с Церковью.

Антинациональная политика Фридриха

Некоторые историки называли политику Фридриха в Италии антинациональной. Он раздавал привилегии немецким князьям, делая из них почти независимых государей, способствуя превращению Германии в конгломерат владений, так что полного объединения страны пришлось ждать аж до XIX в. Но никакого «национального чувства» ещё просто не существовало. Владычество над Южной Италией – вполне реальная задача, владычество над миром – нереальная, но от этого не менее притягательная имперская идея. Вот что привлекало Фридриха, а не создание Немецкого королевства.

Фридрих же в 1215 г. был признан правителем во всей империи. В июле он возложил на себя корону Карла Великого в положенном месте – в Ахене. После коронации Фридрих II взял на себя обязательство принять крест, т. е. отправиться в Крестовый поход. На деле он не торопился его выполнять. Оказываются забытыми и обещания не соединять Германию и Сицилию в одних руках. Несмотря на это, Папа Гонорий III 22 ноября в Риме возлагает на Фридриха императорскую корону, но всё же требует исполнения обета. Фридрих добивается отсрочки похода до 1225 г., дабы навести порядок в Сицилии.

Во время отсутствия Фридриха в континентальных землях Королевства обеих Сицилий местная знать не признавала ничьей власти. Бароны вели себя как независимые государи, воевали друг с другом, давали прибежище разбойникам. В центральной части собственно острова Сицилия местные арабы создали свой эмират и грабили окрестные деревни и городки, уничтожали церкви и монастыри. К 1225 г. Фридрих добился подчинения своих подданных во всём королевстве, запретил междоусобные войны. Арабов переселили в Апулию, в Лучеру (самозваного эмира повесили). Им было вменено в обязанность по первому требованию императора предоставлять в его распоряжение 20 тыс. всадников. На свободу же мусульманского богослужения Фридрих не покушался.

Фридрих Сицилийский отправляется в крестовый поход

Настало время похода на Восток. Фридрих II никогда не забывал об императорском сане. Он считал себя, подобно своим предшественникам, главой латинского (а может быть, не только латинского) христианского мира. И обладание Святым городом усилило бы его позиции.

Походу предшествовало состоявшееся в 1225 г. бракосочетание овдовевшего императора с юной Изабеллой (чаще её называли Иолантой) Бриеннской – дочерью и наследницей иерусалимского короля Иоанна Бриеннского. После этого Фридрих передал королевский титул зятю. Правда, в 1225 г. Фридрих так и не отправился в поход. Но он торжественно поклялся сделать это в 1227 г.

7 сентября 1228 г. император прибыл в Акру. Многие местные христиане встретили его с ликованием, а христианские бароны, духовенство и монашеские ордена – с недоверием. Единственным исключением стал Тевтонский орден. Его Великий магистр (гроссмейстер) Герман фон Зальца был другом Фридриха.

Египетский султан Малик ал-Камиль, в чьих владениях со времён Саладина находился Иерусалим, вёл в это время борьбу со своим племянником султаном Дамаска ан-Насир Даудом. Фридрих предложил египетскому султану помощь в обмен на Иерусалим. Посол ал-Камиля эмир Фахр ад-Дин Юсуф вёл переговоры с императором. Всё это вызывало безумное раздражение у противников Фридриха. Кроме того, император выказывал всяческую приязнь к посланцу султана и даже посвятил Фахр ад-Дина (мусульманина!) в рыцари.

Действительно, летом 1227 г. крестоносное войско стало собираться в Бриндизи. Однако там вспыхнула эпидемия, унёсшая жизни тысячи ратников Христовых. Император всё же попытался в начале сентября посадить на корабли около 40 тыс. человек и сам отправился в путь. Но болезнь не пощадила и его, так что он вернулся с полдороги.

29 сентября понтифик отлучил императора от Церкви. Он заявлял даже, что Фридрих нарочно довёл крестоносцев до голода и болезни, чтобы не допустить похода, что он изменник веры Христовой. Фридрих отверг обвинения и в июне 1228 г. отбыл в Святую землю. Папа, однако, отказался снять отлучение и заявил вдогонку императору, что тот – слуга Магомета и не крестоносец, а разбойник и пират, мечети Омара и аль-Акса, Вифлеем, Назарет и некоторые иные земли отходили христианам. Фридрих со своей стороны обязался помогать египетскому султану против всех его врагов, хотя бы и христиан. И наоборот, он обещал не оказывать никакой помощи крепостям, находившимся в руках орденов тамплиеров (храмовников) и иоаннитов. Заключалось перемирие на десять лет, пять месяцев и сорок дней.

Фридрих назначает себя королем Иерусалимского королевства

Договор вызвал недовольство и христиан, и мусульман. Ал-Камиля единоверцы упрекали в слабости, императора франки обвинили в предательстве. Папа и не подумал снять отлучение, а латинский патриарх Иерусалима Герольд наложил на Святой город интердикт, т. е. запрет на богослужение в тех местах, где пребывает отлучённый. Сложилась парадоксальная ситуация: христианский государь вступает в освобождённый Иерусалим, а в городе молчат колокола. 18 марта 1229 г. император Фридрих II возложил сам на себя корону Иерусалимского королевства в храме Гроба Господня.

Иерусалим освобождён. Но вот 26 марта 1229 г. католический патриарх Иерусалимский Герольд пишет Папе письмо, полное ревности и злобы: «Далее мы со всей правдивостью и со жгучим стыдом сообщаем: султан, услышав, что император живёт по сарацинским обычаям, послал ему певиц, называемых ещё танцовщицами, а также фокусников, то есть людей, не только пользующихся дурной репутацией, но о которых вообще не принято говорить среди христиан; с ними князь мира сего развлекается во время вечерних попоек, с сарацинскими напитками, в сарацинском одеянии и вообще всяческим образом по-сарацински».

Прелат, похоже, несколько преувеличивает, говоря о попойках с мусульманами (или, может быть, они были плохими мусульманами?). И что такое «сарацинские напитки»? Но дело не в этом. То, что нам кажется проявлениями терпимости к чужой культуре, в глазах христианского священнослужителя выглядело дьявольщиной. Можно ли представить себе более разительное отличие Средневековья от нашего времени? Или всё не столь однозначно?

Особенно злобствовали тамплиеры и иоанниты, в частности и потому, что прежняя резиденция храмовников теперь оказалась в мусульманском квартале. Если верить английскому хронисту Роджеру Вендоверскому, современнику событий, «они сообщили султану: император решил посетить реку, где крестились Иоанн Креститель и Христос... пешком в шерстяной одежде с небольшой свитой, дабы тайно поклониться ей со смирением; и они предложили султану, по его усмотрению, взять императора в плен или зарезать его». Султан, якобы сказав: «Смотрите, какова верность христиан!», повелел переслать это письмо Фридриху.

Однако и среди мусульман далеко не все одобряли действия султана и императора, этого, по словам мусульманского летописца, «рыжего безбородого и слабого на вид человека, за которого, будь он рабом, никто не дал бы и двух сотен дирхемов». «Судя по его речам, он был безбожником и лишь разыгрывал из себя христианина», – вторил ему другой хронист. И это невзирая на то, что, ко гневу всех христиан, Фридрих дозволял муэдзинам призывать правоверных к молитве.

Папа Римский распускает слухи о кончине императора

Пока император был в Иерусалиме, Папа Григорий IX (Уголино Сеньи; 1227–1241 гг.) пытался поднять против него Германию и Сицилию. В Германии особых успехов добиться ему не удалось. Но в Королевстве обеих Сицилий, в материковой его части, войско Иоанна Бриеннского заняло ряд городов и земель. Папа даже распустил слух, что Фридрих умер на Востоке. Одновременно Григорий IX приказал своим воинам охранять порты, дабы схватить «мёртвого» императора. Когда вести о случившемся достигли Палестины, Фридрих засобирался на родину. 1 мая 1229 г. он отбыл на Сицилию, чтобы более никогда не являться в Святую землю. Иерусалим оставался в руках христиан до 1244 г. Император пытался вмешиваться в жизнь Святой земли лишь издалека.

По возвращении же в Италию ему сопутствовал успех. Ещё до отправки в Крестовый поход Фридрих, подобно своему деду, вступил в конфликт с городами-коммунами Северной Италии, поскольку какое бы то ни было народовластие, свобода городов были ему ненавистны. Папа не находил никакой поддержки. В Германии вообще все были на стороне императора. В конечном итоге в июне 1230 г. в городе Сан-Джермано в Римской области Григорий IX и Фридрих II заключили мирный договор, по которому с императора снималось отлучение, а тот, в свою очередь, обещал вести беспощадную борьбу с еретиками.

Религиозный скептик со всем пылом взялся за истребление тех, кто мыслил иногда так же, как и он. Даже оставленный наместником Германии его сын Генрих протестовал против жестокостей инквизиции. Но основным делом Фридриха было укрепление своей власти. На Сицилии и в Германии он действует по-разному, хотя кое в чём сходно. Сицилия становится жёстко централизованным государством (иные современные историки называют его тоталитарным), тогда как в Германии продолжается раздача привилегий князьям. При этом происходит также ограничение полномочий городов, в Германии – в пользу князей, в Сицилии и Ломбардии – в пользу самого императора. В Сицилии это вызывает волнения, правда в основном из-за повышения налогов. А созданная ещё при Барбароссе Ломбардская лига городов упорно сопротивляется.

Император объявляет Папу Римского Антихристом

В 1234 г. король Генрих, втайне подстрекаемый Папой, поднял мятеж против отца и пытался опереться на вольные города Германии и Ломбардскую лигу. Однако, испугавшись гнева императора и его военной силы, Григорий IX переметнулся на сторону Фридриха и даже отлучил Генриха от Церкви. В следующем, 1235 г. мятежник был пленён, осуждён и лишён трона; он так и умер в заключении. Римским королём в 1237 г. был провозглашён другой сын Фридриха – Конрад IV (1228–1254), которому почти сразу после рождения Фридрих передал (номинально, конечно) иерусалимскую корону.

В 1238 г. император назначил своего внебрачного сына Энцио королём Сардинии (1238–1249 гг.). Папа Григорий усмотрел в этом нарушение своих прав, ведь римские первосвященники претендовали на сюзеренитет над указанным островом. Но формально великий понтифик заявляет, что Фридрих нарушает свободу Церкви и потому подлежит отлучению, которое и произносится 20 марта 1239 г. Император апеллирует к коллегии кардиналов и объявляет её органом, стоящим над Папой. Тот разражается манифестом, где называет Фридриха предтечей Антихриста, император же объявляет самого Папу Антихристом и еретиком, «восседающим на кафедре ошибочной догмы».

Фридрих II назначает нового Папу Римского

Император в 1239 г. осаждает Милан, но не может его взять. Ряд городов Италии открывает перед ним ворота, но Рим остаётся верным Папе Григорию. Папа пытается созвать собор, чтобы осудить Фридриха, но Энцио захватывает корабль с более чем сотней кардиналов и других прелатов, ехавших в Италию, и срывает мероприятие. В 1241 г. Григорий IX умирает. Кардиналы, в том числе отпущенные Фридрихом, собираются на «конклав». Избран некий устраивающий императора Папа Целестин IV, но он умирает спустя 17 дней. 22 месяца папский престол пустует, пока 25 июня 1243 г. не избирают генуэзца Синибальдо Фиески, ставшего Папой Иннокентием IV (1243– 12 54 гг.). Этот понтифик твёрдо продолжает политику своих предшественников.

Бои в Италии шли с переменным успехом. Фридрих то брал города, то терял их. Папа бежал из Рима во Францию, в Лион, где созвал собор для осуждения Фридриха. Тот пытался договориться со Святым престолом. Когда в августе 1244 г. христиане потеряли Иерусалим, император обещал Папе прекратить военные действия, вывести войска из Папской области, отбыть походом в Святую землю и предоставить первосвященнику самому решать вопрос о подчинении городов Ломбардии. Иннокентий IV сначала согласился, даже снял отлучение, но потом передумал.

Смещение и смерть императора Фридриха

17 июля 1245 г. Папа объявил императора смещённым. Это вызвало ряд восстаний во владениях Фридриха II, в том числе на Сицилии. Он явился на остров, весной и летом взял несколько замков и безжалостно казнил мятежников. Полководцы императора смогли подавить бунты в городах Средней Италии. Но в самой Германии светские и духовные магнаты, враждебные императору, по наущению Папы признали низложение Фридриха и избрали в мае 1246 г. ландграфа Тюрингии Генриха Распе германским королём. Антикороль Генрих даже разбил наместника Германии римского короля Конрада IV, но вскоре скончался.

После смерти Генриха Распе оппозиционные Штауфенам князья избрали римским королём графа Вильгельма Голландского. Поначалу он успешно сражался с врагами, однако в августе 1250 г. потерпел поражение и был вынужден вернуться к себе в Голландию. Но эта последняя победа ничего не дала императору. В конце ноября 1250 г. во время похода на Ломбардию император Священной Римской империи и король обеих Сицилий Фридрих II Штауфен заболел какой-то желудочной болезнью. Он умер 13 декабря.


Комментарии

Добавить комментарий

Поля отмеченные * обязательны.

Если не можете разобрать код, нажмите на него. Картинка будет заменена.
 
ПРОВЕРЬТЕ СЕБЯ ОНЛАЙН

Загрузка...

ПОПУЛЯРНЫЕ ТЕСТЫ


ЧТО ПОЧИТАТЬ